Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Бусиной Н.В.
судей Кузнецовой С.В. , Храмцовой Н.В. ,
при секретаре А.А.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Главного Управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 9 декабря 2013 г. по делу
по иску Бопп Н. С. к администрации Алтайского края, администрации Центрального района г. Барнаула, Управлению жилищно-коммунального хозяйства по Алтайскому краю, Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение,
по иску Юнкиной Е. Г. к администрации Алтайского края, администрации Центрального района г. Барнаула, Управлению жилищно-коммунального хозяйства по Алтайскому краю, Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение,
Заслушав доклад судьи Кузнецовой С.В. , судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бопп Н.С. с учетом уточнения исковых требований обратилась в суд с иском о возложении обязанности на ответчиков предоставить вне очереди Бопп Н.С. жилое помещение общей, площадью не менее 81 кв.м., на состав семьи три человека и с учетом права членов семьи на дополнительную жилую площадь.
В обоснование требования указала, что постановлением администрации Центрального района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** семья Бопп Н.С. с составом семьи три человека - истец Бопп Н.С. , ее дети Б.С.Е. , 2005 года рождения, Б.А.Е. , 2006 года рождения, принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях среди инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов. Дети истца согласно заключениям врачебных комиссий страдают хроническими заболеваниями, которые подпадают под перечень заболеваний, при которых невозможно совместное проживание.
Истец полагает, что в силу положений ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации имеет право на внеочередное обеспечение жильем. Площадь подлежащего предоставлению жилого помещения рассчитана истцом исходя из нормы предоставления, установленной Законом Алтайского края "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края", в размере 18 кв.м. на одного члена семьи, состоящей из трех человек и более. Следовательно, на их семью подлежит предоставлению жилое помещение, площадью 54 кв.м. (18 х 3). В связи с наличием права у детей на дополнительную жилую площадь, размер дополнительной площади определен в количестве 27 кв.м. (54:2). Общая площадь должна составить 81 кв.м. (54 + 27).
Юнкина Е.Г. с учетом уточнения исковых требований обратилась в суд с иском к тем же ответчикам о предоставлении ее семье вне очереди жилого помещения, общей площадью не менее 108 кв.м., с учетом состава семьи четыре человека и с учетом права двух членов семьи на дополнительную жилую площадь.
В обоснование исковых требований указано, что постановлением администрации Центрального района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** семья Юнкиной Е.Г. с составом семьи четыре человека - истец Юнкина Е.Г. , ее супруг Ю.С.В. , дети Ю.А.С. , ДД.ММ.ГГ года рождения, Ю.А.С. , ДД.ММ.ГГ года рождения, принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях среди инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Согласно заключениям врачебных комиссий Ю.С.В. , ДД.ММ.ГГ года рождения, Ю.А.С. , ДД.ММ.ГГ года рождения, страдают хроническими заболеваниями, которые подпадают под перечень заболеваний, при которых невозможно совместное проживание.
Согласно расчету истца на их семью подлежит предоставлению жилое помещение площадью 72 кв.м. (18 х 4). В связи с наличием права у двух членов семьи на дополнительную жилую площадь, размер дополнительной площади определен в количестве 36 кв.м. (72:2). Общая площадь должна составить 108 кв.м. (72 + 36).
Юнкиной Е.Г. исковые требования обоснованы нормами права, аналогичными нормам, приведенным в иске Бопп Н.С.
Определением суда от ДД.ММ.ГГ дела по искам Бопп Н.С. и Юнкиной Е.Г. объединены в одно производство для совместного рассмотрения.
В судебном заседании истец Юнкина Е.Г. , представитель истцов Белякова Н.В. на удовлетворении исковых требований настаивали по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно поясняли, что семьи Бопп и Юнкиной в настоящее время проживают в одном жилом помещении, однако являются отдельными семьями, у них разный бюджет и ведение хозяйства.
