Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Бусиной Н.В. ,
судей Кузнецовой С.В. , Храмцовой В.А.,
при секретаре А.А.Н. ,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России на решение Алейского городского суда Алтайского края от 05 декабря 2013 года
по делу по иску Ткаченко Ю. П. , действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетних Т.А.Ю. и Т.М.Ю. , Ткаченко А. Л. к Федеральному государственному казенному учреждению "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России, Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России, Территориальному отделу номер 2 Федерального государственного казенного учреждения "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Минобороны России, Департаменту жилищного обеспечения Минобороны России о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
Заслушав доклад судьи Кузнецовой С.В. , судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ткаченко А.Л. и Ткаченко Ю.П. , действующий в своих интересах и интересах несовершеннолетних Т.А.Ю. и Т.М.Ю. , обратились в суд с иском о признании за ними в порядке приватизации права долевой собственности по ? доли каждому на жилое помещение - квартиру по адресу: "адрес" .
В обоснование исковых требований истцы указывают, что они занимают данное жилое помещение на основании ордера *** от ДД.ММ.ГГ . Согласно архивной справки N *** от ДД.ММ.ГГ квартира не отнесена к числу служебных. Данное жилое помещение находится в военном городке в городе Алейске, который до издания распоряжения Правительства РФ номер 1779-р от 11.10.2011 считался закрытым. На основании Закона РФ от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилого фонда в Российской Федерации" он и члены его семьи обратились в ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений", ФГКУ "Центррегионжилье" с заявлением о передаче им в собственность спорной квартиры с приложением всех необходимых для приватизации документов. Однако ответ из ФГКУ "Центррегионжилье" на их заявление в месячный срок не поступил, из чего истцы сделали вывод, что им отказано в передаче жилого помещения в собственность в порядке приватизации. Письмом ФГКУ "Сибирское ТУИО" от ДД.ММ.ГГ *** им отказано в заключении договора на передачу вышеуказанного жилого помещения в собственность в порядке приватизации. Полагая, что у ответчиков не имеется оснований для отказа им в приватизации квартиры, истцы обратились в суд с настоящими требованиями.
Решением Алейского городского суда Алтайского края от 05.12.2013 исковые требования Ткаченко Ю.П. , действующего в своих интересах и интересах несовершеннолетних Т.А.Ю. и Т.М.Ю. , и Ткаченко А.Л. удовлетворены.
Признано за Ткаченко Ю.П. , Ткаченко А.Л. , Т.А.Ю. и Т.М.Ю. право долевой собственности (каждому по ? доле) в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: "адрес" .
В апелляционной жалобе ответчик ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, признать ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России ненадлежащим ответчиком по делу, дело рассмотреть в отсутствие представителя ответчика.
В обоснование жалобы представитель ответчика ссылается на то, что спорное жилое помещение представлено истцу и членам его семьи на основании ордера в качестве служебного помещения из состава ведомственного жилого фонда на время исполнения истцом трудовых обязанностей, в связи с чем по окончании трудовых отношений никаких прав на жилое помещение, в том числе права требовать признания права собственности в порядке приватизации, у истцов не имеется. Жилые помещения жилого фонда Вооруженных Сил Российской Федерации предназначены исключительно для обеспечения жильем (служебным либо постоянным - по избранному месту жительства) исключительно военнослужащих. Обеспечение жилым помещением лиц гражданского персонала и иных граждан, не имеющих связи с Минобороны России, не является обязанностью Минобороны России, такие граждане не имеют права проживать в жилых помещениях жилого фонда Вооруженных Сил Российской Федерации. ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России не наделено полномочиями по распоряжению имуществом Российской Федерации и передаче жилья в собственность граждан в порядке приватизации, в связи с чем является ненадлежащим ответчиком по делу, что необоснованно не принято во внимание судом первой инстанции.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Ткаченко Ю.П. просит оставить решение суда без изменения, жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность выводов суда первой инстанции.
В судебном заседании по рассмотрению апелляционной жалобы истец Ткаченко Ю.П. и его представитель Жуков А.А. просили оставить решение суда без изменения, жалобу ответчика - без удовлетворения.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, о причинах неявки не сообщили, своих представителей не направили.
На основании положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения истца и его представителя, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В силу ст.1 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" приватизация жилых помещений - бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
На основании ст.2 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.
Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст.6 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1).
Статьей 11 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 установлено, что каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Судом установлено и следует из материалов дела, что истец Ткаченко Ю.П. с ДД.ММ.ГГ зарегистрирован и проживает в квартире, расположенной в "адрес" Совместно с ним проживают: его жена Ткаченко А.Л. - с ДД.ММ.ГГ , сын Т.А.Ю. - с ДД.ММ.ГГ , сын Т.М.Ю. , ДД.ММ.ГГ года рождения, - с ДД.ММ.ГГ .
В соответствии с обменным ордером *** от ДД.ММ.ГГ указанное жилое помещение было предоставлено Ткаченко Ю.П. на состав семьи из трех человек ( Ткаченко Ю.П. , его жена - А. , сын - А. ). Лицевой счет открыт на имя Ткаченко Ю.П.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.06.2000 N752-р город Алейск Алтайского края был включен в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.10.2011 N 1779-р "Изменения, которые вносятся в раздел "Вооруженные Силы Российской Федерации" перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности" был изменен перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов федеральной службы безопасности, из перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации Алтайский край исключен.
Согласно Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N1053 Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно сообщению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Алтайском крае от ДД.ММ.ГГ NТА-269 (л.д. 74-75) жилой "адрес" в "адрес" Алтайского края закреплен на праве оперативного управления за Алейской КЭЧ.
Как установлено судом, деятельность Алейской КЭЧ прекращена путем реорганизации в форме присоединения к ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 17.12.2010 N1871 ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации реорганизовано путем присоединения к нему федеральных государственных учреждений, в том числе Алейской квартирно-эксплуатационной части.
