Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Ефименко Е.В.
судей Песецкой С.В., Борисихиной С.А.
по докладу судьи Ефименко Е.В.
при секретаре Маркиной И.С.
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе начальника Управления пенсионного фонда РФ в г.Анапа Огородник Л.Н. на решение Анапского городского суда от 20 января 2014 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Овчаренко И.Ю. обратился в суд с иском о признании незаконным решения Управления пенсионного фонда РФ в г.Анапа N 885 от 5 сентября 2013 года об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости; об обязании включить в специальный стаж периоды его работы: с " ... " - в должности заведующего врачебным пунктом медсанчасти при Главуренгогазстрой и с " ... " - в должности врача МУЗ "Анапская городская поликлиника"; об обязании назначить досрочную трудовую пенсию по старости с 5 июня 2013 года.
В обоснование требований Овчаренко И.Ю. указал, что он, имея 30 лет специального стажа в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения, обратился в Управление пенсионного фонда в г.Анапа с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 5 сентября 2013 года ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, поскольку в специальный трудовой стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии по старости, не были включены вышеуказанные периоды его работы. Данный отказ считает незаконным.
Обжалуемым решением Анапского городского суда от 20 января 2014 года признано незаконным решение Управления пенсионного фонда в г.Анапа N 885 от 5 сентября 2013 года об отказе Овчаренко И.Ю. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ". Управление пенсионного фонда в г.Анапа обязано включить в специальный стаж Овчаренко И.Ю. периоды работы: с " ... " - в должности заведующего врачебным пунктом медсанчасти при Главуренгойгазстрой; " ... " - в должности врача МУЗ "Анапская городская поликлиника". Управление пенсионного фонда в г.Анапа обязано назначить Овчаренко И.Ю. досрочную трудовую пенсию по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в РФ" с 5 июня 2013 года.
В апелляционной жалобе начальник Управления пенсионного фонда РФ в г.Анапа Огородник Л.Н. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, указав, что данное решение является незаконным, поскольку суд при рассмотрении дела неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела.
Исследовав материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя Овчаренко И.Ю. по доверенности Кудымовой Е.П., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в жалобе.
Из материалов дела следует, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации прав граждан Управления пенсионного фонда в г.Анапа N 885 от 5 сентября 2013 года Овчаренко И.Ю. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N 173 -ФЗ, ввиду отсутствия специального стажа.
В специальный стаж Овчаренко И.Ю. не включены периоды работы:
- " ... " - в должности заведующего врачебным пунктом медсанчасти при Главуренгойгазстрой. Списком должностей, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2001 года N 781 предусмотрены врачи - руководители учреждений, осуществляющие врачебную деятельность. Поскольку отсутствуют документы, подтверждающие осуществление Овчаренко И.Ю. лечебной деятельности, оснований для зачета в специальный стаж данного периода не имеется (л.д.10-11).
- с " ... " - в должности врача функциональной диагностики ЭКГ кабинета МУЗ "Анапская городская поликлиника" ( нет ставки). Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение пенсий, периоды работы в должностях, учреждениях, указанных в Списке, начиная с 1 ноября 1999 года, засчитываются в специальный стаж при условии её выполнения на 1 ставку. У Овчаренко И.Ю. за указанный период работы не соблюдается данное условие. Более того, согласно выписке из индивидуального лицевого счета Овчаренко И.Ю. сведения о его стаже за вышеуказанные периоды работы администрацией организаций поданы как работа на общих основаниях, что говорит о то, что работа заявителя за данные периоды не дает право на назначение досрочной пенсии (л.д.11).
Каких-либо других оснований для, не включения вышеуказанных периодов работы Овчаренко И.Ю. в специальных стаж, пенсионным фондом в протоколе N 885 от 5 сентября 2013 года не приведено.
В соответствии пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального Закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 30 лет.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что период работы Овчаренко И.Ю. " ... " в должности заведующего врачебным пунктом медсанчасти был исключен из специального стажа на том основании, что руководители учреждений не предусмотрены Списком должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии в соответствии с пп.20 п.1 ст.27 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781.
Федеральный Закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от N 173 -ФЗ вступил в силу с 1 января 2002 года.
На основании п. 9 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" N 173-ФЗ до 1 января 2002 года может применятся порядок исчисления и подтверждения трудового стажа, в том числе на соответствующих видах работ, который был установлен для назначения государственных пенсий и действовал до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
До 1 января 2002 года, до введения в действие Федерального закона от N173-ФЗ года, пенсионные права граждан, осуществлявших лечебную и иную работу по охране здоровья населения, определялись в соответствии с нормами Федерального закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" N 340-1 от 20 ноября 1990 года и Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 гола N464.