Представить ответчика Управления жилищно-коммунального хозяйства по Алтайскому краю Удовиченко С.И. возражала против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что на Управление не возложены полномочия по предоставлению жилья семьям, имеющим детей с тяжелыми заболеваниями, и потому Управление не является надлежащим ответчиком. Перечень условий, по которым может быть предоставлено жилое помещение из жилищного фонда Алтайского края, с учетом внесенных изменений в закон с 01.01.2013, является закрытым, в нем не предусмотрено предоставление жилья данной категории граждан. Также указывала на то, что предоставление жилых помещений семьям, в составе которых имеются лица с тяжелыми заболеваниями, возможно в случае признания семей малоимущими. Кроме того полагает необоснованным предоставление вне очереди жилых помещений двум семьям, проживающим в одной квартире.
Представить ответчика администрации Центрального района г. Барнаула Петелина Е.В. возражала против удовлетворения иска, указывая, что администрация района не является надлежащим ответчиком, поскольку полномочия по обеспечению жильем инвалидов на уровень местного самоуправления не были переданы.
Представить ответчика администрации Алтайского края Цыцорина К.В. также возражала против удовлетворения исковых требований, ссылаясь, что администрация Алтайского края является ненадлежащим ответчиком.
Решением Центрального районного суда г.Барнаула Алтайского края от 9 декабря 2013 года исковые требования Юнкиной Е. Г. к Управлению жилищно-коммунального хозяйства по Алтайскому краю удовлетворены.
На Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству возложена обязанность предоставить семье Юнкиной Е. Г. вне очереди благоустроенное жилое помещение в г. Барнауле Алтайского края общей площадью, не менее 108 кв.м., на состав семьи из 4 человек ( Юнкина Е. Г. , Ю.С.В. , Ю.А.С. , Ю.А.С. ) с учетом права на дополнительную площадь Ю.С.В. , Ю.А.С. , отвечающее санитарным и техническим требованиям, по договору социального найма, в течение 6-ти месяцев с даты вступления решения суда в законную силу.
В удовлетворении исковых требований Юнкиной Е. Г. к администрации Алтайского края, администрации Центрального района г. Барнаула, Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края отказано.
Взысканы с Управления Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству в пользу Юнкиной Е. Г. расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.
Исковые требования Бопп Н. С. к администрации Алтайского края, администрации Центрального района г. Барнаула, Управлению жилищно-коммунального хозяйства по Алтайскому краю, Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края оставлены без удовлетворения.
Определением суда от 13 февраля 2014 года в порядке процессуального правопреемства произведена замена должника по делу Управления жилищно-коммунального хозяйства по Алтайскому краю на Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края.
С решением суда не согласился ответчик Главное управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить полностью и вынести новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указано, что вывод суда о возложении на Управление обязанности по предоставлению истцам жилого помещения в отсутствие специального регулирования не основан на законе.
С 01.01.2013 п. 5 ст. 5 Закона Алтайского края от 12.12.2006 N 136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края", предусматривавший право на предоставление по договорам социального найма жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования иных категорий граждан, определенных федеральным законом и (или) законом Алтайского края, был признан утратившим силу. Возложение судом на основании утратившей силу правовой нормы обязанности по предоставлению жилья на лицо, которое лишено законом данных полномочий, влечет за собой нарушение действующего законодательства.
С 01.03.2005 единственным нормативным правовым актом, определяющим основания и порядок предоставления жилых помещений инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, а также лицам, страдающим хроническими заболеваниями, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации, является Жилищный кодекс Российской Федерации.
Для принятия на учет в качестве нуждающегося в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации инвалид должен быть признан не только нуждающимся, но и малоимущим. Поскольку администрацией Центрального района г. Барнаула истцы поставлены на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения без исследования вопроса об имущественном положении, следовательно, они поставлены на учет незаконно.
Граждане, признанные малоимущими и нуждающимися в предоставлении жилых помещений, подлежат обеспечению жилыми помещениями из муниципального жилищного фонда.
В силу положений Бюджетного кодекса Российской Федерации ответчик главным распорядителем средств бюджета Алтайского края не является, соответственно, лишен возможности приобретать жилые помещения, как за счет средств краевого бюджета, так и за счет средств федерального бюджета.
