Судья Московского городского суда Князев А.А., рассмотрев кассационную жалобу заявителя Кузнецова В.Н., подписанную его представителем Багрянцевой Н.В., поступившую в суд кассационной инстанции 31 марта 2014 года, на решение Савеловского районного суда города Москвы от 10 июня 2013 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 22 января 2014 года по гражданскому делу по заявлению Кузнецова В.Н. к Управлению Федеральной налоговой службы по городу Москве о признании решения незаконным,
установил:
Кузнецов В.Н. обратился в суд с заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по городу Москве о признании решения незаконным, ссылаясь на нарушение своих прав.
Решением Савеловского районного суда города Москвы от 10 июня 2013 года в удовлетворении заявления Кузнецова В.Н. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 22 января 2014 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе заявитель Кузнецов В.Н. ставит вопрос об отмене решения суда и апелляционного определения судебной коллегии, считая их незаконными и необоснованными.
Изучив кассационную жалобу, исследовав представленные документы, судья приходит к следующим выводам.
В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Подобных нарушений в настоящем случае по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Из представленных документов следует, что запись о зарегистрированном до 01 июля 2002 года юридическом лице - Общественная организация "Клуб нотариусов "Золотая печать" (ОГРН 1037739552443, ИНН 7722173326) внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 10 февраля 2003 года за ОГРН 1037739552443 на основании представленного указанной организацией Сообщения сведений о юридическом лице, зарегистрированном до 01 июля 2002 года по форме Р17001, в комплект которого учредительные документы не входят; в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре юридических лиц, юридическое лицо - Общественная организация "Клуб нотариусов "Золотая печать" зарегистрировано 22 марта 1999 года Управлением юстиции города Москвы за регистрационным номером 10620; 11 апреля 2008 года Управлением Федеральной налоговой службы по городу Москве принято решение N 861 о предстоящем исключении недействующего юридического лица Общественная организация "Клуб нотариусов "Золотая печать" из Единого государственного реестра юридических лиц; 03 сентября 2008 года в Реестр внесена запись о прекращении деятельности Общественной организации "Клуб нотариусов "Золотая печать" в связи с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц на основании п. 2 ст. 21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Обратившись в суд с настоящим заявлением, заявитель Кузнецов В.Н. полагал незаконным внесение налоговым органом записи об исключении Общественной организации "Клуб нотариусов "Золотая печать" из Единого государственного реестра юридических лиц.
Рассматривая данное дело, суд, по мотивам, изложенным в решении суда, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявления Кузнецова В.Н.; при этом, суд исходил из того, что внесение записи в Единый государственный реестр юридических лиц в отношении некоммерческих организаций производится УФНС по городу Москве на основании решения о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице - некоммерческой организации, принятом Министерством юстиции РФ на основании заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице; кроме того, законодательство о государственной регистрации юридических лиц на регистрирующий орган не возлагает функции по юридической экспертизе сведений и документов, поступающих из территориальных органов Министерства юстиции РФ для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о юридическом лице, в отношении которого установлен специальный порядок государственной регистрации; запись в Единый государственный реестр юридических лиц от 03 сентября 2008 года об исключении Общественной организации "Клуб нотариусов "Золотая печать" из Единого государственного реестра юридических лиц внесена на основании решения, принятого Главным управлением Министерства юстиции России по городу Москве.
