СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Кореневой И.В,
судей Костенко Е.Л, Ушаковой Л.В,
при секретаре Красавцевой Т.Л,
с участием прокурора Юдина А.В,
рассмотрела в судебном заседании 31 марта 2014 года дело по апелляционной жалобе администрации МО ГО "Ухта" на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 31 января 2014 года, по которому
требования прокурора г. Ухта в интересах Климова И.И. удовлетворены;
признан незаконным отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО "Ухта" от "Дата обезличена" "Номер обезличен" во включении Климова И.И. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа указанных категорий детей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда г. Ухты;
возложена на администрацию МО ГО "Ухта" обязанность включить Климова И.И. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также из числа лиц детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда;
возложена на администрацию МО ГО "Ухта" обязанность предоставить Климову И.И. , "Дата обезличена" года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим нормам, на территории МО ГО "Ухта" размером не менее 33 кв.м. общей площади на условиях договора найма специализированного жилого помещения на состав семьи 1 человек.
Заслушав доклад судьи Кореневой И.В, объяснения истца Климова И.И, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Ухта, действуя в интересах Климова И.И, обратился в суд с иском (с учетом уточнений) к администрации МО ГО "Ухта" о признании незаконным отказа КУМИ МО ГО "Ухта" от "Дата обезличена" "Номер обезличен" во включении Климова И.И. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возложении обязанности предоставить благоустроенное специализированное жилое помещение в г. Ухта Республики Коми на состав семьи 1 человек общей площадью не менее 33 кв.м.
Судом к участию в деле в качестве соответчика привлечен Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО "Ухта".
В судебном заседании прокурор Коснырева О.Н. и истец Климов И.И. на исковых требованиях настаивали.
Представители ответчика Строк Е.В. и Коновалова Н.В. исковые требования не признали.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе администрация МО ГО "Ухта" выражает несогласие с размером площади предоставленного решением суда жилого помещения, ссылаясь на то, что к данным правоотношениям не подлежит применению позиция, изложенная в Постановлении Конституционного суда Республики Коми от 11 июля 2011 года, а также указывает на ненадлежащее финансирование переданных органу местного самоуправления государственных полномочий и ссылается на нарушение прав иных лиц, состоящих в очереди на получение жилья.
На заседании суда апелляционной инстанции прокурор Юдин А.В. и истец Климов И.И. считали решение суда не подлежащим отмене.
Дело в суде апелляционной инстанции рассматривается в соответствии со статьями 167 и 327 Гражданского процессуального кодекса РФ в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства и не сообщивших об уважительных причинах неявки.
Изучив материалы дела, исходя из доводов апелляционной жалобы, обсудив их, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что Климов И.И., "Дата обезличена" года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей. ...
В период с "Дата обезличена" по "Дата обезличена" истец обучался в ... Начиная с "Дата обезличена" , Климов И.И. обучался в ...
По сведениям Управления Росреестра по Республике Коми зарегистрированных на праве собственности за Климовым И.И. жилых помещений не значится.
По результатам рассмотрения обращения истца с заявлением от "Дата обезличена" о включении в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях муниципального специализированного жилищного фонда на территории г. Ухта, Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации МО ГО "Ухта" принято решение об отказе включения заявителя в вышеуказанный список по мотивам того, что местом выявления и первичного учета Климова И.И. в качестве ребенка, оставшегося без попечения родителей, является "Адрес обезличен" , о чем в адрес Климова И.И. направлено письмо от "Дата обезличена" "Номер обезличен" .
В соответствии со статьей 109.1 Жилищного кодекса РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сироти детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъекта РФ.
Общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей определены Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В силу статьи 8 названного Закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
На основании части 2 статьи 7 Закона Республики Коми от 07 декабря 2012 года N 104-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда предоставляются гражданам однократно на территории муниципального образования, органы местного самоуправления которого приняли решение о включении гражданина в список, на основании решений указанных органов местного самоуправления о предоставлении жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленным органами местного самоуправления по месту нахождения предоставляемых жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.
Разрешая спор на основании вышеприведенных положений закона, оценив представленные сторонами доказательства, суд пришел к выводу о том, что действия администрации МО ГО "Ухта" по невключению Климова И.И. в списки граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений из специализированного жилищного фонда, не основаны на законе, поскольку истец постоянно проживает в г. Ухта, где и проходит профессиональное обучение, в связи с чем возложил на администрацию МО ГО "Ухта" обязанность включить истца в названный список и предоставить ему на состав семьи 1 человек жилое помещение специализированного жилищного фонда на условиях договора социального найма специализированного жилого помещения общей площадью 33 кв.м.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, основанным на совокупности установленных по делу обстоятельств, учитывая, что данных о том, что Климов И.И. обеспечен государством жилым помещением в порядке реализации права согласно статье 8 Федерального закона N 159-ФЗ не установлено.
Указание в жалобе на необходимость постановки на учет по месту выявления и первичного учета Климова И.И. не соответствуют требованиям закона. Федеральным законодателем в качестве основополагающего принципа учета лиц рассматриваемой категории для получения жилья закреплен принцип места жительства. Понятие места жительства определено в статье 20 Гражданского кодекса РФ. При этом место жительства гражданина может быть установлено на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами, поскольку в силу статьи 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года N 5242-1 "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, что подтверждено Конституционным Судом РФ в Постановлении от 04 апреля 1996 года. Судом установлено, что истец длительное время поживает на территории МО ГО "Ухта", в связи с чем Климов И.И. имеет право на постановку на соответствующий жилищный учет по месту своего фактического местонахождения.
Доводы жалобы о необходимости исчисления площади предоставленного жилого помещения, исходя из утвержденных органом местного самоуправления норм предоставления, являются безосновательными. Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно подчеркивал, что изменение законодателем ранее установленных правил предоставления льгот и компенсаций должно осуществляться таким образом, чтобы соблюдались принципы предсказуемости социальной политики, поддержания доверия граждан к закону, а также и к его правовой определенности, направленной на сохранение разумной стабильности правового регулирования, и установление соответствующих механизмов по сохранению и возможному увеличению объема социальных гарантий. Таким образом, предоставление жилых помещений по нормам, установленным соответствующими органами местного самоуправления, не только снижает ранее достигнутый уровень социальной защиты указанной категории граждан, но и в нарушение общих правил предоставления мер социальной поддержки порождает определенное правовое неравенство между лицами, входящими в одну и ту же социально защищенную группу, а равно и ухудшает их положение по сравнению с гражданами, в отношении которых прежние нормы предоставления жилья были сохранены. Помимо прочего, из содержания пункта 6 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 года N 1203, размер субсидии, предоставляемой из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию государственного полномочия субъекта Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, определяется по специальной формуле, которая предусматривает, кроме других, такой показатель, как социальная норма площади жилого помещения на одиноко проживающего гражданина, принимаемая для расчета размера субсидии в размере 33 кв. метров, то есть не исключается возможность получения жилой площади в таком размере.
Ссылки на возможность исполнения возложенных решением суда обязательств при наличии финансирования не являются основанием для отмены решения суда, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию соответствующих социальных гарантий детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с наличием либо отсутствием денежных средств и источников финансирования.
Не влекут отмену судебного акта и указания на нарушение прав иных лиц, состоящих в очереди по указанной категории, поскольку предоставление жилых помещений осуществляется в порядке очередности, исходя из принятия данных лиц на учет.
Таким образом, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса РФ оснований к отмене судебного акта не усматривается.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА
:
Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 31 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации МО ГО "Ухта" - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.