Истцами не представлено доказательств, подтверждающих возникновение права на внеочередное предоставление жилого помещения в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Квартира, в которой проживают истцы Юнкина Е.Г. и Бопп Н.С. , вселенная в квартиру как член семьи Юнкиной Е.Г. , фактически занята одной семьей. Проживание в квартире одной семьи, в составе которой имеются подобные больные, не является самостоятельным основанием для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях и права на предоставление жилого помещения.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из права на дополнительную площадь в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 N 816, вместе с тем, вопрос о праве на дополнительную площадь, решается субъектом, принимающим решение о предоставлении жилого помещения в зависимости от конкретных обстоятельств дела, и не является предопределенным. В данном случае необходимость в предоставлении дополнительной площади отсутствует.
В соответствии с п. 1.2 Решения Барнаульский городской Думы от 27.02.2006 N 294 "Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в г. Барнауле" норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере не менее 14 кв.м. общей площади на одного члена семьи.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав истца Юнкину Е.Г. , представителя администрации Центрального района г.Барнаула Макарову Я.В., возражавших против удовлетворения жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 49 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно ч. 3 указанной статьи жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом Российской Федерации и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном Жилищным кодексом Российской Федерации порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющего иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.
Согласно ст.17 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основании ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечне, утвержденном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации N378 от 16.06.2006 утвержден Перечень тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Как установлено судом и следует из материалов дела, в квартире по "адрес" проживают две семьи, в составе которых имеются лица, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний.
Жилое помещение по адресу: "адрес" представляет из себя 2-х комнатную квартиру, жилой площадью 33,9 кв.м., общей площадью 56,1 кв.м. Квартира была предоставлена администрацией Центрального района г. Барнаула Юнкиной Е.Г. на основании ордера *** от ДД.ММ.ГГ на состав семьи 4 человека - Юнкина Е.Г. , супруг Ю.С.В. , дети Юнкина (Бопп) Н.С. , Ю.А.С. Квартира находится в муниципальной собственности.
В настоящее время в одной комнате квартиры проживают Бопп Н.С. с двумя детьми Б.С.Е. , ДД.ММ.ГГ года рождения, Б.А.Е. , ДД.ММ.ГГ года рождения, которые являются "данные изъяты"
Также во второй комнате квартиры проживают Юнкина Е.Г. , ее супруг Ю.С.В. , дети Ю.А.С. , ДД.ММ.ГГ года рождения, Ю.А.С. , ДД.ММ.ГГ года рождения. Супруг Юнкиной Е.Г. - Ю.С.В. , и их ребенок Ю.А.С. , ДД.ММ.ГГ года рождения, являются "данные изъяты"
Постановлениями администрации Центрального района г. Барнаула от ДД.ММ.ГГ *** и ДД.ММ.ГГ *** семья Бопп Н.С. с составом семьи три человека - истец и ее дети и семья Юнкиной Е.Г. с составом семьи четыре человека - истец, ее супруг, и их дети приняты на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях среди инвалидов и детей, имеющих детей инвалидов.
Обе семьи включены администрацией Центрального района г.Барнаула в реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма государственного жилищного фонда Алтайского края по Центральному району, который направлен администрацией Центрального района г. Барнаула в Управление ЖКХ по Алтайскому краю.
В собственности у указанных лиц жилых помещений не имеется, что следует из информации УФРС, филиала "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", ранее выполнявшем функцию по регистрации прав на недвижимое имущество.
Ю.С.В. и Ю.А.С. , страдающие заболеваниями "данные изъяты" в соответствии с п. 2 Перечня заболеваний, дающих лицам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 г. N 817, имеет право на дополнительную жилую площадь, что фактически не отрицалось ответчиком.
