Решение Московского городского суда от 30 января 2014 N 7-381/14
Судья Калинина Л.Н. Дело N 7-0381/14
Р Е Ш Е Н И Е
30 января 2014 года г. Москва
Судья Московского городского суда Скащенко Ю.М.,
с участием защитников Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "** и *** Т.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "**" ** Т.Ю. на постановление судьи Хорошевского районного суда г. Москвы от 13 декабря 2013 года, которым Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "**" (**) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере *** рублей,
установил:
04 октября 2013 года заместителем начальника отдела контроля качества и безопасности медицинской деятельности территориального органа Росздравнадзора по г. Москве и Московской области ** М.А. в отношении Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "**" (**) составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 19.20 КоАП.
Дело передано на рассмотрение в Хорошевский районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
Защитник Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "**" ** Т.Ю. обратилась в суд с жалобой на постановление судьи, в которой она ставит вопрос о его отмене и прекращении производства по делу, ссылается на то, что работодателем ** С.В. является ** ** - исполнительный орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя в отношении **; законодательством РФ не предусмотрены квалификационные требования и характеристики для должности и.о. директора медицинской организации, соответственно, квалификационные требования и характеристики устанавливает работодатель ** **; должностная инструкция и.о. директора не предусматривает наличия у него высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования; организационной структурой ** ** России предусмотрена должность главного врача производственного комплекса, в соответствии с должностной инструкцией который организует и несёт ответственность за весь спектр медицинской деятельности **; организацию и контроль выполнения уставных целей ** немедицинского характера осуществляет и.о. директора **; ** С.А. и ** Е.А. аттестованы комиссией **; ** Л.Ф. работает врачом-бактериологом с 05 августа 1991 года, за время работы она неоднократно проходила повышение квалификации, в 1995 году в соответствии с решением Центральной аттестационной комиссии ВСУ МПС от 13.07.1995 года ** Л.Ф. присвоена первая квалификационная категория врача-бактериолога, решением Центральной аттестационной комиссии при Департаменте здравоохпранения МПС от 01 декабря 2000 года ** Л.Ф. присвоена высшая квалификационная категория по специальности "бактериология"; в соответствии с номенклатурой должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утверждённой приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 года N 1183н и п.п. 2 п. 1 приложения к приказу Минздравсоцразвития России от 23 июля 2010 года N 541н врачебные должности в клинико-диагностических лабораториях могут замещаться лицами, допущенными к работе в этих должностях в ранее установленном порядке, в частности, наименование должности "врач-лаборант" сохраняется для специалистов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием, принятых на эту должность до 1 октября 1999 года. ** О.Н. назначена на должность врача-лаборанта с 1973 года; на основании приказов Минздравсоцразвития России в октябре 2000 года должность врача-лаборанта, которую замещала ** О.Н. переименована в должность врача клинической лабораторной диагностики, что в соответствии с Трудовым кодексом РФ предполагает продолжение работы без изменения должностных обязанностей; ** О.Н. неоднократно проходила повышение квалификации по клинической лабораторной диагностике с присвоением сертификата по специальности "клиническая лабораторная диагностика", имеет высшую квалификационную категорию по специальности "клиническая лабораторная диагностика"; операционная медицинская сестра ** Е.Р. прошла повышение квалификации с 05.10.2010 года по 01.11.2010 года по программе "Операционное дело" 144 часа; на основании решения аттестационной комиссии Федерального медицинского биофизического центра им. А.И. ** *** России ** Е.Р. присвоена вторая квалификационная категория по специальности "Операционное дело"; в рамках проведённое проверки не установлены последствия, указывающие на возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, следовательно, правонарушение неправильно квалифицировано как грубое нарушение лицензионных требований.
В судебном заседании представители Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "**" ** Т.Ю. и ** Е.Г. поддержали жалобу по изложенным в ней доводам.
Представители Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по г. Москве и Московской области ** В.В. и ** М.А., допрошенные при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, возражали против её удовлетворения, считая постановление судьи законным и обоснованным, подтвердили обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении от 4 октября 2013 года, пояснили, что доводы жалобы являются несостоятельными, поскольку у работников **, упомянутых в протоколе, отсутствует необходимое и достаточное образование, что свидетельствует о грубом нарушении ** лицензионных требований.
Исследовав материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав защитников Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "**" ** Т.Ю. и ** Е.Г., представителей Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по г. Москве и Московской области ** В.В. и ** М.А., не усматриваю оснований для отмены или изменения постановления судьи.
