Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.,
судей Сидорова В.В., Цехомской Е.В.,
по докладу судьи Сидорова В.В.,
при секретаре Ткач И.И.,
с участием прокурора Руденко М.В.,
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации МО Темрюкский район на основании доверенности Мануйловой С.А. на решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 15 ноября 2013 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Темрюкского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к управлению образованием администрации МО Темрюкский район, администрации МО Темрюкский район, МБДОУ детский сад общеразвивающего вида " ... " о признании незаконным бездействия администрации МО " ... " , выразившегося в непринятии должных мер по выделению денежных средств для обеспечения в МБДОУ детский сад общеразвивающего вида " ... " охранных услуг лицом, имеющим соответствующую лицензию на осуществление охранной деятельности, а также обязать администрацию МО " ... " в 2014 году выделить из бюджета МО " ... " на безопасность образовательного учреждения и профилактику терроризма и экстремизма в части обеспечения в МБДОУ детский сад общеразвивающего вида " ... " охраны лицом, имеющим соответствующую лицензию на осуществление охранной деятельности и о возложении обязанности на управление образованием администрации МО " ... " и МБДОУ детский сад общеразвивающего вида " ... " принять меры по обеспечению охраны лицом, имеющим соответствующую лицензию на осуществление охранной деятельности по мере поступления соответствующих денежных средств.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой проверки готовности образовательных учреждений к осуществлению образовательного процесса в новом 2013-2014 учебном году установлено, что МБДОУ детский сад общеразвивающего вида " ... " не заключен договор с частным охранным предприятием, имеющим лицензию на осуществление охранных услуг. Охрана образовательного учреждения и обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов в нем осуществляется лицом, не имеющим статуса частного охранника и не являющимся работником частной охранной организации, в связи с чем, прокурор обратился в суд с вышеуказанными требованиями.
Обжалуемым решением Темрюкского районного суда Краснодарского края от 15 ноября 2013 года суд удовлетворил исковые требования прокурора " ... " , признал незаконным бездействие администрации МО " ... " , выразившееся в непринятии должных мер по выделению денежных средств из бюджета МО " ... " на оказание охранных услуг МБДОУ детский сад общеразвивающего вида N " ... " с лицом, имеющим лицензию на осуществление охранной деятельности; обязал администрацию МО " ... " в 2014 году выделить из бюджета МО " ... " на безопасность образовательного учреждения МБДОУ детский сад общеразвивающего вида " ... " и профилактику терроризма и экстремизма денежные средства для принятия мер на оказание охранных услуг с лицом, имеющим лицензию на осуществление охранной деятельности; обязал управление образованием администрации МО " ... " и МБДОУ детский сад общеразвивающего вида N 17, по мере поступления соответствующих денежных средств, принять меры на оказание охранных услуг с лицом, имеющим лицензию на осуществление охранной деятельности в МБДОУ детский сад общеразвивающего вида N 17.
С указанным решением суда не согласилась представитель администрации муниципального образования " ... " по доверенности " Ф.И.О. "5 и подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований прокурора. В обоснование жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений прокурора на нее, заслушав прокурора " Ф.И.О. "4 , полагавшую решение законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в жалобе.
Как следует из материалов дела, в ходе прокурорской проверки готовности образовательных учреждений к осуществлению образовательного процесса в новом 2013-2014 учебном году были выявлены факты нарушения Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в РФ", в соответствии с которым, оказание охранных услуг разрешается только организациям специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел.
Как установлено проверкой, охрана МБДОУ детский сад общеразвивающего вида N 17 осуществляется лицом, которое не вправе заниматься охранной деятельностью, договор с частным охранным предприятием, имеющим лицензию на осуществление на осуществление охранных услуг, не заключен.
В соответствии с положениями статьи 1.1 Закона Российской Федерации от 11.03.1992г. N2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", частная охранная организация (далее также - охранная организация) - организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном законом порядке и имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности.
Положениями статьи 3 Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" определены виды охранных услуг, к которым, в том числе, отнесены охрана объектов, находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах.
