Судья: Бугынин Г.Г. Дело N 33-8787
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
20 марта 2014 года
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда
в составе:
председательствующего судьи Дедневой Л.В.
судей Шаповалова Д.В., Мызниковой Н.В.
при секретаре Туниной Е.П.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дедневой Л.В.
дело по апелляционной жалобе П* М.Р. на решение Хамовнического районного суда г. Москвы от 26 ноября 2013 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований П* к Счетной палате РФ, отказать.
установила:
П* М.Р. обратился в суд к Счетной палате РФ с иском о признании незаконным отказа во включении в стаж для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих период его работы в должности * * Государственной Думы Федерального Собрания РФ с 12 июля 1995 года по 4 июля 1999 года и обязании включить в стаж для назначении пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих период его работы в должности * * Государственной Думы Федерального Собрания РФ с 12 июля 1995 года по 4 июля 1999 года.
В обоснование заявленных требований истец указал, что является получателем пенсии за выслугу лет, как уволенный с федеральной государственной гражданской службы, однако при расчете пенсии за выслугу лет в стаж его государственной службы не был включен период работы в должности * * Государственной Думы Федерального Собрания РФ с 12 июля 1995 года по 4 июля 1999 года, что, по его мнению, противоречит действующему законодательству. Также истец указал, что обратился к ответчику с заявлением включить в стаж государственной службы указанный период, однако в удовлетворении данной просьбы ему было отказано.
В судебное заседание истец явился, заявленные требования, с учетом внесенных изменений, поддержал.
Представители ответчика и третьих лиц в суд явились, против удовлетворения требований истца возражали.
Суд постановил приведенное выше решение, об отмене которого просит истец в апелляционной жалобе.
На заседание судебной коллегии представитель третьего лица - Министерства труда и социальной защиты РФ не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещался судом надлежащим образом.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие третьего лица.
Проверив материалы дела, выслушав истца, представителя ответчика по доверенности Б* А.С., представителя третьего лица - ПФ РФ по доверенности Т* А.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение должно быть законным и обоснованным (часть 1 статьи 195 ГПК РФ).
Решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Данным требованиям закона решение суда первой инстанции не соответствует.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Согласно ст. 19 ФЗ N 166-ФЗ от 15.12.2001 "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих включается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации.
Указом Президента Российской Федерации от 20.09.2010 N 1141 был утвержден Перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих.
В силу п.п. 3,5,6 указанного выше Перечня, в стаж государственной гражданской службы включаются:
- должности федеральной государственной гражданской службы, предусмотренные Реестром должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 1574 "О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы";
- государственные должности федеральных государственных служащих, которые были предусмотрены Реестром государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 года N 33 "О Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих";
- государственные должности федеральной государственной службы, предусмотренные перечнями государственных должностей федеральной государственной службы, которые считались соответствующими разделами Реестра государственных должностей государственной службы Российской Федерации.
Судом по делу установлено, что в период с 1 августа 2000 года по 17 июля 2007 года П* М.Р. замещал должность федеральной государственной гражданской службы в Счетной палате РФ.
Приказом N 465-к от 17 июля 2007 года истец был освобожден от замещаемой должности и уволен с федеральной государственной гражданской службы в связи с выходом на трудовую пенсию по старости.
В стаж государственной гражданской службы для назначения истцу пенсии за выслугу лет были включены следующие периоды его работы:
- с *** года по *** года - работа в должности ***;
- с *** года по *** года - работал в должности ***;
- с *** года по *** года - работал в должности ***;
- с ** года по ** года - работал в должности ***;
- с *** года по *** года - работа в должности * * Государственной Думы Федерального Собрания РФ;
- с *** года по *** года - работа в должности * * Государственной Думы Федерального Собрания РФ.
- с *** года по *** года - работа в ***Счетной палаты РФ.
Стаж государственной службы П* М.Р. составил 18 полных лет. Общая сумма пенсии за выслугу лет и трудовой пенсии по старости составляет 54 процента среднемесячного заработка, учитываемого для назначения пенсии за выслугу лет.
Также суд установил, что в период с * 1995 года по * 1999 года истец являлся * * Государственной Думы Федерального Собрания РФ, однако данный период в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет включен не был.
Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о незаконности заявленных П*М.Р. требований на том основании, что поскольку должность * * Государственной Думы Федерального Собрания РФ была включена в Перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих на основании Указа Президента РФ N 1863 от 10.11.2000 "О внесении дополнений в Указ Президента Российской Федерации от 3 сентября 1997 года N 981 "Об утверждении Перечней государственных должностей федеральной государственной службы", который вступил в силу с 8 июля 1999 года, то истец, замещавший должность * * Государственной Думы Федерального Собрания РФ, приобрел статус федерального государственного служащего только с 8 июля 1999 года, так как до 8 июля 1999 года должность * * Государственной Думы Федерального Собрания РФ не входила в указанный Перечень, в связи с чем отсутствовали основания для включения в стаж государственной гражданской службы для назначения истцу пенсии за выслугу лет периода замещения им данной должности с * 1995 года по * 1999 года.
Ссылку истца на положения ФЗ от 31.07.1995 N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" суд первой инстанции во внимание не принял, поскольку данный федеральный закон не определяет условия и порядок назначения пенсий за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим и на день назначения истцу пенсии утратил силу.
Однако с данными выводами суда первой инстанции нельзя согласиться, поскольку они были сделаны без учета положений действующего законодательства и фактических обстоятельств дела.
Так, основания возникновения права граждан на пенсию за выслугу лет для федеральных государственных служащих предусмотрены ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", статья 2 которого к федеральным государственным служащим относит граждан, замещавших должности федеральной государственной службы и государственные должности федеральных государственных служащих, определенные Федеральным законом от 31 июля 1995 года N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" и включенные в Реестр государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 11 января 1995 года N 33 "О Реестре государственных должностей федеральных государственных служащих (в настоящее время - Реестр должностей государственной гражданской службы, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года N 1547).
Как было указано выше, в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих включаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы и других должностях, определяемых Президентом Российской Федерации (ст. 19 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации").
В целях реализации статьи 19 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" Президентом Российской Федерации был принят Указ N 1141 от 20 сентября 2010 года, которым утвержден Перечень должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих.
Данный указ был направлен на повышенную социальную защиту федеральных государственных служащих.
Статья 19 Конституции Российской Федерации закрепляет равенство всех перед законом и гарантии государства на равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Согласно ст. 37 ФЗ от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе * Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации", депутат Государственной Думы вправе иметь ** по работе в Государственной Думе и по работе на территории, определенной депутату Государственной Думы в соответствии с частью первой статьи 8 настоящего Федерального закона.
* * Государственной Думы по работе в Государственной Думе, работающий по срочному служебному контракту, является федеральным государственным гражданским служащим категории "*и (советники)", замещающим ведущую должность федеральной государственной гражданской службы. Законодательство о государственной гражданской службе Российской Федерации распространяется на таких ** в полном объеме.
В соответствии со ст. 38 данного федерального закона, прием на работу ** * Государственной Думы, определенных частью второй статьи 37 настоящего Федерального закона, осуществляется в соответствии с законодательством о государственной гражданской службе Российской Федерации. Срочные служебные контракты с указанными ** члена Совета Федерации, * Государственной Думы заключаются на основе распоряжения руководителя аппарата соответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации. Прием на работу иных ** члена Совета Федерации, * Государственной Думы производится на основании срочного трудового договора в соответствии с трудовым законодательством.
В силу положений статьи 1 ФЗ от 31.07.1995 N 119-ФЗ "Об основах государственной службы", действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений (утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ), государственная должность - должность в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного государственного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.
Государственные должности подразделяются в настоящем Федеральном законе на:
- должности, учреждаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке для непосредственного обеспечения исполнения полномочий лиц, замещающих должности категории "А", - государственные должности категории "Б";
- должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий, - государственные должности категории "В".
Перечень государственных должностей категорий "А", "Б" и "В" дается в Реестре государственных должностей в Российской Федерации.
Государственная должность государственной службы - государственная должность категории "Б" или "В", включенная в Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации.
Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации является частью Реестра государственных должностей в Российской Федерации.
В Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации включаются государственные должности категорий "Б" и "В", классифицированные по группам. К указанному Реестру прилагаются перечень специализаций государственных должностей государственной службы и квалификационные требования к лицам, замещающим государственные должности государственной службы.
Реестр государственных должностей государственной службы Российской Федерации утверждается Президентом Российской Федерации.
