Судебная коллегия по гражданским делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего Мирясовой Н.Г.,
судей Чурбановой Е.В., Фоминой В.А.
при секретаре Пузакиной К.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области на решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 23 января 2014 года, по которому постановлено:
Уточненные исковые требования прокурора г.Димитровграда удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области и Областного государственного казенного учреждения социального обслуживания "Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске" по не обеспечению Кучеренко И*** М*** техническими средствами реабилитации: креслом-коляской с ручным приводом базовой прогулочной, поручнями для самоподнимания угловыми согласно индивидуальной программе реабилитации от ***.10.2013 N ***.
Обязать Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области и Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания "Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске" обеспечить Кучеренко И*** М*** техническими средствами реабилитации: креслом-коляской с ручным приводом базовой прогулочной, поручнями для самоподнимания угловыми согласно индивидуальной программе реабилитации от ***10.2013 N ***.
Взыскать с Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области в пользу Овчинниковой О*** В*** стоимость самостоятельно приобретенного средства реабилитации 17 500 руб. (Семнадцать тысяч пятьсот рублей 00 копеек).
Заслушав доклад судьи Чурбановой Е.В., заключение прокурора Колгановой Е.А., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г.Димитровграда действуя в интересах несовершеннолетнего Кучеренко И.М. обратился в суд с иском к Министерству здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области, Управлению Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области по г.Димитровграду и Мелекесскому району, Областному государственному казенному учреждению социального обслуживания "Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске" о признании бездействия незаконным, понуждении к обеспечению инвалида техническим средством реабилитации, взыскании денежных средств.
В обоснование иска указал, что в ходе проведенной по обращению законного представителя несовершеннолетнего инвалида Овчинниковой О.В. прокурорской проверки установлено, что Кучеренко И.М., 1998 года рождения, является инвалидом. ***.10.2013 филиалом N*** ФГУ "ГБ МСЭ по Ульяновской области" ему оформлена индивидуальная программа реабилитации инвалида N *** (взамен *** от ***.10.2012). В разделе "Технические средства реабилитации" указаны следующие технические средства реабилитации: кресло-коляска с ручным приводом базовая прогулочная, поручни для самоподнимания угловые (1 шт.), кресло-коляска активного типа.
До настоящего времени Кучеренко И.М. указанными средствами реабилитации в полном объеме не обеспечен.
Овчинникова О.В. обратилась к ответчику с заявлением о компенсации стоимости самостоятельно приобретенного средства реабилитации - кресла-коляски активного типа, однако ей было отказано в связи с тем, что коляска приобретена до оформления программы реабилитации - *** от ***.10.2013. При этом указанной ИПР подтверждена нуждаемость Кучеренко И.М. в приобретенном самостоятельно техническом средстве реабилитации - кресле-коляске активного типа.
Просил признать незаконным бездействие ответчиков Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области, ОГКУСО "Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске", Управления Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области по г.Димитровграду и Мелекесскому району по не обеспечению Кучеренко И.М., 1998 года рождения, техническими средствами реабилитации - креслом-коляской с ручным приводом базовой прогулочной, поручнями для самоподнимания угловыми согласно индивидуальной программе реабилитации от ***10.2013 N *** и обязать их обеспечить Кучеренко И.М. указанными техническими средствами реабилитации согласно индивидуальной программе реабилитации от ***10.2013 N *** взыскать с Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области в пользу Овчинниковой О.В., законного представителя Кучеренко И.М., денежные средства в размере 17 500 руб. за самостоятельно приобретенные средства реабилитации для ребенка-инвалида.
Рассмотрев данный спор, суд, постановил вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области не соглашается с решением суда, просит его изменить, в удовлетворении требований прокурора г. Димитровграда в интересах Кучеренко И.М. к Министерству здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области отказать. Указывает, что судом не учтен тот факт, что у Министерства с 2014 года отсутствуют полномочия по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации. При этом правопреемником прав и обязанностей Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области в части обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации является Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания "Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске". Считает, что Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области является ненадлежащим ответчиком по данному делу.
В возражения на апелляционную жалобу помощник прокурора города Димитровграда, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Дело рассмотрено в отсутствии Кучеренко И.М., законного представителя истца Овчинниковой О.В., представителей ответчиков Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области, Управления Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области по г. Димитровграду и Мелекесскому району, ОГКУСО "Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г. Ульяновске", извещенных о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Из материалов дела следует, что Кучеренко И.М., ***.07.1998 года рождения, является р*** и имеет право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления технических средств реабилитации: кресло-коляска с ручным приводом базовая прогулочная, поручни для самоподнимания угловые, кресло-коляска активного типа (*** от ***.10.2013 взамен *** от ***.10.2012).
Законный представитель Кучеренко И.М. Овчинникова О.В. ***.10.2013 обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении технических средств реабилитации в том числе кресло-коляска с ручным приводом базовая прогулочная, поручни для самоподнимания угловые, а также выплате компенсации стоимости самостоятельно-приобретенного средства реабилитации - кресла-коляски активного типа. Однако вышеуказанными техническими средствами реабилитации Кучеренко И.М. обеспечен не был, а в выплате компенсации Овчинниковой О.В. было отказано , в связи с тем, что коляска приобретена до оформление последней программы реабилитации N *** от ***.10.2013, в которой данное средство реабилитации указано.
