Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.,
судей Морозовой Н.А., Сидорова В.В.,
по докладу судьи Сидорова В.В.,
при секретаре Рысине А.Ю.,
с участием прокурора Руденко М.В.,
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования Темрюкский район на основании доверенности Мануйловой С.А. на решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 05 ноября 2013 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Темрюкского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Темрюкский район, управлению образованием администрации муниципального образования Темрюкский район, МБОУ средней общеобразовательной школе N " ... " о признании незаконным бездействия управления образованием администрации муниципального образования Темрюкский район и МБОУ средней общеобразовательной школы N " ... " выразившееся в непринятии должных мер, призванных осуществлять физическую защиту объектов образовательного учреждения; возложении обязанности на администрацию муниципального образования Темрюкский район и МБОУ среднюю общеобразовательную школу N " ... " устранить в полном объеме допущенные нарушения путем обеспечения охраной МБОУ средней общеобразовательной школы N " ... " лицом (лицами), имеющим лицензию на осуществление охранной деятельности.
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой проверки готовности образовательных учреждений к осуществлению образовательного процесса в новом 2013-2014 учебном году установлено, что МБОУ средней общеобразовательной школой N " ... " не заключен договор с частным охранным предприятием, имеющим лицензию на осуществление охранных услуг. Охрана образовательного учреждения и обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов в нем осуществляется лицом, не имеющим статуса частного охранника и не являющимся работником частной охранной организации.
Обжалуемым решением Темрюкского районного суда Краснодарского края от 05 ноября 2013 года суд удовлетворил исковые требования прокурора Темрюкского района, признал незаконным бездействие администрации муниципального образования Темрюкский район Краснодарского края, выразившееся в непринятии должных мер по выделению денежных средств из бюджета муниципального образования Темрюкский район на оказание охранных услуг МБОУ средней общеобразовательной школе N " ... " Темрюкского района с лицом, имеющим лицензию на осуществление охранной деятельности; обязал администрацию муниципального образования Темрюкский район в 2014 году выделить из бюджета муниципального образования Темрюкский район на безопасность образовательного учреждения МБОУ средней общеобразовательной школы N " ... " и профилактику терроризма и экстремизма денежные средства для принятия мер на оказание услуг с лицом, имеющим лицензию на осуществление охранной деятельности; обязать управление образованием администрации муниципального образования Темрюкский район и МБОУ среднюю общеобразовательную школу N " ... " , по мере поступления соответствующих денежных средств, принять меры на оказание охранных услуг с лицом, имеющим лицензию на осуществление охранной деятельности в МБОУ средней общеобразовательной школе N " ... " .
С указанным решением суда не согласилась представитель администрации муниципального образования Темрюкский район по доверенности Мануйлова С.А. и подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований прокурора. В обоснование жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, судом допущены нарушения норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений прокурора на нее, заслушав представителя администрации муниципального образования Темрюкский район по доверенности Мануйлову С.А., настаивавшую на удовлетворении жалобы, прокурора Руденко М.В., полагавшую решение законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в жалобе.
Как следует из материалов дела, в ходе прокурорской проверки готовности образовательных учреждений к осуществлению образовательного процесса в новом 2013-2014 учебном году были выявлены факты нарушения Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в РФ", в соответствии с которым, оказание охранных услуг разрешается только организациям специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел.
Как установлено проверкой, охрана МБОУ средней общеобразовательной школы N " ... " осуществляется лицом, которое не вправе заниматься охранной деятельностью, договор с частным охранным предприятием, имеющим лицензию на осуществление на осуществление охранных услуг, не заключен.
В соответствии с положениями статьи 1.1 Закона Российской Федерации от 11.03.1992г. N2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", частная охранная организация (далее также - охранная организация) - организация, специально учрежденная для оказания охранных услуг, зарегистрированная в установленном законом порядке и имеющая лицензию на осуществление частной охранной деятельности.
Положениями статьи 3 Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" определены виды охранных услуг, к которым, в том числе, отнесены охрана объектов, находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах.