Судебная коллегия, оставляя решение суда без изменения, признала его по существу правильным, обратив внимание на то, что в решении суда не указано, когда и какое решение в отношении Общественной организации "Клуб нотариусов "Золотая печать" было принято Главным управлением Министерства юстиции России по городу Москве, послужившее основанием для исключения Общественной организации "Клуб нотариусов "Золотая печать" из реестра юридических лиц; более того, такого решения об исключении в отношении Общественной организации "Клуб нотариусов "Золотая печать" из Единого государственного реестра юридических лиц органами юстиции не принималось и не должно было приниматься; вместе с тем, апелляционная инстанция при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, вправе проверить решение в полном объёме, и не связана с мотивами, по которым суд первой инстанции пришёл к правильному по существу решению, а потому судебная коллегия сочла возможным решение суда первой инстанции оставить без изменения; при этом, судебная коллегия исходила из того, что частью 1 ст. 249 ГПК РФ установлено, что обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, его законности, а также законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих возлагаются на орган, принявший нормативный правовой акт, органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие); Управлением Федеральной налоговой службы по городу Москве такие доказательства представлены; пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 мая 2002 года N 319 "Об уполномоченном федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей" предусмотрено, что Министерство Российской Федерации по налогам и сборам является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим, начиная с 01 июля 2002 года государственную регистрацию юридических лиц; однако ст. 10 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что федеральными законами может устанавливаться специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц; в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) государственная регистрация общероссийского и международного общественных объединений производится Министерством юстиции Российской Федерации; государственная регистрация межрегионального общественного объединения производится органами юстиции по месту нахождения постоянно действующего руководящего органа общественного объединения; государственная регистрация регионального и местного общественных объединений производится органами юстиции соответствующих субъектов Российской Федерации; пунктом 3 ст. 26 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу настоящего Федерального закона, обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "д", "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона; невыполнение указанного требования является основанием для исключения такого юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом в отношении исключения недействующих юридических лиц; таким образом, Общественная организация "Клуб нотариусов "Золотая печать", зарегистрированная Управлением юстиции города Москвы 22 марта 1999 года, обязана была в срок до 01 января 2003 года представить в регистрирующий орган следующие сведения: полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, для коммерческих организаций на русском языке; в случае, если в учредительных документах юридического лица его наименование указано на одном из языков народов Российской Федерации и (или) на иностранном языке, в государственном реестре указывается также наименование юридического лица на этих языках; организационно - правовая форма; адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом; способ образования юридического лица (создание или реорганизация); сведения об учредителях юридического лица; фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии; эти требования закона Общественная организация "Клуб нотариусов "Золотая печать" выполнила, так как материалами дела подтверждается, что Общественная организации "Клуб нотариусов "Золотая печать" в срок до 01 января 2003 года представила в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами "а" - "д", "л" пункта 1 статьи 5 настоящего Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"; в связи с этим Межрайонная инспекция МНС России N 39 по городу Москве выдала Общественной организации "Клуб нотариусов "Золотая печать" свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц о юридическом лице, зарегистрированном до 01 июля 2002 года; в настоящее время Общественная организация "Клуб нотариусов "Золотая печать" состоит на учёте в ИФНС N 22 по городу Москве; статья 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" определяет порядок исключения юридического лица, прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа; в соответствии с названной нормой права регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц; решение о предстоящем исключении должно быть опубликовано в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, в течение трех дней с момента принятия такого решения; одновременно с решением о предстоящем исключении должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления; заявления могут быть направлены в срок не позднее чем три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении; в случае направления заявлений решение об исключении недействующего юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц не принимается и такое юридическое лицо может быть ликвидировано в установленном гражданским законодательством порядке; разъясняя данные законоположения, в Письме ФНС РФ от 07 августа 2006 года N ШТ-6-09/770@ "Об исключении из ЕГРЮЛ недействующих юридических лиц, в отношении которых установлен специальный порядок государственной регистрации" указано следующее: ФНС России является регистрирующим органом в целях применения положений Федерального закона N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и процедуры, предусмотренные статьей 21.1 Федерального закона N 129-ФЗ, в том числе принятие решений о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ общественных объединений, политических партий, религиозных организаций, некоммерческих организаций, фактически прекративших свою деятельность, а также не исполнивших обязанность, установленную пунктом 3 статьи 26 Федерального закона N 129-ФЗ, опубликование в органах печати этих решений и принятие решений об исключении из ЕГРЮЛ этих юридических лиц, должны осуществляться налоговыми органами; в этой связи в отношении недействующих юридических лиц, для которых установлен специальный порядок государственной регистрации, оригиналы Справок о непредставлении юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчетности, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и Справок об отсутствии в течение последних 12 месяцев движения денежных средств по банковским счетам или об отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов, оформленных в соответствии с Приказом Минфина России от 28 февраля 2006 года N 32н согласно приложению N 1 и N 2 соответственно, направляются территориальными