При этом, Кучеренко И.М. не обеспечивался и иными техническими средствами реабилитации: кресло-коляска с ручным приводом базовая прогулочная, поручни для самоподнимания угловые. Доказательств обратного ответчиками суду не представлено.
Полагая бездействие ответчиков незаконными, прокурор города Димитровграда, действующий в интересах Кучеренко И.М. просил обязать Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области и Областное государственное казенное учреждение социального обслуживания "Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске" обеспечить Кучеренко И*** М***, 1998 года рождения, креслом-коляской с ручным приводом базовой прогулочной , поручнями для самоподнимания угловыми, в соответствии с ИПР N *** от ***.10.2013; взыскать с Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области в пользу Овчинниковой О.В. денежную компенсацию за самостоятельно приобретенное средство реабилитации - кресло-коляску активного типа, в размере 17 500 руб.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оснований, предусмотренных законом для отказа в удовлетворении требований прокурора г. Димитровграда Ульяновской области, заявленных в интересах ребенка-инвалида Кучеренко И.М. не установлено.
Вывод суда мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и оснований для признания его неправильным не имеется.
Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрены меры социальной поддержки отдельных категорий граждан в виде обеспечения протезами (кроме зубных протезов) и протезно-ортопедическими изделиями, а также техническими средствами реабилитации.
В соответствии со статьями 10, 11.1 названного Закона государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
Порядок обеспечения лиц, признанных инвалидами, техническими средствами реабилитации утвержден Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N 240, пунктом 4 которого предусмотрено, что заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана) или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по месту жительства инвалида (ветерана), уполномоченный на осуществление переданных в соответствии с заключенным Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации соглашением полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов.
Пункт 7 указанного Постановления предусматривает возможность выплаты инвалиду компенсации в размере стоимости технического средства в случае если предусмотренное программой реабилитации техническое средство не может быть предоставлено инвалиду или если он самостоятельно приобрел указанное техническое средство за счет собственных средств. Решение о выплате компенсации принимается уполномоченным органом на основании поданного инвалидом либо лицом, представляющим его интересы, заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства, а также программы реабилитации и документов, подтверждающих эти расходы.
Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2009 N 2101-р утверждено соглашение между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и правительством Ульяновской области о передаче правительству Ульяновской области осуществление части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, согласно которому осуществление данных полномочий возлагалось на орган исполнительной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения которым в настоящее время является Министерство здравоохранения, социального развития и спорта в Ульяновской области.
С учетом указанных норм действующего законодательства, принимая во внимание, что законный представитель ребенка-инвалида Кучеренко И.М. своевременно обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении технических средств реабилитации, указанных в программе реабилитации, а также возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации, соответственно не может быть отказано в предоставлении Кучеренко И.М. государственной социальной помощи. Следовательно, решение суда является законным и обоснованным.
Доводы, приведенные Министерством здравоохранения, социального развития и спорта в Ульяновской области в апелляционной жалобе относительно того, что надлежащим и единственным ответчиком по делу является ОГКУСО "Центр обеспечения граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортным лечением и социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий в г.Ульяновске", основанием к отмене решения суда не являются, поскольку обязательство ответчика по обеспечению истца техническими средствами реабилитации, а также выплате компенсации за самостоятельно приобретенное средство реабилитации возникло до передачи им своих полномочий казенному учреждению, которое имело место 31.10.2013 на основании распоряжения Министерства труда и социального развития Ульяновской области N1501-р.
Кроме того, согласно пункту 3 Порядка финансирования части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (приложение N 7), утвержденного Постановлением Правительства Ульяновской обл. 19.12.2013 N 620-П главным распорядителем средств областного бюджета Ульяновской области, поступающих из федерального бюджета, является исполнительный орган государственной власти Ульяновской области, уполномоченный в сфере социальной защиты населения.
Так же в соответствие пунктами 1.4 и 1.5 Устава казенного учреждения, утвержденного 26.11.2013, функции и полномочия его учредителя осуществляет Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области; учредитель, в ведении которого находится учреждение, осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств Ульяновской области.
В соответствии с п.4 ст.158 и п. 6 ст.161 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетное учреждение использует бюджетные средства в соответствии с утвержденной главным распорядителем этих средств сметой доходов и расходов.
Таким образом, отсутствие средств у казенного учреждения делает невозможным исполнение решения суда в части предоставления технических средств реабилитации, а также выплате компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации без участия Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области.
С учетом вышеуказанных норм, к числу лиц, ответственных за предоставление отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний технических средств реабилитации относится, в том числе, и Министерство здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области.
Следовательно, по существу правильное решение не может быть отменено по доводу жалобы Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области о том, что оно является ненадлежащим ответчиком по требованиям в интересах Кучеренко И.М.
Нарушений норм материального и процессуального закона, которые могли бы повлечь отмену либо изменение судебного постановления, не установлено.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Димитровградского городского суда Ульяновской области от 23 января 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства здравоохранения, социального развития и спорта Ульяновской области - без удовлетворения.
Председательствующий Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.