В порядке, установленном Правительством Российской Федерации, организациям, осуществляющим частную охранную деятельность, предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, а частным детективам предоставляется право содействовать правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений.
Физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, частного охранника или частной охранной организации, запрещается оказывать услуги, предусмотренные настоящей статьей.
Согласно статье 11 Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", оказание услуг, перечисленных в части третьей статьи 3 данного Закона, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел.
О начале и об окончании оказания охранных услуг, изменении состава учредителей (участников) частная охранная организация обязана уведомить органы внутренних дел в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Охранная деятельность организаций не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Охранным организациям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи.
В соответствии с пунктом 1.7 Устава МБДОУ детский сад общеразвивающего вида N " ... " , в своей деятельности Учреждение руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об образовании", принимаемыми в соответствии с ним другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, а также законами и иными нормативными правовыми актами Краснодарского края в области образования, решениями Учредителя, настоящим Уставом.
Согласно пункту 6.5 Устава МБДОУ детский сад общеразвивающего вида N " ... " , Учреждение обязано обеспечивать своих работников безопасными условиями труда и нести ответственность в установленном порядке за ущерб, причиненный их здоровью и трудоспособности.
В силу пункта 6.10 Устава МБДОУ детский сад общеразвивающего вида N " ... " , учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Согласно пункту 7.7 Устава МБДОУ детский сад общеразвивающего вида N 17, учреждение, как получатель бюджетных средств, находится в ведомственном подчинении у главного распорядителя, которым является Управление образования администрации муниципального образования " ... " , осуществляющее отдельные полномочия Учредителя, которым является администрация муниципального образования " ... " , в части предоставления субсидий на выполнение муниципального задания и иные цели.
В соответствии с пунктом 7.8 Устава МБДОУ детский сад общеразвивающего вида N " ... " , источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются бюджетные поступления в виде субсидий.
Судом установлено, что в муниципальном образовании " ... " действует муниципальная целевая программа "Безопасность образовательных учреждений " ... " " на 2012 - 2013 годы, которая финансируется из средств краевого и местного бюджетов, общее финансирование составляет 14 752 800 рублей, из них доля муниципального бюджета 11 090 800 рублей, по условиям которой, финансирование мероприятий по обеспечению образовательных учреждений охранниками специализированных учреждений производится за счет средств муниципального бюджета.
Судом также установлено, что управление образованием администрации МО " ... " обращалось в администрацию МО " ... " с предоставлением сметы расходов на физическую охрану в дневное время объектов образования на 2013 год и на 2014 год, однако, администрация МО " ... " денежные средства из бюджета на безопасность детского учреждения и профилактику терроризма и экстремизма не выделяло.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности бездействия ответчиков.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции об удовлетворении иска прокурора следует признать законным и обоснованным.
Вывод суда основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы жалобы направлены на иную, неправильную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Вместе с тем, с учетом характера спорных правоотношений, принимая во внимание необходимость скорейшего устранения нарушений требований безопасности в детском образовательном учреждении, судебная коллегия полагает правильным исключить из резолютивной части решения указание на необходимость его исполнения по мере поступления из бюджета денежных средств на соответствующие цели.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 15 ноября 2013 года изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции:
"Иск прокурора Темрюкского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации МО Темрюкский район, выразившееся в непринятии должных мер по выделению денежных средств из бюджета МО Темрюкский район на оказание охранных услуг МБДОУ детский сад общеразвивающего вида N 17 с лицом, имеющим лицензию на осуществление охранной деятельности.
Обязать администрацию МО Темрюкский район в 2014 году выделить из бюджета МО Темрюкский район на безопасность образовательного учреждения МБДОУ детский сад общеразвивающего вида N 17 и профилактику терроризма и экстремизма денежные средства для принятия мер на оказание охранных услуг с лицом, имеющим лицензию на осуществление охранной деятельности.
Обязать управление образованием администрации МО Темрюкский район и МБДОУ детский сад общеразвивающего вида N 17 принять меры на оказание охранных услуг с лицом, имеющим лицензию на осуществление охранной деятельности в МБДОУ детский сад общеразвивающего вида N 17".
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.