налоговыми органами с сопроводительным письмом в соответствующее управление ФНС России по субъекту Российской Федерации; Управление на основании представленных территориальными налоговыми органами указанных документов в срок не позднее 5 рабочих дней со дня их получения принимает решение о предстоящем исключении из Единого государственного реестра юридических лиц недействующего юридического лица (общественного объединения, политической партии, религиозной организации или иной некоммерческой организации); сведения о принятых решениях о предстоящем исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, а также о порядке и сроках направления заявлений недействующим юридическим лицом, кредиторами или иными лицами, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц, с указанием адреса Управления, по которому могут быть направлены заявления, в течение трех дней со дня принятия такого решения направляются Управлениями в редакцию журнала "Вестник государственной регистрации" в электронном виде для опубликования в специальном разделе журнала; если в течение трех месяцев со дня опубликования решения о предстоящем исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц в Управление не поступило заявление от юридического лица, в отношении которого принято решение о предстоящем исключении, и (или) от его кредиторов, иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением юридического лица из государственного реестра, структурное подразделение Управления, осуществляющее функции по государственной регистрации юридических лиц, для которых установлен специальный порядок государственной регистрации, осуществляет внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи об исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц; данный порядок в отношении Общественной организации "Клуб нотариусов "Золотая печать" УФНС по городу Москве соблюдён; так, заявитель находился на налоговом учёте в ИФНС N 22 по городу Москве; 09 февраля 2008 года ИФНС N 22 по городу Москве выданы официальные справки: об отсутствии в течение 12 последних месяцев движения денежных средств по банковским счетам и отсутствии у юридического лица открытых банковских счетов; о непредставлении сведений юридическим лицом в течение последних 12 месяцев документов отчётности, предусмотренных законодательством о налогах и сборах; 11 апреля 2008 года Управлением Федеральной налоговой службы по городу Москве принято решение N 861 о предстоящем исключении недействующего юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц; форма такого решения утверждена в Приложении к Приказу ФНС РФ от 16 ноября 2005 года N САЭ-3-09/591@ (в редакции от 23 июня 2006 года) "Об организации работы налоговых органов по исключению юридического лица, прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц" (вместе с "Порядком организации работы налоговых органов по исключению юридического лица, прекратившего свою деятельность, из Единого государственного реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа"); согласно п. 2.2 названного Порядка сведения о принятом решении о предстоящем исключении вносятся в журнал учёта решений о предстоящем исключении, форма и порядок ведения которого утверждены Приказом ФНС России от 08 сентября 2005 года N САЭ-3-09/442; принятое решение о предстоящем исключении незамедлительно направляется структурным подразделением налогового органа, указанным в пункте 2.1 настоящего Порядка, для опубликования в орган печати, в котором публикуются данные о государственной регистрации юридического лица (п. 2.3 Порядка); эти требования закона также соблюдены Управлением Федеральной налоговой службы по городу Москве; так, 16 апреля 2008 года упомянутое решение Управления Федеральной налоговой службы по городу Москве от 11 апреля 2008 года опубликовано в журнале "Вестник государственной регистрации", в подтверждение чего в заседание суда апелляционной инстанции представлена выписка из информационной базы журнала "Вестник государственной регистрации", достоверность которой признана представителем В.Н. Кузнецова, которая пояснила, что согласна с тем, что установленный законом порядок исключения Общественной организации "Клуб нотариусов "Золотая печать" из Единого государственного реестра юридических лиц налоговыми органами соблюдён; согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 25 апреля 2013 года - 03 сентября 2008 года в Реестр внесена запись о прекращении деятельности Общественной организации "Клуб нотариусов "Золотая печать" в связи с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц на основании п. 2 ст. 21.1 Федерального закона от 08 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"; при таком положении у суда первой инстанции не имелось оснований для удовлетворения заявления; ссылка заявителя на Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 06 декабря 2011 года N 26-П не принята судебной коллегией во внимание, поскольку оно не действовало на момент принятия обжалуемого решения УФНС в 2008 году и, кроме того, распространяется на религиозные организации, к числу которых Общественная организация "Клуб нотариусов "Золотая печать" не относится; доводы заявителя о том, что операции по счёту Общественной организации "Клуб нотариусов "Золотая печать" производились, не приняты во внимание судебной коллегией, поскольку официальная справка из налоговых органов свидетельствует об обратном.
Никаких существенных нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда и судебной коллегии по доводам кассационной жалобы из представленных документов не усматривается, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам суд кассационной инстанции не наделен.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда в порядке надзора (в настоящее время - в кассационном порядке). Как неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека в своих постановлениях, касающихся производства в порядке надзора (в настоящее время - в кассационном порядке) по гражданским делам в Российской Федерации, иной подход приводил бы к несоразмерному ограничению принципа правовой определенности.
Доводы кассационной жалобы требованиям принципа правовой определенности не отвечают.
При таких данных, вышеуказанные судебные постановления сомнений в их законности с учетом доводов кассационной жалобы заявителя Кузнецова В.Н. не вызывают, а предусмотренные ст. 387 ГПК РФ основания для отмены или изменения названных решения суда и апелляционного определения судебной коллегии в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 381, 383 ГПК РФ,
определил:
В передаче кассационной жалобы заявителя Кузнецова В.Н. на решение Савеловского районного суда города Москвы от 10 июня 2013 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Московского городского суда от 22 января 2014 года по гражданскому делу по заявлению Кузнецова В.Н. к Управлению Федеральной налоговой службы по городу Москве о признании решения незаконным - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда - отказать.
Судья Московского
городского суда А.А. Князев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.