Судья: Алексеев Н.А.
Гр. дело N33-11606
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
10 апреля 2014 года г. Москва
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе председательствующего Котовой И.В.,
судей Шаповалова Д.В., Пильгановой В.М.,
при секретаре Егорове Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шаповалова Д.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Рысина В.Т. на решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 26 ноября 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявления Рысина В.Т. к Управлению социальной защиты населения района Теплый стан г. Москвы о признании решения незаконным, об обязании восстановить выплату ЕКВ, выплатить недополученную выплату ЕКВ, взыскании компенсации морального вреда, судебных расходов - отказать",
установила
Рысин В.Т. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения района Теплый стан г. Москвы о признании решения незаконным, об обязании восстановить выплату ЕКВ, выплатить недополученную выплату ЕКВ, взыскании компенсации морального вреда, мотивируя свои требования тем, что с _ года являлся получателем ежемесячной компенсационной выплаты (в н.в. региональной социальной доплаты) к пенсии, однако ответчик неправомерно приостановил её начисление с _ г., а с _ г. пересчитал сумму выплаты в сторону уменьшения, производя удержание в размере, не превышающем 20%, что по мнению истца нарушает его право на получение гарантированных законодательством города Москвы мер социальной поддержки в полном объеме.
Истец в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме. Представитель УСЗН района Теплый стан г. Москвы в суд явился, просил отказать в удовлетворении иска.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого как незаконного просит Рысин В.Т. по доводам апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, выслушав истца Рысина В.Т., представителя ответчика -Белову И.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами, материалами дела и требованиями закона.
В силу ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 г. N23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению.
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанций при рассмотрении настоящего гражданского дела допущено не было.
Судом установлено, что Рысин В.Т. является жителем г. Москвы и с 2003 г. получателем пенсии по старости.
Одновременно с пенсионным обеспечением истец, как одинокий неработающий пенсионер, получающий пенсию ниже прожиточного минимума, являлся получателем ежемесячной компенсационной выплаты (региональной социальной доплаты) к пенсии.
_ года в УСЗН района Теплый стан г. Москвы поступили сведения из пенсионного фонда России (форма 42-АС) о перерасчете страховой части пенсии, в связи с наличием трудового стажа, дохода от трудовой и иной деятельности и отчислений в период с _ по _.
В связи с несвоевременным выполнением получателем социальных выплат обязанности по сообщению в органы социальной защиты информации о начале трудовой деятельности и полученных доходах, за вышеуказанный период образовалась переплата по городским доплатам в размере ***.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы от 04 декабря 2009 года N3107-РП удержания с пенсионеров сумм переплат ежемесячных выплат производиться не будут за период предшествующий 31 декабря 2009 года.
Общая сумма переплаты с _ года с учетом указанного постановления составила ***.
С _ г. ответчиком начисление ежемесячной доплаты было приостановлено, до выяснения обстоятельств переплаты.
В _ г. ответчиком произведён перерасчет ежемесячной выплаты и в соответствии с п.п. "а" п.42 "Порядка назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии" установлено удержание в размере, не превышающем 20%.
Согласно Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью (статья 2); в Российской Федерации как социальном государстве охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются гарантии социальной защиты, гарантируется социальное обеспечение в случаях, предусмотренных законом (статьи 7 и 39); в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина (статья 55, часть 2); защита семьи, материнства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (статья 72 пункт "ж" части 1).
По смыслу приведенных конституционных положений в их взаимосвязи, социальная функция государства возлагается Конституцией Российской Федерации как на Российскую Федерацию в целом, так и на каждый из субъектов Российской Федерации. Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативно правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст.12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 Порядка назначения и выплаты неработающим пенсионерам региональной социальной доплаты к пенсии, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 17.11.2009 N 1268-ПП, право на получение региональной социальной доплаты к пенсии имеют неработающие пенсионеры, получающие пенсию или пожизненное содержание в городе Москве (независимо от вида получаемой пенсии и органа, которым она выплачивается) и зарегистрированные в городе Москве по месту жительства или по месту пребывания.
К неработающим пенсионерам относятся пенсионеры, не осуществляющие работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также получающие пенсию дети, не достигшие возраста 18 лет.