Поскольку п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации прямо предусмотрено внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в Перечне, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N378, постольку суд первой инстанции сделал верный вывод об обеспечении вне очереди жилым помещением одной из проживающих в квартире семьи - Юнкиных, имеющей в составе граждан, подпадающих под данную группу.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 и 4 ст. 4 Закона Алтайского края от 12.12.2006 N136-ЗС "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" органы местного самоуправления поселений и городских округов осуществляют учет нуждающихся граждан в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и Алтайского края; принимают на учет нуждающихся граждан, категории которых установлены статьей 5 настоящего Закона независимо от признания их малоимущими; ежегодно до 1 декабря формируют из числа граждан, категории которых указаны в статье 5 настоящего Закона, с учетом даты поданных заявлений, список граждан, имеющих право на предоставление жилых помещений жилищного фонда Алтайского края по договорам социального найма. Указанный список органы местного самоуправления направляют в уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства (далее - уполномоченный орган Алтайского края).
Уполномоченный орган Алтайского края обобщает данные учета нуждающихся граждан и ежегодно составляет сводный реестр граждан, нуждающихся в предоставлении жилых помещений по договору социального найма; на основании сводного реестра предложения по обеспечению граждан жилыми помещениями краевого жилищного фонда социального использования для включения в адресную инвестиционную программу на очередной финансовый год; после получения всех необходимых документов рассматривает их в течение 15 рабочих дней и принимает решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении жилого помещения по договору социального найма (ч.ч. 1, 2 ст. 6, ч. 4 ст. 11 Закона Алтайского края от 12.12.2006 N136-ЗС).
Уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере жилищно-коммунального хозяйства является Управление Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству (п. 1 Положения об управлении Алтайского края по жилищно-коммунальному хозяйству, утвержденного постановлением администрации Алтайского края от 12.08.2013 N 422). Согласно п.2.1.18 Положения к полномочиям Управления относится предоставление отдельным категориям граждан помещения государственного жилищного фонда Алтайского края.
Таким образом, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что именно у Управления возникла обязанность по предоставлению истцу жилья во внеочередном порядке.
С доводами жалобы ответчика о том, что на органы государственной власти субъекта Российской Федерации не возлагается обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, судебная коллегия согласиться не может в силу следующего.
Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 01.01.2005, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с определением Конституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2011 N 551-О-О предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях, независимо от их имущественного положения.
Жилищный кодекс Российской Федерации не содержит специальное регулирование порядка обеспечения инвалидов жилыми помещениями по договору социального найма.
Однако, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, данное обстоятельство не исключает обеспечение жильем во внеочередном порядке тех инвалидов, которые относятся к числу лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне, при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства, включая их постановку на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с п.п. 24 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных, (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан, в том числе и инвалидов, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Действующий на территории Алтайского края закон "О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края" с 01.01.2013 не содержит прямого указания на обеспечение жилыми помещениями иных категорий граждан, определенных федеральным законом или законом Алтайского края. Однако указанное обстоятельство не исключает из полномочий органа субъекта федерации решение отнесенных к его ведению Конституцией Российской Федерации вопросов социальной поддержки в отношении инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно.
Таким образом, инвалиды, страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации Перечне, чье право на внеочередное предоставление жилья предусмотрено Федеральным законом "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, относятся к категории граждан, которые имеют право на предоставление жилых помещений краевого жилищного фонда социального использования.
При таких обстоятельствах, суд пришел к верному выводу, что субъект Российской Федерации является ответственным лицом за обеспечение истцов жилым помещением, в связи с чем доводы жалобы о надлежащем ответчике - органе местного самоуправления во внимание не принимаются.
Указание ответчиком о том, что Управление главным распорядителем средств бюджета Алтайского края не является, соответственно, лишено возможности приобретать жилые помещения как за счет средств краевого бюджета, так и за счет средств федерального бюджета, выводов суда первой инстанции не опровергает, поскольку данное обстоятельство не может быть постановлено в зависимость и препятствовать реализации гарантированного указанной категории граждан права на внеочередное обеспечение жилым помещением.
Не принимается во внимание и довод жалобы о незаконности постановки истцов на учет в качестве нуждающихся без установления имущественного положения, поскольку постановления администрации Центрального района г.Барнаула, которыми семьи истцов признаны нуждающимися в жилых помещениях, не оспорены и не отменены. Кроме того, обеспечение граждан указанной категории жилыми помещениями из государственного жилищного фонда ставится законодателем в зависимость от признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях, но не ставится в зависимость от их имущественного положения.