В соответствии со ст. 2 данного закона, государственная служба на государственных должностях категории "Б" ограничена сроком, на который назначаются или избираются соответствующие лица, замещающие государственные должности категории "А".
Согласно Разделу 3 Реестра государственных должностей федеральных государственных служащих, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.01.1995 N 33, к государственным должностям федеральных государственных служащих, замещаемых в порядке назначения для обеспечения деятельности Государственной Думы Федерального, Председателя Государственной Думы Федерального собрания, его заместителей и органов Государственной Думы Федерального Собрания, относятся должности в аппаратах депутатских фракций (групп) Государственной Думы Федерального Собрания.
Наименования должностей определяются в соответствии с разделом 3 части II настоящего Реестра соответственно должностям главной, ведущей, старшей и младшей групп по регистрационным номерам с 30205 по 03512.
В силу положений раздела 3 части II данного Реестра, должность советника относится к разряду главных должностей (03207) государственных должностей федеральных государственных служащих в Аппарате Государственной Думы Федерального Собрания.
Указом Президента Российской Федерации от 03.09.1997 N 981 (утратил силу с 1 августа 2006 года в связи с изданием Указа Президента РФ от 25.07.2006 N 763) был утвержден Перечень государственных должностей федеральной государственной службы, согласно которому должность * * Государственной Думы Федерального Собрания по работе в Государственной Думе была включена в Перечень государственных должностей федеральной государственной службы категории "Б", учреждаемых для непосредственного обеспечения исполнения полномочий депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Таким образом, из приведенных выше правовых норм в их совокупности следует, что должность * * Государственной Думы Федерального Собрания, работающего на основании срочного служебного контракта, была отнесена к разряду должностей федеральной государственной гражданской службы Федеральным Законом от 08.05.1994 N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе * Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации", которым, в частности, было установлено, что законодательство о государственной гражданской службе Российской Федерации распространяется на таких ** в полном объеме.
Федеральный Закон от 31.07.1995 N 119-ФЗ "Об основах государственной службы", действовавший на момент возникновения спорных правоотношений, данное положение закрепил.
В последующем Президентом Российской Федерации были приняты Указы, на основании которых должность * * Государственной Думы Федерального Собрания была включена в Перечень государственных должностей федеральной государственной службы
Как усматривается из трудовой книжки П* М.Р., в период с * 1995 года по 31 июля 2000 года он работал в должности * * Государственной Думы Федерального собрания на основании срочных трудовых договоров (контрактов).
Из изложенного следует, что П* М.Р., замещавший должность * * Государственной Думы Федерального Собрания РФ, приобрел статус федерального государственного гражданского служащего с * 1995 года, так как действовавшим на тот момент законодательством о государственной гражданской службе Российской Федерации данная должность была отнесена к должностям федеральной государственной гражданской службы.
При этом, как указал истец в свих объяснениях, и в период с * 1995 года до * 1999 года и в период с * 1999 года по * 2000 года он занимал одну и ту же должность * * Государственной Думы Федерального Собрания РФ, исполнял одни и те же обязанности по указанной должности и получал денежное содержание за исполнение обязанностей по замещаемой должности.
В этой связи отказ Счетной палаты РФ во включении П* М.Р. в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих период государственной службы в должности * * Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с * 1995 года по * 1999 года, нельзя признать правомерным, поскольку он противоречит требованиям закона и нарушает права истца.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является незаконным и подлежит отмене.
Учитывая требования закона и установленные по делу обстоятельства, судебная коллегия, отменяя решение суда первой инстанции от 26 ноября 2013 года, приходит к выводу о принятии по делу нового решения об удовлетворении требований П* М.Р. к Счетной палате РФ о признании незаконным отказа во включении в стаж для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих период его работы в должности * * Государственной Думы Федерального Собрания РФ с * 1995 года по * 1999 года и обязании включить в стаж для назначении пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих период его работы в должности * * Государственной Думы Федерального Собрания РФ с * 1995 года по * 1999 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329, 330 ГПК РФ судебная коллегия
определила:
Решение Хамовнического районного суда г. Москвы от 26 ноября 2013 года - отменить.
Принять по делу новое решение.
Признать незаконным отказ Счетной палаты РФ во включении П*М.Р. в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих период государственной службы в должности * * Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с * 1995 года по * 1999 года.
Обязать Счетную Палату РФ включить П* М.Р. в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих период государственной службы в должности * * Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации с * 1995 года по * 1999 года.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.