Подпунктом "в" п. 32 Порядка предусмотрено, что размеры региональной социальной доплаты к пенсии подлежат перерасчету при изменении (назначении или прекращении выплаты, перерасчете или корректировке размера) денежных выплат, входящих в общую сумму материального обеспечения пенсионера, - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором органами социальной защиты населения получены сведения о таком изменении, а при изменении размеров денежных выплат, осуществляемых органами социальной защиты населения, - с даты их изменения.
Согласно п. 33 Порядка право на получение региональной социальной доплаты утрачивается, в том числе, при поступлении пенсионера на оплачиваемую работу (заключении трудового договора) - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем поступления на работу (начала действия трудового договора).
Если пенсионером в какой-либо из периодов утрачивалось право на получение региональной социальной доплаты, то при представлении им документов, подтверждающих вновь приобретение этого права, региональная социальная доплата назначается заново исходя из общей суммы его материального обеспечения на дату обращения.
В соответствии с п. 35 Порядка при поступлении сведений, свидетельствующих о возможной утрате права пенсионера на получение региональной социальной доплаты, управление социальной защиты населения города Москвы вправе приостанавливать ее выплату для выяснения обстоятельств и проверки фактов, влияющих на продолжение выплаты региональной социальной доплаты. В случае подтверждения этих обстоятельств выплата региональной социальной доплаты прекращается.
Гражданин обязан в 10-дневный срок известить управление социальной защиты населения города Москвы, выплачивающее ему региональную социальную доплату, о наступлении обстоятельств, влекущих за собой прекращение ее выплаты или изменение размера (п. 41).
Согласно пп. "а" п. 42 Порядка в случаях когда представление недостоверных сведений или несвоевременное выполнение обязанности, указанной в пункте 41 настоящего Порядка, повлекло за собой перерасход бюджетных средств на выплату региональной социальной доплаты, причиненный ущерб возмещается в следующем порядке: управление социальной защиты населения города Москвы определяет сумму переполученных средств и выносит решение об ежемесячном удержании излишне выплаченных сумм с пенсионера в размере, не превышающем 20 процентов причитающейся ему к выплате суммы региональной социальной доплаты.
Отказывая Рысину В.Т. в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что оснований для отмены решений органа социальной защиты и изменения размер доплаты не имеется, так как получателем ежемесячной выплаты не была исполнена установленная законодательством города Москвы обязанность по сообщению УСЗН сведений о трудоустройстве.
Судебная коллегия считает вышеуказанные выводы суда обоснованными, соответствующими нормам материального права и установленным обстоятельствам дела.
Доводы апелляционной жалобы Рысина В.Т. о том, что полученный от ЖСК ЭНИМС-7 доход не являлся заработной платой, а произведенные кооперативом отчисления в пенсионный фонд совершены ошибочно, не могут влечь отмену состоявшегося решения, так как не основаны на нормах действующего законодательства и противоречат представленным сторонами доказательствам.
Как указывалась судебной коллегией выше, к неработающим пенсионерам относятся не только лица, не осуществляющие работу по трудовому договору, но и в том числе лица, не осуществляющие иную деятельность, в период которой они получали доход, с которого были произведены соответствующие отчисления.
Истцом не оспаривалось, что в период исполнения обязанностей председателя ревизионной комиссии ЖСК он получал доход, а пенсионным органом полученные с указанного дохода отчисления учтены при перерасчете пенсии в сторону увеличения.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.
Доказательств, свидетельствующих об ошибочных действиях Пенсионного органа, суду представлено не было. Сам истец с заявлениями об уменьшении размера трудовой пенсии и исключении из страхового стажа периода работы с _ г. по _. г. в компетентные органы не обращался.
Доводы жалобы о несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам дела необоснованны и опровергаются собранными по делу доказательствами, которым суд дал правильную оценку в соответствии со статьей 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем не могут повлечь отмену судебного постановления.
На основании изложенного, судебная коллегия полагает, что решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 26 ноября 2013 года не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.
Не усматривая оснований к отмене решения по доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия, руководствуясь ст. 327, 329, 330 ГПК РФ,
определила:
Решение Черемушкинского районного суда г. Москвы от 26 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Рысина В.Т. без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.