Согласно материалам дела, в ходе проведения плановой выездной проверки, проведенной 03 октября 2013 года в 16 часов 00 минут территориальными органами Росздравнадзора по г. Москве и Московской области установлено, что ** осуществляет медицинскую деятельность по адресу: ** с грубым нарушением лицензионных требований, а именно:
- в нарушение п.п. "в, г" п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, у исполняющего обязанности директора ** ** С.В. отсутствует высшее медицинское образование, послевузовское и (или) дополнительное профессиональное образование, предусмотренное квалифицированными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификат специалиста, а также дополнительное профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье", а также стаж работы не менее 5 лет;
- в нарушение п. 5 "Требований к организациям здравоохранения (структурным подразделениям), осуществляющим заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови и ее компонентов", утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 28.03.2012г. N278н, у ** С.В. также отсутствует подготовка по специальности "трансфузиология";
- в нарушение требований пп. "в" п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, Главный врач производственного комплекса (при отсутствии в штатной структуре ** заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности) - врач-трансфузиолог ** С.А. осуществляет медицинскую деятельность в указанной должности, не имея дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье";
- заведующий отделом заготовки крови и ее компонентов - врач-трансфузиолог ** Е.А., исполнявший обязанности главного врача производственного комплекса - врача-трансфузиолога ** с 13.09.2013 по 27.09.2013 в связи с отпуском главного врача ** С.А. на основании приказов по учреждению от 29.12.2012 N 181 "Л", 22.03.2013 N53к и от 02.09.2013 N 147 "О", в нарушение пп. "в" п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности не имеет дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье";
- у врача клинической лабораторной диагностики ** Л.Ф., занимавшей указанную должность до 27.09.2013 года, не соответствуют специальность и квалификация по диплому ("биология и химия", квалификация "учителя биологии и химии средней школы") требованиям к подготовке специалистов по клинической лабораторной диагностике, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 07.07.2009 года N415н "Об утверждении квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения"; у врача-бактериолога *** Л.Ф., занимающей указанную должность с 27.09.2013 года также не соответствует специальность и квалификация по диплому, послевузовское профессиональное образование и (или) дополнительное образование по бактериологии требованиям к подготовке врача-бактериолога, утверждённым Приказом N 415н;
- у заведующей клинической лабораторией - врача клинической лабораторной диагностики ** О.Н., не соответствует специальность и квалификация по диплому ("биология", квалификация "биолог-биохимик", преподаватель биологии и химии") требованиям к подготовке врача клинической лабораторной диагностики, утвержденным Приказом N415н;
- у операционной медицинской сестры ** Е.Р., в нарушение п.п. "д" п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, отсутствует сертификат специалиста по операционному делу (представлен сертификат по другой специальности (сестринское дело, с истекшим сроком действия до 23.04.2013 года).
Факт совершения ** правонарушения подтверждается: протоколом N 467/13-3 об административном правонарушении от 4 октября 2013 года, приказом от 23 августа 2012 года, свидетельством о постановке на учёт в налоговом органе, свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, приказом N 803/13 о поведении плановой проверки юридического лица, актом проверки юридического лица N 467/13 от 3 октября 2013 года, лицензией Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития на осуществление медицинской деятельности от 03 февраля 2013 года, и приложениями, копией кадровой справки по результатам проверки Территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по г. Москве и Московской области, копией трудовой книжки ** С.В., копией диплома ** Л.Ф., копией сертификата по сестринскому делу ** Е.Р.
Протокол об административном правонарушении и другие материалы дела составлены в соответствии с требованиями закона, надлежащим должностным лицом, не доверять сведениям, указанным в них, у суда оснований не имеется, в связи с чем они являются допустимыми доказательствами.
В соответствии с п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" осуществление медицинской деятельности подлежит лицензированию.
Согласно п. 6 Положения "О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 года N 291 - осуществление медицинской деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а" и "б" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
С учетом п. 1 ч. 11 ст. 19 Федерального закона от 04 мая 2011 года N99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" - исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Согласно п.п. "в" и "г" п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности лицензионными требованиями, предъявляемыми к соискателю лицензии на осуществление медицинской деятельности (далее - лицензия), является наличие: у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, руководителя структурного подразделения иной организации, ответственного за осуществление медицинской деятельности, - высшего медицинского образования, послевузовского и (или) дополнительного профессионального образования, предусмотренного квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения, сертификата специалиста, а также дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье"; наличие у лиц, указанных в подпункте "в" настоящего пункта, стажа работы по специальности: не менее 5 лет - при наличии высшего медицинского образования.
В ходе рассмотрения дела установлено, что у и.о. директора ** ** С.В. отсутствует необходимое образование и стаж работы, установленные Положением о лицензировании медицинской деятельности. При этом суд не может принять во внимание довод заявителя относительно отсутствия вины ** ** в совершении указанного нарушения по причине назначения и.о. директора приказом **, поскольку лицензия N ФС-99-01-007867 от 3 февраля 2012 года предоставлена **, следовательно, именно это учреждение является лицом, ответственным за нарушение лицензионных требований, предусмотренных Положением о лицензировании медицинской деятельности.
