Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Бусиной Н.В. ,
судей Кузнецовой С.В. , Храмцовой В.А .,
с участием прокурора Текутьевой Л.В. ,
при секретаре Ахроменко А.Н. ,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску, третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 04 февраля 2014 года
по делу по иску прокурора г. Новоалтайска в интересах Штейн Р. В. к Управлению социальной защиты населения по г. Новоалтайску, муниципальному унитарному предприятию г.Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет денежной компенсации расходов по отоплению.
Заслушав доклад судьи Кузнецовой С.В. , судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Новоалтайска обратился с иском в суд в интересах Штейн Р.В. к Управлению социальной защиты населения по г. Новоалтайску, МУП г. Новоалтайска "НТС", в котором просил признать незаконными действия МУП г. Новоалтайска "НТС" по расчету Штейн Р.В. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление в размере 50 % с декабря 2010 года по июль 2012 года, исходя из площади жилья в 54 кв.м., и действия Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску по назначению и выплате Штейн Р.В. компенсации указанных расходов в размере, определенном в соответствии с расчетом МУП "НТС" за указанный период. Кроме того, просил возложить на МУП г. Новоалтайска "НТС" обязанность по перерасчету денежного эквивалента 50% льготы на оплату коммунальной услуги - отопление, исходя из общей площади жилого помещения - 71,9 кв.м. за период с декабря 2010 года по июль 2012 года; также возложить на Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску обязанность по выплате Штейн Р.В. разницы денежного эквивалента 50 % льготы на оплату указанной коммунальной услуги, определенной в результате перерасчета.
Исковые требования прокурор обосновал тем, что в ходе проведенной проверки установлено, что Штейн Р.В. является реабилитированным лицом и обеспечивается мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в соответствии с нормами действующего законодательства имеет право на компенсацию 50 % расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей. Порядок определения размера компенсаций и их выплаты установлен постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008 N 126 "Об утверждении Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае". Согласно информации, предоставленной Управлением социальной защиты населения по г. Новоалтайску, истцу расчет компенсации расходов на оплату отопления предоставляется в размере 50% от начисленной суммы в период с начала 2010 года исходя из площади жилья в 54 кв.м. Поскольку общая площадь квартиры составляет 71,9 кв.м, а истец является льготополучателем из категории лиц из числа реабилитированных, при расчете и назначении к выплате денежного эквивалента льгот необходимо исходить из всей общей площади жилого помещения в заявленный в иске период.
Исходя из системного толкования положений Закона Алтайского края от 10.07.2012 N 58-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края", вступившего в силу с 24.07.2012, внесенных данным законом изменений в п.4 ч.1 ст.3 Закона N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов", краевых стандартов нормативной площади жилого помещения, установленных постановлением АКЗС от 04.06.2012 N 239 и действующих с 24.07.2012, следует, что до 24.07.2012 законодательство, регулирующее спорные правоотношения, не предусматривало возможность использования при расчете денежного эквивалента мер социальной поддержки, а также при определении размера компенсации социальной или иной нормы жилой площади, кроме общей площади жилого помещения.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований закона, истцу с начала 2010 года по июль 2012 года назначалась и рассчитывалась компенсация на оплату жилищно-коммунальной услуги по отоплению исходя из меньшей площади жилья.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 04.02.2014 исковые требования прокурора г. Новоалтайска в интересах Штейн Р.В. удовлетворены.
Признаны незаконными действия МУП г.Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" по расчету Штейн Р.В. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление в размере 50 % в период с декабря 2010 года по июль 2012 года, исходя из площади жилого помещения - 54 кв.м.
На МУП г.Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" возложена обязанность произвести перерасчет Штейн Р.В. денежного эквивалента 50% льготы по оплате коммунальной услуги - отопление, исходя из общей площади жилого помещения - 71,9 кв.м., за период с декабря 2010 года по июль 2012 года.
Признаны незаконными действия Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску по назначению и выплате Штейн Р.В. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление в размере, определенном в соответствии с расчетом МУП г.Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" за указанный период.
На Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску возложена обязанность по выплате Штейн Р.В. разницы денежного эквивалента 50% льготы на оплату коммунальной услуги - отопление, определенной в результате перерасчета муниципальным МУП г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" за указанный период.
Взыскана с МУП г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" госпошлина в доход местного бюджета в размере 200 руб.