В порядке, установленном Правительством Российской Федерации, организациям, осуществляющим частную охранную деятельность, предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, а частным детективам предоставляется право содействовать правоохранительным органам в предупреждении и раскрытии преступлений, предупреждении и пресечении административных правонарушений.
Физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, частного охранника или частной охранной организации, запрещается оказывать услуги, предусмотренные настоящей статьей.
Согласно статье 11 Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", оказание услуг, перечисленных в части третьей статьи 3 данного Закона, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел.
О начале и об окончании оказания охранных услуг, изменении состава учредителей (участников) частная охранная организация обязана уведомить органы внутренних дел в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Охранная деятельность организаций не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Охранным организациям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи.
В соответствии с пунктом 1.7 Устава МБОУ средней общеобразовательной школы N " ... " Темрюкского района, в своей деятельности Учреждение руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации "Об образовании", принимаемыми в соответствии с ним другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, а также законами и иными нормативными правовыми актами Краснодарского края в области образования, решениями Учредителя, настоящим Уставом.
Согласно пункту 6.5 Устава МБОУ средней общеобразовательной школы N " ... " Темрюкского района, Учреждение обязано обеспечивать своих работников безопасными условиями труда и нести ответственность в установленном порядке за ущерб, причиненный их здоровью и трудоспособности.
В силу пункта 6.10 Устава МБОУ средней общеобразовательной школы N " ... " Темрюкского района, учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Согласно пункту 7.7 Устава МБОУ средней общеобразовательной школы N " ... " Темрюкского района, учреждение, как получатель бюджетных средств, находится в ведомственном подчинении у главного распорядителя, которым является Управление образования администрации муниципального образования Темрюкский район, осуществляющее отдельные полномочия Учредителя, которым является администрация муниципального образования Темрюкский район, в части предоставления субсидий на выполнение муниципального задания и иные цели.
В соответствии с пунктом 7.8 Устава МБОУ средней общеобразовательной школы N " ... " Темрюкского района, источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются бюджетные поступления в виде субсидий.
Судом установлено, что в муниципальном образовании Темрюкский район действует муниципальная целевая программа "Безопасность образовательных учреждений Темрюкского района" на 2012 - 2013 годы, которая финансируется из средств краевого и местного бюджетов, общее финансирование составляет 14 752 800 рублей, из них доля муниципального бюджета 11 090 800 рублей, по условиям которой, финансирование мероприятий по обеспечению образовательных учреждений охранниками специализированных учреждений производится за счет средств муниципального бюджета.
Суд также установил, что управление образованием администрации муниципального образования Темрюкский район обращалось в администрацию муниципального образования Темрюкский район с предоставлением сметы расходов на физическую охрану в дневное время объектов образования на 2013 год и на 2014 год, однако, администрация муниципального образования Темрюкский район денежные средства из бюджета на безопасность детского учреждения и профилактику терроризма и экстремизма не выделяло.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции пришел к правильному выводу о незаконности бездействия ответчиков.
В связи с чем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции об удовлетворении иска прокурора следует признать законным и обоснованным.
Вывод суда основан на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам статьи 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы жалобы направлены на иную, неправильную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.
Вместе с тем, с учетом характера спорных правоотношений, принимая во внимание необходимость скорейшего устранения нарушений требований безопасности в детском образовательном учреждении, судебная коллегия полагает правильным исключить из резолютивной части решения указание на необходимость его исполнения по мере поступления из бюджета денежных средств на соответствующие цели.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 - 330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 19 ноября 2013 года изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции:
"Иск прокурора Темрюкского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Темрюкский район Краснодарского края, выразившееся в непринятии должных мер по выделению денежных средств из бюджета муниципального образования Темрюкский район на оказание охранных услуг МБОУ средней общеобразовательной школе N " ... " Темрюкского района с лицом, имеющим лицензию на осуществление охранной деятельности.
Обязать администрацию муниципального образования Темрюкский район в 2014 году выделить из бюджета муниципального образования Темрюкский район на безопасность образовательного учреждения МБОУ средней общеобразовательной школы N " ... " и профилактику терроризма и экстремизма денежные средства для принятия мер на оказание услуг с лицом, имеющим лицензию на осуществление охранной деятельности.