Не соглашается судебная коллегия с доводами жалобы о проживании истцов в квартире одной семьей и об отсутствии у Юнкиной Е.Г. преимущества перед Бопп Н.С.
Как разъяснено в п. 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.
Юнкина Е.Г. , ее супруг и двое детей, несмотря на родственные отношения с Бопп Н.С. , являющейся дочерью супругов Юнкиных , являются разными семьями с Бопп Н.С. и ее детьми. Бопп Н.С. вместе со своими несовершеннолетними детьми проживает в отдельной комнате квартиры и ведет отдельное хозяйство. Обе семьи поставлены на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как разные семьи. Доказательств иного в соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела ответчиком не представлено. Доводы жалобы в данной части сводятся лишь к иной оценке представленных в материалы дела доказательств, в отсутствие для таковой оснований.
Оценивая фактические обстоятельства по делу, суд первой инстанции пришел к выводу, что в силу положений ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации семьи Бопп Н.С. и Юнкиной Е.Г. имеют право на внеочередное получение жилой площади.
Вместе с тем, как указал суд, при предоставлении жилого помещения одной из семей, вторая семья утрачивает право на внеочередное предоставление жилья, поскольку продолжает проживать в квартире одна. Оставшаяся семья не утрачивает право пользования всей квартирой и имеет возможность улучшить жилищные условия в общем порядке.
Исходя из площади занимаемого семьями истцов жилого помещения, не соответствующей норме предоставления на состав каждой из семей истцов, суд
пришел к выводу, что при предоставлении жилого помещения семье Юнкиной Е.Г. интересы семьи Бопп Н.С. будут менее ущемлены, чем интересы семьи Юнкиной Е.Г. , состав семьи которой больше. Судебная коллегия соглашается с такой оценкой прав истцов на предоставление жилого помещения, поскольку предоставление одной из семей жилого помещения, направлено на улучшение жилищных условий каждой из них. Доводы жалобы об обратном судебная коллегия находит несостоятельными.
Довод жалобы о неверном определении судом размера предоставляемого жилого помещения также во внимание не принимается, так как указанный размер правильно установлен судом исходя из ст. 8 Закона Алтайского края от 12.12.2006 N136-ЗС, согласно которой норма предоставления жилого помещения краевого жилищного фонда социального использования по договору социального найма устанавливается в размере 18 кв.м. общей площади на одного члена семьи, состоящей из трех и более человек, а также с учетом закрепленного постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2004 *** права Ю.С.В. и Ю.А.С. на дополнительную жилую площадь.
Ссылка в жалобе на установленную Решением Барнаульской городской Думы от 27.02.2006 года N 294 норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в размере не менее 14 кв.м. не может быть принята по внимание, так как решением суда возложена обязанность по предоставлению жилого помещения истцам из государственного жилищного фонда, норма предоставления из которого установлена Законом Алтайского края от 12.12.2006 N136-ЗС в ином размере.
Ссылка в жалобе о том, что вопрос о праве на дополнительную площадь решается субъектом, принимающим решение о предоставлении жилого помещения, в зависимости от конкретных обстоятельств дела и не является предопределенным, не основана на законе, поскольку данное право истца прямо предусмотрено ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
Довод жалобы о незаконном возложении на ответчика обязанности по уплате в пользу истца расходов по уплате государственной пошлины в размере 200 руб. основан на неверном применении норм процессуального права.
Согласно статье 88 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В силу положений статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В силу п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. По смыслу закона (п. 1 ст. 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации) государственная пошлина - это сбор, взимаемый в доход бюджета с лиц, которые обращаются в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий.
В данном случае с ответчика взыскана не государственная пошлина, а сумма в возмещение судебных расходов. Эта сумма взыскана не в доход бюджета, а в пользу истца на основании ч. 1 ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем основания для применения ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации отсутствовали.
Поскольку апелляционная жалоба не содержит обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрения дела, влияли на законность и обоснованность решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, при таких обстоятельствах оснований для удовлетворения жалобы по изложенным в ней доводам судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу ответчика Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 9 декабря 2013 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.