Вопреки доводу жалобы, квалификационные требования и характеристики для должности директора (исполняющего обязанности) директора медицинской организации установлены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 года N 541н (раздел Должности руководителей "Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих"), согласно которому главный врач (президент, директор, заведующий, управляющий, начальник) медицинской организации должен иметь высшее профессиональное образование по специальности "Лечебное дело", "Педиатрия", "Медико-профилактическое дело", "Стоматология", послевузовское профессиональное образование и/или дополнительное профессиональное образование, сертификат специалиста по специальности "Организация здравоохранения и общественное здоровье" или высшее профессиональное (экономическое, юридическое) образование и специальная подготовка по менеджменту в здравоохранении, стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет.
В соответствии с п.п. 6 п. 1 Раздела "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" лица, не имеющие соответствующего дополнительного профессионального образования или стажа работы, установленных квалификационными требованиями, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии медицинской организации, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же как и лица, имеющие специальную подготовку и необходимый стаж работы.
Работодатель принимает меры по дальнейшей профессиональной подготовке упомянутых лиц.
Согласно материалам дела (л.д. 50-52), ** С.А. занимает должность главного врача производственного комплекса ** с 16 апреля 2010 года, при этом каких-либо сведений о том, что она назначена на указанную должность в порядке исключения, не представлено, на момент проверки - 3 октября 2013 года, у ** С.А. отсутствовало дополнительное профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье", в связи с чем вывод судьи о нарушении *** лицензионных требований в указанной части является обоснованным.
Заведующий отделом заготовки крови и её компонентов - врач транфузиолог ** Е.А., исполнявший обязанности главного врача производственного комплекса - врача-трансфузиолога ** с 13.09.2013 года по 27.09.2013 года в связи с отпуском главного врача Голосовой С.А. также не имеет дополнительного профессионального образования и сертификата специалиста по специальности "организация здравоохранения и общественное здоровье".
В соответствии с п. 2 Приложения к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 года N 541н наименование должности "врач-лаборант" сохраняется для специалистов с высшим профессиональным (немедицинским) образованием, принятых на работу на эту должность до 1 октября 1999 года.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что ** Л.Ф., имеющая по диплому специальность "биология и химия", квалификацию "учитель биологии и химии средней школы", до 27 сентября 2013 года занимала должность врача клинической лабораторной диагностики, в связи с чем на основании Приказа от 7 июля 2009 года N 415н Минздравсоцравития РФ "Об утверждении квалификационных требований к специалистам с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения" должна была иметь высшее профессиональное образование по одной из специальностей: "Лечебное дело", "Педиатрия", "Стоматология", "Медико-профилактическое дело", "Медицинская биохимия", "Медицинская биофизика", "Медицинская кибернетика". С 27 сентября 2013 года ** Л.Ф. занимала должность врача-бактериолога, при этом её дополнительное образование по бактериологии также не отвечало требованиям к подготовке врача-бактериолога, утверждённым Приказом N 415н.
Вопреки утверждениям заявителя, поскольку заведующая клинической лабораторией ** О.Н. с 02.10.2000 года работает в должности врача клинической лабораторной диагностики, судьей районного суда сделан правильный вывод о том, что её специальность и квалификация по диплому ("биология", квалификация "Биолог-биохимик", "преподаватель биологии и химии") не соответствуют требованиям к подготовке врача клинической лабораторной диагностики, утверждённым Приказом N 415н. Неоднократное повышение квалификации по клинической лабораторной диагностики *** О.Н. не свидетельствует об отсутствии нарушения лицензионных требований.
На основании Приказа Минздравсоцразвития РФ от 23.07.2010 года N 541н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" операционная медицинская сестра должна иметь среднее профессиональное образование по специальности "Лечебное дело", "Акушерское дело", "Сестринское дело" и сертификат специалиста по специальности "Операционное дело" без предъявления требований к стажу работы.
Согласно материалам дела ** Е.Р. работает операционной медицинской сестрой отделения заготовки и фракционирования крови ** с 18 сентября 2009 года (менее 5 лет), следовательно, она должна иметь сертификат по специальности "Операционное дело".
Действия *** "**" правильно квалифицированы по ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, поскольку оно осуществляло деятельность, не связанную с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий специального разрешения (лицензии), которое выразилось в отсутствии необходимого и достаточного медицинского образования у сотрудников учреждения.
Исходя из характера выявленных в ходе проверки нарушений в сфере здравоохранения, прихожу к выводу о том, что они создавали угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан, существенно нарушали охраняемые общественные правоотношения, в связи с чем являются грубыми.
Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Административное наказание ** назначено в пределах санкции ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ, в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5 и ст. 4.1 КоАП РФ, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления судьи, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.6-30.8 КоАП РФ,
решил:
Постановление судьи Хорошевского районного суда г. Москвы от 13 декабря 2013 года по делу об административном правонарушении в отношении *** "**" оставить без изменения, жалобу представителя ** ** Т.Ю. - без удовлетворения.
Судья
Московского городского суда Ю.М. Скащенко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.