Согласно п. 3 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 гола N464, до октября 1993 года за работниками здравоохранения сохранялись условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет в соответствии с Законом СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях" и Постановления Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397.
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию по выслуге лет работникам здравоохранения, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, предусматривал включение в специальный стаж работу в здравпунктах и медсанчастях (п. 1 раздела II Перечня).
На основании п. 3 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397, в специальный стаж засчитывалась работа на руководящих должностях в учреждениях здравоохранения.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон РФ от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).
На основании изложенного, судом первой инстанции обоснованно указано, что период работы Овчаренко И.Ю. " ... " в должности заведующего врачебным пунктом медсанчасти на законных основаниях должен быть включен в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждении здравоохранения.
В соответствии со Списком должностей и учреждений здравоохранения, работа в которых дает право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности по охране здоровья населения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, право на пенсионное обеспечение дает работа в должности врача в поликлиниках всех наименований.
Согласно Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденных Постановлением Правительства от 29 октября 2002 года N 781, и Правил, утвержденных Постановлением Правительства от 11 июля 2002 года N 516, в специальный стаж засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
На основании ст. 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Исходя из смысла положений ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правил подсчета и подтверждения стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 24 июля 2002 года N 555, по записям в трудовой книжке устанавливается общий, непрерывный и специальный стаж, с которым законы и иные нормативные правовые акты связывают возможность реализации тех или иных прав, а также предоставление определенных льгот и преимуществ. В случае если в трудовой книжке имеются не точные или не полные данные, для подтверждения стажа могут быть предоставлены дополнительные документы, справки, выданные работодателем или государственными, муниципальными органами.
Согласно п. 5 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии по старости в соответствии с ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного Постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда РФ от 27 февраля 2002 года N 16/19 па, к заявлению гражданина, обратившегося за досрочным назначением пенсии по старости, в необходимых случаях должны быть приложены документы, подтверждающие стаж на соответствующих видах работ.
При этом, в соответствии с п. 3 ст. 18 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", п. 11 Правил обращения за пенсией, утвержденного Постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда РФ от 27 февраля 2002 года N 16/19 па, Пенсионный фонд истребует от юридических и физических лиц документы, необходимые для назначения пенсии.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела достоверно установлено, что трудовая книжка Овчаренко И.Ю., справка МБОЗ "Городская больница" муниципального образования г.Анапа N 06/141 от 27 августа 2013 года, выписка из индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования подтверждают факт работы Овчаренко И.Ю. в спорный период " ... " врачом поликлиники на полную ставку, полный рабочий день и уплату работодателем страховых взносов в Пенсионный фонд в полном объеме.
Судом первой инстанции правильно указано, что тот факт, что работодателем МУЗ "Анапская городская поликлиника" в Пенсионный фонд поданы не полные сведения об условиях работы Овчаренко И.Ю., не может влиять на его право назначения досрочной трудовой пенсии по старости в специальный стаж, так как в этом нет вины работника учреждения.
В соответствии с требованиями Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", устанавливающего правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которые распространяется действие законодательства РФ об обязательном пенсионном страховании, обязанность по представлению, уточнению и дополнению в соответствующий орган Пенсионного фонда РФ сведений о страховых взносах и страховом стаже всех лиц, работающих по трудовому договору возлагается на страхователя, то есть на работодателя.
Неисполнение работодателем обязанности в части предоставления индивидуальных сведений персонифицированного учета с кодом льготы и размером ставки застрахованного лица в органы Пенсионного фонда в порядке и сроки, предусмотренные ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", не может быть вменено заявителю в вину и служить основанием к отказу в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
Таким образом, судом установлено, что Овчаренко И.Ю. осуществлял работу в должности врача в поликлинике " ... " полный рабочий день в объеме полной ставки, характер и условия работы не менялись.
При изложенных обстоятельствах судом первой инстанции сделан обоснованный вывод, что спорные периоды работы Овчаренко И.Ю. подлежат включению в специальный трудовой стаж, дающий право на получение досрочной трудовой пенсии.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
Как следует из материалов дела, Овчаренко И.Ю. обратился в Управление пенсионного фонда РФ в г.Анапа с заявлением о назначении пенсии 5 июня 2013 года, следовательно, судом первой инстанции правильно указано, что трудовая пенсия Овчаренко И.Ю. должна быть назначена со дня его обращения в пенсионный орган, то есть 5 июня 2013 года.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования, заявленные Овчаренко И.Ю.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда первой инстанции. Указанные доводы были предметом судебного рассмотрения и им дана соответствующая правовая оценка.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Анапского городского суда от 20 января 2014 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу начальника Управления пенсионного фонда РФ в г.Анапа Огородник Л.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.