Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Храмцовой В.А.,
судей Сачкова А.Н., Рудь Е.П.,
при секретаре Ахроменко А.Н.,
с участием прокурора ФИО2 ,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску, третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита) на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 19 февраля 2014 года по делу
по иску прокурора г.Новоалтайска в интересах Пфейфер И. Г. к Управлению социальной защиты населения по г. Новоалтайску, муниципальному унитарному предприятию г.Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" о признании действий незаконными, возложении обязанности произвести перерасчет денежной компенсации расходов по отоплению.
Заслушав доклад судьи Сачкова А.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор "адрес" обратился с иском в суд в интересах Пфейфер И.Г. к Управлению социальной защиты населения по "адрес" , МУП "адрес" "Новоалтайские тепловые сети" (далее - МУП "НТС"), в котором просил признать незаконными действия МУП "НТС" по расчету Пфейфер И.Г. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление в размере 50% с декабря 2010 г. по июль 2012 г., исходя из площади жилья в "данные изъяты" кв.м, и действия Управления социальной защиты населения по "адрес" по назначению и выплате Пфейфер И.Г. компенсации указанных расходов в размере, определенном в соответствии с расчетом МУП "НТС" за указанный период. Кроме того, просил возложить на МУП "НТС" обязанность по перерасчету денежного эквивалента 50 % льготы на оплату коммунальной услуги - отопление, исходя из общей площади жилого помещения - "данные изъяты" кв.м за период с декабря 2010 г. по июль 2012 г.; на Управление социальной защиты населения по "адрес" обязанность по выплате Пфейфер И.Г. разницы денежного эквивалента 50% льготы на оплату указанной коммунальной услуги, определенной в результате перерасчета.
В обоснование требований указал на то, что Пфейфер И.Г. является реабилитированным лицом и обеспечивается мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. В соответствии с нормами действующего законодательства имеет право на компенсацию в размере 50 % расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей. Порядок определения размера компенсаций и их выплаты установлен постановлением администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** "Об утверждении Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае". В соответствии с Правилами денежный эквивалент определяется по каждой жилищно-коммунальной услуге исходя из платежа за жилое помещение и коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента. Согласно информации, предоставленной Управлением социальной защиты населения по "адрес" Пфейфер И.Г. расчет компенсации расходов на оплату отопления предоставляется в размере 50% от начисленной суммы с начала 2010 г. исходя из площади жилья в "данные изъяты" кв.м. Поскольку общая площадь квартиры составляет "данные изъяты" кв.м, Пфейфер И.Г. является льготополучателем из категории "лиц из числа реабилитированных", при расчете и назначении к выплате денежного эквивалента льгот необходимо исходить из всей общей площади жилого помещения в заявленный в иске период. До ДД.ММ.ГГ законодательство, регулирующее спорные правоотношения, не предусматривало возможность использования при расчете денежного эквивалента мер социальной поддержки, а также при определении размера компенсации социальной или иной нормы жилой площади, кроме общей площади жилого помещения. Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований закона, Пфейфер И.Г. с начала 2010 года по июль 2012 года назначалась и рассчитывалась компенсация на оплату жилищно-коммунальной услуги по отоплению исходя из меньшей площади жилья.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО1 на требованиях настаивала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, однако уточнила период для перерасчета - с декабря 2011 по июль 2012 года.
Решением Новоалтайского городского суда Алтайского края от 19 февраля 2014 года исковые требования прокурора г.Новоалтайска в интересах Пфейфер И.Г. удовлетворены.
Признаны незаконными действия МУП "НТС" по расчету Пфейфер И.Г. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги - отопление в размере 50 % в период с декабря 2011 года по июль 2012 года, исходя из площади жилого помещения - "данные изъяты" кв.м.
Суд обязал МУП "НТС" произвести перерасчет Пфейфер И.Г. , проживающему по адресу "адрес" , денежного эквивалента 50% льготы по оплате коммунальной услуги - отопление, исходя из общей площади жилого помещения - "данные изъяты" кв.м, за период с декабря 2011 года по июль 2012 года.
Признаны незаконными действия Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску по назначению и выплате Пфейфер И.Г. компенсации расходов на оплату коммунальной услуги- отопление в размере, определенном в соответствии с расчетом МУП "НТС" за указанный период.
Возложена на Управление социальной защиты населения по г.Новоалтайску обязанность по выплате Пфейфер И.Г. разницы денежного эквивалента 50% льготы на оплату коммунальной услуги - отопление, определенной в результате перерасчета муниципальным унитарным предприятием г. Новоалтайска "Новоалтайские тепловые сети" за указанный период.
Взыскана с МУП "НТС" госпошлина в доход местного бюджета в размере "данные изъяты" рублей.