В апелляционной жалобе ответчик Управление социальной защиты населения по г.Новоалтайску просит решение отменить и принять по делу новое решение, ссылаясь на то, что прокурор в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представил расчет недополученной истцом компенсации, согласно которому должно быть установлено, имеется ли факт нарушения прав льготополучателя, а также не привел доказательств неправильности расчета льготы. Имеющейся судебной практикой подтверждается необходимость установления наличия и размера задолженности, поскольку при рассмотрении подобных дел судом был истребован расчет сумм недоплаченной компенсации по коммунальной услуге и впоследствии гражданское дело при цене иска менее 50 000 руб. должно быть передано по подсудности мировому судье. Возложение на поставщика услуг обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы может повлечь за собой нарушение прав государственного органа либо прав гражданина, либо арифметическую ошибку.
В апелляционной жалобе третье лицо Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне просит решение отменить, ссылаясь на доводы, изложенные в апелляционной жалобе Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску, а также на то, что истцом пропущен трехмесячный срок на обращение с заявлением о признании действий управления незаконными, предусмотренный ч. 1 ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Момент времени, когда Штейн Р.В. узнал о нарушении своих прав, судом не устанавливался.
В письменных возражениях участвующий в деле прокурор просил апелляционные жалобы ответчика и третьего лица оставить без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, о причинах неявки не сообщили, своих представителей не направили.
На основании положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся сторон.
Проверив материалы дела, законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалоб и возражений на основании ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав пояснения прокурора Текутьевой Л.В. , возражавшей против удовлетворения жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу ст. 16 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно положениям п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" (в редакции до 24.07.2012, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки - компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей.
Пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, действовавшим в спорный период времени, предусмотрено, что норматив потребления коммунальных услуг - это месячный объем потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных приборов учета.
Такие нормативы на территории г.Новоалтайска в спорный период были установлены постановлением администрации г.Новоалтайска от 08.10.2008 N2291 "Об утверждении нормативов потребления населением жилищно-коммунальных услуг в г.Новоалтайске", в соответствии с которым по централизованному отоплению норматив (норма) в месяц определяется как произведение Гкал на 1 кв.м. общей площади.
Размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома определяется из расчета общей площади жилого помещения (Приложение N2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N307).
Из материалов дела следует, что Штейн Р.В. проживает с женой, дочерью и сыном в квартире по адресу: "адрес" .
Судом установлено, что Штейн Р.В. является реабилитированным лицом, в связи с чем ему с ДД.ММ.ГГ назначена компенсация расходов на оплату коммунальных услуг.
Размер общей отапливаемой площади жилого помещения исходя из договора на оказание услуг по теплоснабжению, а также данных программного комплекса "Назначение и выплата компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг", составляет 71,9 кв.м.
Между тем, из представленных МУП г. Новоалтайска "НТС" выписок по лицевому счету *** следует, что в период с декабря 2010 года по июль 2012 года льгота по отоплению предоставлялась истцу в размере, не соответствующем 50% от начисленной суммы оплаты.
Из сообщения начальника Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску на имя прокурора города *** от ДД.ММ.ГГ следует, что в указанный период времени льгота предоставлялась истцу исходя из льготной площади - 54 кв.м.
Согласно ч. 2 ст. 6 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" финансирование расходов на выплату компенсации гражданам, меры социальной поддержки которым установлены нормативными правовыми актами, указанными в п. 8 статьи 1 настоящего Закона, в том числе Законом Алтайского края "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий", осуществляется из краевого бюджета в пределах средств, утвержденных на указанные цели в краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Пунктами 31, 33 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от 01.04.2008 N126 (далее по тексту - Правила), предусмотрено, что финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения. Средства для выплаты компенсации перечисляются уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения органам социальной защиты населения по месту жительства согласно представленным заявкам.
Согласно ч. 3 ст. 5 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" учет граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, и включение их в регистр осуществляется органами социальной защиты населения по месту жительства.
В соответствии с п. 3 Правил и ч.ч. 1, 9 ст. 4 Закона Алтайского края N156-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" компенсация по оплате жилого помещения и коммунальных услуг назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения и выплачивается этим же органом.
Согласно пунктам 14, 15, 16, 37 Правил, ч.ч. 7, 8 ст. 4 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N156-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" размер компенсации определяется уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем услуг. Расчет денежного эквивалента производят организации-поставщики услуг, которые несут ответственность за правильность данного расчета. Денежный эквивалент определяется исходя из платежа за коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.
Орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии (п. 27 Правил).
Организацией - поставщиком тепловой энергии в многоквартирный дом, в котором расположена вышеуказанная квартира истца, является МУП г.Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети".
Соглашением об информационном обмене N45 от 12.08.2010 с Управлением социальной защиты населения по г.Новоалтайску МУП г.Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" приняло на себя обязанность на основании списков льготополучателей, предоставляемых Управлением, осуществлять расчет денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг (п.2.1., 2.2. соглашения).
При этом Управление обязалось ежемесячно в срок до 5-го числа направлять поставщику список льготополучателей в формате, предусмотренном приложением 1 к соглашению, в котором предусмотрено указание, в том числе общей площади жилого помещения, кода льготника по оплате жилья и коммунальным услугам, сумма льготы.
В соответствии с п. 4.2 Соглашения МУП г.Новоалтайска "НТС" несет ответственность за правильность и достоверность расчета денежных эквивалентов.
При таких обстоятельствах, установив при разрешении спора, что Штейн Р.В. имеет право на меры социальной поддержки как реабилитированное лицо и в нарушение вышеприведенных требований законодательства положенная ему компенсация на оплату жилищно-коммунальной услуги - отопление предоставлялась в спорный период не в полном объеме из расчета площади жилого помещения в 71,9 кв.м, а исходя из социальной нормы жилой площади, что законом не было предусмотрено, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил заявленные прокурором требования.
Доводы апелляционных жалоб о непредставлении прокурором доказательств, указывающих на неправильность расчетов компенсации по оплате за отопление не могут повлечь отмену решения, поскольку на основании представленных в материалы дела доказательств судом установлено, что расчеты компенсации по оплате за отопление производились исходя из социальной площади жилого помещения 54 кв.м., в то время как общая площадь жилого помещения составляет 71,9 кв.м., что свидетельствует о нарушении прав истца на получение мер социальной поддержки в предусмотренном законом размере.
Требований о взыскании с ответчика каких-либо сумм заявлено не было, в связи с чем ссылка в жалобах на то, что судом необоснованно оставлено без внимания ходатайство об истребовании от прокурора расчета суммы недополученной компенсации не могут повлечь отмену решения суда.
Поскольку установлено нарушение права истца на получение в полном объеме денежного эквивалента мер социальной поддержки, оно должно быть восстановлено независимо от доводов апелляционных жалоб о том, что возложение на поставщика услуг обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы влечет за собой возможность арифметической ошибки. В данном случае судом рассмотрено дело в пределах заявленных истцом исковых требований, выбор способа защиты нарушенного права принадлежит истцу, а избранный прокурором способ защиты нарушенных прав материального истца закону не противоречит.
Не являются основанием для отмены решения и доводы жалоб о том, что размер недополученной компенсации по коммунальной услуге повлияет на подсудность рассмотрения спора, поскольку исковое заявление содержит нематериальное требование о возложении обязанности произвести расчет компенсации по оплате за отопление, которое подсудно районному суду.
Ссылка в жалобах на наличие иной судебной практики в части истребования расчета сумм недоплаченной компенсации по коммунальной услуге также признается судебной коллегией несостоятельной ввиду того, что судебный прецедент не является источником права в Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне о том, что при подаче искового заявления прокурором был пропущен трехмесячный срок, установленный ч. 1 ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для обжалования действий (бездействий) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, не могут являться основанием к отмене решения суда первой инстанции, поскольку предоставление мер социальной поддержки данной категории граждан является публично-правовой обязанностью органов государственной власти, бездействие носит длящийся характер и не обеспечивает социально незащищенным гражданам получение законных льгот.
Принимая во внимание вышеизложенное, судебная коллегия находит, что суд первой инстанции с достаточной полнотой установил обстоятельства дела, выводы суда основаны на исследованных в суде доказательствах, не противоречат требованиям закона и установленным по делу обстоятельствам.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не опровергают выводов, содержащихся в решении, все они были предметом рассмотрения суда первой инстанции, в решении по ним содержатся правильные и мотивированные ответы.
Оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения в апелляционном порядке решения суда не имеется, в связи с чем жалобы ответчика и третьего лица подлежат оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст. 328 и ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску и третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне оставить без удовлетворения, решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 04 февраля 2014 года - без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.