Обязать управление образованием администрации муниципального образования Темрюкский район и МБОУ среднюю общеобразовательную школу N " ... " принять меры на оказание охранных услуг с лицом, имеющим лицензию на осуществление охранной деятельности в МБОУ средней общеобразовательной школе N " ... "
Председательствующий:
Судьи:
к делу N33 - 1889/2014
Протокол судебного заседания
30 января 2014 года город Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Лободенко К.В.,
судей Сидорова В.В., Морозовой Н.А.,
по докладу судьи Сидорова В.В.,
при секретаре Рысине А.Ю.,
с участием прокурора Руденко М.В.,
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования Темрюкский район на основании доверенности Мануйловой С.А. на решение Темрюкского районного суда Краснодарского края от 05 ноября 2013 года.
Председательствующий объявил, какое дело подлежит рассмотрению.
Судебное заседание открыто в 10 часов 25 минут.
Секретарь судебного заседания доложил о явке в судебное заседание.
В судебное заседание явились:
- прокурор " Ф.И.О. "4 ,
- представитель администрации муниципального образования " ... " на основании доверенности " Ф.И.О. "5
Личности установлены, полномочия проверены.
В судебное заседание не явились:
- представитель управления образования администрации муниципального образования " ... " ,
- представитель МБОУ СОШ N4.
Не явившиеся лица о времени и месте слушания извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду апелляционной инстанции не сообщили, о рассмотрении дела в их отсутствие либо отложении слушания дела не просили.
Председательствующий объявляет состав суда и сообщает, кто участвует в качестве секретаря судебного заседания и разъясняет лицам, участвующим в деле, их право заявлять самоотводы и отводы по основаниям, предусмотренным ст. 16-18 ГПК РФ.
Самоотводов и отводов не заявлено.
Председательствующий разъясняет лицам, участвующим в деле и их представителям процессуальные права и обязанности, предусмотренные ст.35, ст.39 ГПК РФ.
Права и обязанности ясны.
Судебная коллегия разрешает вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав участников процесса, руководствуясь статьями 167 и 327 ГПК РФ, совещаясь на месте, ОПРЕДЕЛИЛА:
- рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Председательствующий выясняет у лиц, участвующих в деле, имеются ли ходатайства до начала судебного разбирательства.
Ходатайств не поступило.
Судебная коллегия переходит к рассмотрению дела по существу.
Судья " Ф.И.О. "6 докладывает обстоятельства дела, содержание решения суда первой инстанции, доводы апелляционной жалобы, возражений на нее.
Судебная коллегия переходит к заслушиванию объяснений лиц, участвующих в деле.
Представитель администрации муниципального образования " ... " " Ф.И.О. "5 : прошу жалобу удовлетворить, решение отменить. Выводы суда первой инстанции не соответствуют обстоятельствам дела.
Вопросов нет.
Прокурор " Ф.И.О. "4 : прошу оставить решение без изменения, жалобу без удовлетворения. Решение является законным и обоснованным.
Вопросов нет.
Председательствующий: имеются у участников процесса ходатайства об оглашении имеющихся в деле доказательств, приобщении новых доказательств и их исследовании?
Ходатайств не поступило.
Судебная коллегия исследует материалы дела.
Вопросов и дополнений нет.
Председательствующий объявляет рассмотрение дела по существу оконченным.
Судебная коллегия переходит к прениям.
Председательствующий предоставляет слово лицам, участвующим в дела для выступления в прениях.
Представитель администрации муниципального образования " ... " " Ф.И.О. "5 : прошу решение отменить.
Прокурор " Ф.И.О. "4 : прошу оставить решение без изменения.
Председательствующий объявляет прения оконченными.
Реплик нет.
Судебная коллегия удаляется в совещательную комнату, по выходу председательствующий оглашает резолютивную часть апелляционного определения, разъясняет порядок и срок обжалования апелляционного определения, а так же порядок ознакомления с протоколом судебного заседания и принесения на него замечаний.
Судебное заседание объявлено закрытым в 10 часов 35 минут.
Протокол судебного заседания изготовлен " ... " .
Председательствующий:
Судьи:
Секретарь судебного заседания:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.