Судья Московского городского суда Клюева А.И., рассмотрев кассационную жалобу Ларионовой Г.Л., поступившую 31 марта 2014 года, на решение мирового судьи судебного участка N370 района Тверской г. Москвы от 14 октября 2013 года и апелляционное определение Тверского районного суда г. Москвы от 26 ноября 2013 года по делу по иску Ларионовой Г.Л. к Министерству финансов РФ о взыскании компенсации в размере *** рублей,
установил:
Ларионова Г.Л. обратилась в суд с иском к Министерству финансов РФ о возмещении расходов на проезд и провоз багажа при выезде из района, приравненного к Крайнему Северу, в размере *** рублей и расходов по уплате государственной пошлины в размере *** рублей.
В обоснование своих требований истица указывала на то, что является пенсионером по старости, с 1989 года и до 2012 года проживала в городе Братске Иркутской области. Начиная с 12.10.2012 года, зарегистрирована и фактически проживает в городе Пушкино Московской области. Переезд и доставка багажа из города Братска Иркутской области в город Пушкино Московской области осуществлялись железнодорожным транспортом, в связи с чем истицей понесены расходы на общую сумму *** рублей. Являясь пенсионером, переехавшим к новому месту жительства из района Крайнего Севера, истица обратилась в Государственное учреждение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Братске и Братском районе Иркутской области с заявлением о компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера, где в указанной выплате было отказано.
Решением мирового судьи судебного участка N370 района Тверской города Москвы от 14 октября 2013 года в удовлетворении исковых требований Ларионовой Г.Л. - отказано.
Апелляционным определением Тверского районного суда г. Москвы от 26 ноября 2013 года, решение мирового судьи судебного участка N370 района Тверской города Москвы от 14 октября 2013 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Ларионова Г.Л. просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления и направить дело на новое рассмотрение.
В соответствии с частью 2 статьи 381 Гражданского процессуального кодекса РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как усматривается из судебных постановлений, они сомнений в законности не вызывают, а доводы жалобы в соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального Кодекса РФ не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке, в связи с чем оснований для передачи кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции не имеется.
В соответствии со ст. 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 19.02.1993 года N4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" в случаях, предусмотренных этим Законом, государственные гарантии и компенсации предоставляются и неработающим пенсионерам.
Статья 4 этого же Закона предусматривает, что гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, могут быть установлены иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Право пенсионеров на компенсацию затрат, связанных с выездом из районов Крайнего Севера, установлено пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 11.08.1992 года N572 "О компенсации расходов, связанных с выездом граждан из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Источник финансирования расходов на компенсацию произведенных транспортных затрат определен рассматриваемым Постановлением Правительства N572, согласно которому финансирование указанных расходов осуществляется за счет средств бюджетов субъектов, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Вопрос о возмещении расходов за проезд и провоз багажа при выезде из района, приравненного к Крайнему Северу, регулируется Постановлением Правительства РФ от 11 августа 1992 годаN572 "О компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (с изм. от 2 ноября 1992 года), которым установлено, что гражданам переселяющимся из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, компенсируются расходы, связанные с выездом из указанных мест, в размере произведенных транспортных затрат, включая перевозку личного имущества в количестве до 1000 килограммов на выезжающего и каждого члена его семьи.
Финансирование указанных расходов осуществляется за счет средств республиканских бюджетов республик в составе Российской Федерации и бюджетов национально - государственных и административно - территориальных образований, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
При этом Министерству финансов Российской Федерации в случае отсутствия в бюджетах республик в составе Российской Федерации, национально - государственных и административно - территориальных образований достаточных доходов для финансирования указанных в Постановлении расходов предписано предусматривать на эти цели субвенции из республиканского бюджета Российской Федерации.
Во исполнение указанного Постановления, Комитетом Российской Федерации по социально - экономическому развитию Севера 10 ноября 1992 года разработан и утвержден "Порядок выплаты компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", который предусматривает выплату компенсации расходов, связанных с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, в размере произведенных транспортных затрат, в том числе перевозку личного имущества в количестве до 1000 килограммов на выезжающего и каждого члена его семьи.
Данная выплата производится пенсионерам центральными бухгалтериями администраций городских, районных, сельских и поселковых Советов по документам органов социальной защиты населения по последнему месту проживания, подтверждающими факт получения пенсии.
При переезде семьи с использованием одного вида транспорта выплата компенсации ее расходов производится перед выездом по предъявлению соответствующих квитанций на провоз багажа и билетов на право проезда. В том случае, когда переезд осуществляется с использованием нескольких видов транспорта, выплата компенсации расходов производится в два этапа. На первом - перед отъездом по предъявлению квитанций на провоз багажа и билетов на право проезда на первом по очереди виде транспорта. На втором - по предъявлению билетов на право проезда другими видами транспорта в соответствующие учреждения (предприятия) по месту выезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Оплата расходов на проезд вторым и другими видами транспорта производится в течение одного месяца с момента поступления проездных документов на предприятие (в учреждение, организацию), осуществляющее компенсацию расходов выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Доплата компенсации расходов при использовании нескольких видов транспорта производится переводом денег на адрес нового места жительства семьи.
Отказывая в удовлетворении исковых требований Ларионовой Г.Л., мировой судья правомерно исходил из того, что Министерство финансов Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку спорная выплата производится пенсионерам центральными бухгалтериями администраций городских, районных, сельских и поселковых Советов по документам органов социальной защиты населения по последнему месту проживания, подтверждающими факт получения пенсии.
Мировой судья обоснованно указал, что заявленное требование может быть предъявлено в установленном законом порядке к надлежащему ответчику.
Оснований для иного вывода не имеется.
Доводы кассационной жалобы не могут служить основанием для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений, при их вынесении существенных нарушений норм материального или процессуального права допущено не было.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда в кассационном порядке.
Доводы кассационной жалобы требованиям принципа правовой определенности не отвечают.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 381 ГПК РФ,
определил:
в передаче кассационной жалобы Ларионова Г.Л., на решение мирового судьи судебного участка N370 района Тверской г. Москвы от 14 октября 2013 года и апелляционное определение Тверского районного суда г. Москвы от 26 ноября 2013 года по делу по иску Ларионовой Г.Л. к Министерству финансов РФ о взыскании компенсации в размере *** рублей, для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказать.
Судья
Московского городского суда А.И. Клюева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.