01.04.2011 на основании передаточного акта Алейской КЭЧ ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации передано имущество, документы, а так же права и обязанности Алейской КЭЧ. Из приложения к указанному акту следует, что Алейской КЭЧ передан, а ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации принят, в том числе жилой "адрес" в "адрес" .
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 29.03.2012 N 422-р Федеральное государственное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации переименовано в Федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации.
Истцом в 2012 году было направлено заявление с приложением соответствующих документов в ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации по вопросу о передаче ему в собственность занимаемого жилого помещения на основании Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Согласно ответу ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" *** от ДД.ММ.ГГ Ткаченко Ю.П. отказано в выдаче разрешения на приватизацию спорного жилого помещения со ссылкой на то, что полномочия по передаче в собственность граждан жилых помещений руководителю ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России не делегированы.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования истцов, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для отказа в приватизации спорного жилого помещения, предусмотренных статьей 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Судебная коллегия с такими выводами суда соглашается, поскольку суд полно и всесторонне исследовал доказательства по делу и дал им надлежащую оценку в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, правильно применил соответствующие нормы материального права, регулирующие возникшие правоотношения.
Согласно ч.1 ст.4 Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.08.1993 N 8 "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим Законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Довод апелляционной жалобы о том, что спорное жилое помещение относится к служебным, а, следовательно, не может быть приватизировано, являлся предметом исследования суда первой инстанции и получил надлежащую оценку в судебном решении, с которой судебная коллегия соглашается.
В силу ст. 104 Жилищного кодекса РСФСР в соответствии с Основами жилищного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях, определяемых Советом Министров СССР, служебные жилые помещения могли предоставляться отдельным категориям военнослужащих.
Согласно положениям ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР и действующим на тот момент законодательством Союза ССР выдача ордеров в закрытых военных городках производилась не органами местного самоуправления, а квартирно-эксплуатационной частью района (гарнизона).
Постановлением Пленума Верховного Суда РСФСР от 26.12.1984 N5 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РСФСР" разъяснено, что помещения в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда и фонда жилищно-строительных кооперативов считаются служебными со времени вынесения решения местной администрации о включении их в число служебных (в домах жилищно-строительных кооперативов помещения могут быть включены администрацией в число служебных только с согласия общего собрания членов кооператива), а в домах, принадлежащих колхозам, - со времени утверждения местной администрацией решения общего собрания членов колхоза или собрания уполномоченных (п. 20).
Из системного толкования вышеприведенных норм права, а также разъяснений Пленума Верховного Суда РСФСР следует, что важнейшим признаком служебного жилого помещения являлось обязательное наличие решения администрации органа местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду оно принадлежит.
Между тем, стороной ответчика в нарушение ст. 56 и ст. 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлено допустимых доказательств наличия у спорной квартиры статуса специализированного жилого помещения.
Напротив, судом правильно установлено и следует из материалов дела, что спорное жилое помещение к специализированному жилищному фонду не относится, имеет статус постоянного жилого помещения, занимаемого на условиях социального найма.
Данный вывод сделан судом на основе анализа содержания ордера *** от ДД.ММ.ГГ , в котором отсутствует указание на предоставление служебного жилого помещения и отсутствует "красная полоса", присущая ордерам по служебным квартирам, а также на основе информации Архивного отдела Администрации г.Алейска Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N ДД.ММ.ГГ , от ДД.ММ.ГГ *** об отсутствии сведений о включении спорной квартиры в число служебных жилых квартир Алейского гарнизона; Письма Администрации г.Алейска Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N *** , согласно которому спорное жилое помещение в муниципальную собственность Министерством обороны РФ не передавалось.
Кроме того, в материалах дела имеется информация ФГКУ "Центррегионжилье" (л.д. 55, 62) о том, что спорное жилое помещение к специализированному жилищному фонду не относится, имеет статус постоянного жилого помещения.
Доказательств, свидетельствующих об изменении статуса спорного жилого помещения в порядке, установленном действующим в настоящее время Жилищным кодексом Российской Федерации, стороной ответчика не предоставлено, в том числе суду апелляционной инстанции, доводы жалобы в указанной части фактически направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, с которыми судебная коллегия соглашается, в связи с чем доводы жалобы отклоняются коллегией как несостоятельные.
Принимая во внимание установленные судом обстоятельства, а также то, что статус закрытого военного городка с г.Алейска снят, следует признать, что после снятия данного статуса наниматель занимает жилое помещение по договору социального найма.
Судом первой инстанции на основании представленных доказательств также установлено, что истцы ранее не участвовали в приватизации.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не может не согласиться с выводом суда о наличии оснований для удовлетворения требований истцов.
Ссылка в апелляционной жалобе на то, что ФГКУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по делу, не влияет на выводы судебной коллегии и не свидетельствует о незаконности судебного акта, поскольку в качестве ответчиков по делу участвуют - Министерство обороны Российской Федерации, Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации, 2-ой отдел ФГКУ "Центральное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации.
При этом Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации и его региональные отделения осуществляют функции по предоставлению жилья гражданам, находящимся в трудовых либо служебных отношениях с Министерством обороны Российской Федерации. Министерство обороны Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации юридические действия по защите имущества и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении имуществом Вооруженных сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций и его приватизации.
Доводы жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, в связи с чем не могут служить основанием к отмене либо изменению постановленного судебного акта.
Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность постановленного судом решения, жалоба не содержит.
Оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для отмены решения суда в апелляционном порядке, не установлено, в связи с чем жалоба не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу Федерального государственного казенного учреждения "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России оставить без удовлетворения, решение Алейского городского суда от ДД.ММ.ГГ - без изменения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.