Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Ефименко Е.В.
судей Песецкой С.В., Борисихиной С.А.
по докладу судьи Ефименко Е.В.
при секретаре Богосьян Ж.Р.
слушала в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Накиповой В.А. на решение Анапского городского суда от 30.01.2014 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Накипова В.А. обратилась в суд с иском к Управлению пенсионного фонда РФ в г.Анапа об обязании восстановить ей фиксированный базовый размер пенсии в сумме "данные изъяты" , страховую часть пенсии в сумме "данные изъяты" , перечислить незаконно недосчитанную разницу с 01.09.2013 года по настоящее время на расчетный счет Накиповой В.А. "номер обезличен" и взыскать с ответчика в ее пользу компенсацию материального и морального вреда, а также компенсацию за пользование чужими денежными средствами в размере "данные изъяты"
В обоснование требований Накипова В.А. указала, что в связи с ее переездом из района Крайнего Севера (г.Надым ЯНО Тюменской области), 01.09.2013 года она была постановлена на учет в Управление пенсионного фонда г.Анапа. При этом, ей был произведен перерасчет пенсии, который уменьшен по сравнению с ранее установленной на "данные изъяты" . Указывает, что пенсионный орган незаконно отказывает ей в восстановлении пенсионных прав, поскольку в случае расчета фиксированного базового размера пенсии гражданам РФ, проработавшим более 15 лет в районах Крайнего Севера и проработавшим более 20 лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме "данные изъяты" в месяц. Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается независимо от места жительства гражданина. Кроме того, пенсионный фонд незаконно уменьшил страховую часть ее пенсии на "данные изъяты" , установив страховую часть в размере "данные изъяты" вместо "данные изъяты" , несмотря на то, что в ее пенсионном деле имеются данные о поступлении отчислений в Пенсионный фонд РФ денежных средств в период с 2002 года по 2009 год на индивидуальный лицевой счет.
Обжалуемым решением Анапского городского суда 30.01.2014 года в удовлетворении требований, заявленных Накиповой В.А., отказано.
В апелляционной жалобе Накипова В.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований, указывая, что данное решение является незаконным, поскольку суд при рассмотрении дела неправильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела.
Исследовав материалы дела, проверив и обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, выслушав пояснения представителя Накиповой В.А. по доверенности Накипова Н.Н., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции по доводам, изложенным в жалобе.
В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, относится к компетенции законодателя.
При рассмотрении дела судом первой инстанции установлено, что согласно прибывшего из Управления пенсионного фонда РФ в Надымском районе Ямало-Ненецкого НО пенсионного дела Накиповой В.А. усматривается, что вся трудовая деятельность истицы протекала в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера (г.Сургут, Ханты-Мансийский АО). После ухода на пенсию Накипова В.А. проживала в г.Надыме Ямало-Ненецкого НО, который относится, согласно перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 года N 1029 (с последующими изменениями и дополнениями), к районам Крайнего Севера.
Право граждан на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с работой на Севере регламентировано пп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которой, трудовая пенсия по старости назначается женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
Статьей 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" установлен фиксированный базовый размер для получателей трудовых пенсий по старости.
Согласно п.6 указанного закона фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, увеличивается на соответствующий районный коэффициент, устанавливаемый Правительством РФ в зависимости от района (местности) проживания, на весь период проживания указанных лиц в этих районах (местностях). При переезде граждан на новое место жительства в другие районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности, в которых установлены иные районные коэффициенты, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется с учетом размера районного коэффициента по новому месту жительства. При выезде граждан за пределы районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на новое место жительства фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется в соответствии с пунктами 2-5 настоящей статьи.
Лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3 843 рублей в месяц (в ред. федерального закона от 27.12.2009 года).
Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за 9 месяцев работы в районах Крайнего Севера" (п.7 ст.14).
Лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3330,60 рублей в месяц (в ред. федерального закона от 27.12.2009 года) (п.11 ст.14).
Судом правильно указано, что во исполнение требований нормы ст. 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" к трудовой пенсии по старости Накиповой В.А. установлен фиксированный базовый размер в соответствии с нормами п.6 ст.14 указанного закона. Таким образом, фиксированный базовый размер увеличен на районный коэффициент 1,5 и составил "данные изъяты"
Поскольку у Накиповой В.А. по документам пенсионного дела отсутствует стаж работы в районах Крайнего Севера, то при выезде за пределы районов Крайнего Севера применяются нормы абз.3 п.6 ст.14.