В апелляционной жалобе ответчик Управление социальной защиты населения по г. Новоалтайску просит решение суда отменить, указывая на то, что прокурор не представил расчет недополученной истцом компенсации, согласно которому должно быть установлено, имеется ли факт нарушения прав льготополучателя. Прокурор не привел доказательства неправильности расчета льготы. Имеющейся судебной практикой подтверждается необходимость установления наличия и размера задолженности, поскольку при рассмотрении подобных дел судом был истребован расчет сумм недоплаченной компенсации по коммунальной услуге и гражданское дело, при цене иска менее 50 000 рублей должно быть передано по подсудности мировому судье. Возложение на поставщика услуг обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы может повлечь за собой нарушение прав государственного органа либо прав гражданина, либо арифметическую ошибку.
В апелляционной жалобе третье лицо Главное управление Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита) просит решение суда отменить.
В обоснование жалобы ссылается на доводы, изложенные в апелляционной жалобе Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску. Дополнительно указывает на то, что истцом пропущен трехмесячный срок на обращение с заявлением о признании действий управления незаконными, предусмотренный ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Момент времени, когда Пфейфер И.Г. узнал о нарушении своих прав, судом не устанавливался.
В письменных возражениях на апелляционные жалобы участвующий в деле прокурор просит решение суда оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения, указывая на необоснованность доводов апелляционных жалоб.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалоб и возражений, проверив законность и обоснованность решение суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалоб, заслушав прокурора ФИО2 , возражавшую против удовлетворения жалоб, судебная коллегия не усматривает оснований для их удовлетворения.
Согласно статьи 16 Закона Российской Федерации от 18.10.1991 N 1761-1 "О реабилитации жертв политических репрессий" реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с положениями п. 5 ч. 1 ст. 2 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" (в редакции Закона Алтайского края от 08.05.2008 N 37-ЗС) реабилитированным лицам предоставляется мера социальной поддержки - компенсация 50 процентов расходов на оплату коммунальных услуг (водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых отходов, газ, электрическая и тепловая энергия - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг). Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг распространяются на проживающих совместно с реабилитированными лицами членов их семей.
В силу ст. 2 Закона Алтайского края "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" реабилитированным лицам производится компенсация 50 процентов расходов на оплату тепловой энергии - в пределах установленных нормативов потребления указанных услуг, а не социальной нормы.
Указанные нормативы на территории г. Новоалтайска в спорный период были установлены постановлением администрации г. Новоалтайска от 08.10.2008 N2291 "Об утверждении нормативов потребления населением жилищно-коммунальных услуг в г.Новоалтайске", в соответствии с которым по централизованному отоплению норматив (норма) в месяц определяется как произведение Гкал на 1 кв.м общей площади.
В пункте 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N307, предусмотрено, что норматив потребления коммунальных услуг - это месячный объем потребления коммунальных ресурсов потребителем, используемый при определении размера платы за коммунальные услуги при отсутствии индивидуальных приборов учета.
В соответствии с Приложением N2 к Правилам предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 размер платы за отопление в жилом помещении многоквартирного дома определяется из расчета общей площади жилого помещения.
Согласно ч. 2 ст. 6 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае" финансирование расходов на выплату компенсации гражданам, меры социальной поддержки которым установлены нормативными правовыми актами, указанными в п. 8 статьи 1 настоящего Закона, в том числе Законом Алтайского края "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий", осуществляется из краевого бюджета в пределах средств, утвержденных на указанные цели в краевом бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
В силу п.п. 31, 33 Правил определения размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, утвержденных постановлением администрации Алтайского края от 01.04.2008 N126, ст. 6 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N156-ЗС, финансирование расходов на выплату компенсаций осуществляется через уполномоченный орган исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения. Средства для выплаты компенсации перечисляются уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края в сфере социальной защиты населения органам социальной защиты населения по месту жительства согласно представленным заявкам.
Частью 3 статьи 5 Закона Алтайского края от 03.12.2004 N59-ЗС "О мерах социальной поддержки жертв политических репрессий" предусмотрено, что учет граждан, имеющих право на получение мер социальной поддержки, и включение их в регистр осуществляется органами социальной защиты населения по месту жительства.
В соответствии с п. 3 Правил определение размера и выплаты компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае, ч.ч. 1, 9 ст. 4 Закона Алтайского края N156-ЗС компенсация по оплате жилого помещения и коммунальных услуг назначается уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения и выплачивается этим же органом.
Согласно п.п. 14, 15, 16, 37 Правил, ч.ч. 7, 8 ст. 4 Закона Алтайского края от 27.12.2007 N 156-ЗС размер компенсации определяется уполномоченным органом по месту жительства в сфере социальной защиты населения как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате всех потребляемых льготополучателем услуг. Расчет денежного эквивалента производят организации-поставщики услуг, которые несут ответственность за правильность данного расчета. Денежный эквивалент определяется исходя из платежа за коммунальные услуги, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически оплаченного льготополучателем за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента.
В силу п. 27 Правил орган социальной защиты населения осуществляет взаимодействие по предоставлению компенсаций с организациями-поставщиками услуг на основании заключенных соглашений о взаимодействии.
Таким образом, законодательство, регулировавшее отношения сторон в спорный период, не предусматривало использование социальной нормы жилой площади при расчете денежного эквивалента меры социальной поддержки, а также при определении размера компенсации.
Как установлено судом и усматривается из материалов дела, Пфейфер И.Г. является реабилитированным лицом, что подтверждено свидетельством "данные изъяты" , согласно представленным документам проживает в квартире по адресу: "адрес" , ей с ДД.ММ.ГГ назначена компенсация расходов на оплату коммунальных услуг.
Размер общей площади жилого помещения составляет "данные изъяты" кв.м, что подтверждается договором на оказание услуг по теплоснабжению.
Организацией-поставщиком услуг по отоплению жилого помещения Пфейфер И.Г. является МУП "НТС".
Соглашением об информационном обмене *** от ДД.ММ.ГГ с Управлением социальной защиты населения по г. Новоалтайску МУП г.Новоалтайска "НТС" приняло на себя обязанность на основании списков льготополучателей, предоставляемых Управлением, осуществлять расчет денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг (п.2.1., 2.2. соглашения).
При этом Управление обязалось ежемесячно в срок до 5-го числа направлять поставщику список льготополучателей в формате, предусмотренном приложением 1 к соглашению, в котором предусмотрено указание, в том числе общей площади жилого помещения, кода льготника по оплате жилья и коммунальным услугам, сумма льготы.
В соответствии с п. 4.2 Соглашения МУП г.Новоалтайска "НТС" несет ответственность за правильность и достоверность расчета денежных эквивалентов.
Решением Управления социальной защиты населения по г.Новоалтайску о назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг истцу назначена компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
Вместе с тем, из сообщения начальника Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску на имя прокурора города *** от ДД.ММ.ГГ следует, что в указанный период времени льгота предоставлялась, исходя из льготной площади- "данные изъяты" кв.м, что не соответствует вышеприведенным нормам права.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, установив, что Пфейфер И.Г. пользуется льготой по оплате за отопление, как реабилитированное лицо, и в нарушение требований законодательства положенная ей льгота в спорный период времени предоставлялась не в полном объеме, поскольку компенсация за оплату жилищно-коммунальной услуги - отопление должна была назначаться и рассчитываться исходя из общей площади жилого помещения "данные изъяты" кв.м, обоснованно удовлетворил заявленные прокурором требования.
Доводы жалоб о том, что прокурором не приведен расчет взыскиваемой суммы, судебной коллегией не принимаются во внимание, поскольку прокурором г.Новоалтайска требования о взыскании с ответчиков каких-либо сумм заявлено не было.
Что касается доводов жалоб о непредоставлении прокурором доказательств о неправильности расчетов компенсации по оплате за отопление, то они не могут быть приняты во внимание, так как рассматривая настоящее дело суд установил, что расчеты компенсации по оплате за отопление производились исходя из льготной площади "данные изъяты" кв.м, в то время необходимо было произвести расчет из общей площади жилого помещения "данные изъяты" кв.м. Такой расчет нарушал права Пфейфер И.Г.
Поскольку установлено нарушение права истца на получение в полном объеме денежного эквивалента мер социальной поддержки, оно подлежит восстановлению, в связи с чем, доводы жалоб о том, что возложение на поставщика услуг обязанности по расчету компенсации без указания конкретной суммы влечет за собой нарушения прав госоргана или гражданина, либо арифметическую ошибку, являются несостоятельными, в связи с вероятностью такого нарушения либо ошибки. Защите подлежит только нарушенное право.
Подсудность спора при разрешении его судом не нарушена, так как исковое заявление содержит требование о возложении обязанности произвести расчет компенсации по оплате за отопление, которое подсудно районному суду.
В связи с тем, что в данном случае имеет спор о праве гражданина на предоставление ему мер социальной защиты, не полученных своевременно в результате действий органов, призванных обеспечить его исполнение, то это спор подлежит рассмотрению в исковом порядке, а не в порядке главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Следовательно, срок обращения в суд, предусмотренного ч.1 ст. 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не подлежит применению.
Ссылка в жалобах на наличие иной судебной практики в части истребования расчета сумм недоплаченной компенсации не влияет на законность решения ввиду того, что судебный прецедент не является источником права в Российской Федерации.
Иные доводы апелляционной жалобы судебной коллегией проверены, во внимание не принимаются, поскольку также не опровергают выводов суда, а сводятся к переоценке имеющихся в деле доказательств, оснований для которой не имеется.
Учитывая, что судом полно и всесторонне были исследованы и оценены в соответствии со ст.67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации все доказательства, представленные сторонами, правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда основаны на законе и подтверждаются доказательствами, а доводы жалоб являются несостоятельными, то судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по г. Новоалтайску, третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащита) на решение Новоалтайского городского суда Алтайского края от 19 февраля 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.