Несостоятельна ссылка Накиповой В.А на нормы п.п. 7 и 15 ст. 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", поскольку п. 7, как указывалось выше, касается лиц, проработавших в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, либо при смешанном "северном" стаже. Пункт 15 применяется только в том случае, когда выработан полный стаж в районах Крайнего Севера - 15 лет, в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера - 20 календарных лет. Однако, размеры фиксированного базового размера определяются в соответствии с п. 7 для лиц, проработавших в районах Крайнего Севера и п. 11 - для лиц, проработавших не менее 20 календарных лет в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Судом первой инстанции установлено, что Накипова В.А. с 01.09.2013 года является получателем трудовой пенсии по старости в соответствии со пп.6 п.1 ст.28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в Управлении пенсионного фонда в г.Анапе. Выплата пенсии Накиповой В.А. продлена в соответствии с Правилами выплаты пенсий, утвержденных Постановлением Пенсионного фонда РФ от 16.02.2004 года N 15п/18, по материалам пенсионного дела. В связи с тем, что г.Анапа не относится к районам, в которых установлены районные коэффициенты, то при продлении выплаты в соответствии с абз.3 п.6 ст.14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" размер фиксированного базового размера был пересмотрен и установлен в соответствии с п.11 ст.14 названного закона. Таким образом, пенсионным фондом нормы п.п. 11 и 15 ст. 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" были соблюдены в полном объеме.
Необоснованно утверждение Накиповой В.А. о том, что Управлением пенсионного фонда в г.Анапе незаконно уменьшена страховая часть трудовой пенсии по старости. Как указывалось выше, выплата пенсии при переезде пенсионера производится в соответствии с Правилами выплаты пенсий по материалам пенсионного дела. В прибывшем пенсионном деле Накиповой В.А. отсутствуют сведения о страховых взносах, на основании которых была произведена корректировка страховой части с 01.09.2013 года. В связи с чем, выплата пенсии была произведена по имеющимся сведениям.
Согласно Положению о Пенсионном фонде РФ, утвержденному Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 года N 2122-1, Пенсионный фонд РФ является финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ. Пенсионный фонд РФ и его денежные средства находятся в собственности государства и не входят в состав бюджетов, других фондов, изъятию не подлежат. Средства Пенсионного фонда направляются в соответствии с действующим на территории РФ законодательством на выплату пенсий и других выплат, предусмотренных настоящим Положением. Таким образом, использование средств Пенсионного фонда является целевым и не может быть использовано на другие цели. Финансирование средств на выплату пенсий осуществляется на основании заявки, направляемой Управлением пенсионного фонда в отделение пенсионного фонда по Краснодарскому краю.
Таким образом, доводы Накиповой В.А. о том, что Управление пенсионного фонда в г.Анапа незаконно воспользовалось средствами ее пенсии необоснованны.
Более того, необходимо отметить, что Федеральный закон "О защите прав потребителей" регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказания услуг). В приамбуле названного закона даны определения понятий, которые используются в данном нормативном документе. Пенсионный фонд РФ не относится ни к одному из этих понятий.
Ссылка Накиповой В.А. на положения п.1 ст.16 Федерального закона "О защите прав потребителей" необоснованна, поскольку назначение пенсий в РФ осуществляется в соответствии с требованиями ст.39 Конституции РФ и Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" на основании личного заявления застрахованного лица. Заключение договоров о назначении пенсий действующим пенсионным законодательством не предусмотрено.
Таким образом, требования Накиповой В.А. о компенсации морального вреда в соответствии со ст.15 Федерального закона "О защите прав потребителей" незаконны, поскольку названная статья предусматривает выплату компенсации морального ущерба в случае нарушения изготовителем прав потребителя. Пенсионный фонд РФ не является изготовителем товаров и средств потребления, а назначение и выплата пенсий не является услугой.
С учетом вышеизложенных обстоятельств, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований, заявленных Накиповой В.А.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда первой инстанции. Указанные доводы были предметом судебного рассмотрения и им дана соответствующая правовая оценка.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, вынесенного с соблюдением норм материального и процессуального права.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Анапского городского суда от 30.01.2014 года - оставить без изменения, а апелляционную жалобу Накиповой В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.