Решение Московского городского суда от 14 апреля 2014 N 7-1889/14
Судья: Чепрасова Н.В. дело N 7- 1889/2014
Р Е Ш Е Н И Е
14 апреля 2014 года город Москва
Судья Московского городского суда А.С.Андриясова, рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе директора АНО ДО "Детский сад "***" *** И.В. на постановление судьи Замоскворецкого районного суда г.Москвы от 13 февраля 2014 года, которым
Автономная некоммерческая организация дошкольного образования "Детский сад "***", место нахождения ***, ОГРН ***, ИНН/КПП ***, признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000,00 рублей
установил:
14 ноября 2013г. специалистами Департамента образования города Москвы проведена плановая выездная проверки в отношении Автономной некоммерческой организации дошкольного образования "Детский сад "***" (АНО ДО "Детский сад "***").
14 ноября 2013г. консультантом отдела государственного контроля (надзора) в сфере образования Управления государственного надзора и контроля в сфере образования Департамента образования города Москвы *** А.И. составлен протокол об административном правонарушении N2013-87/ПВ-Л по факту выявленных нарушений ФЗ от 29.12.2012 N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"., ответственность за которые предусмотрена ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.
Дело об административном правонарушении передано на рассмотрение в Замоскворецкий районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше постановление.
Директор АНО ДО "Детский сад "***" *** И.В. обратилась в суд жалобой на постановление судьи, в которой просила постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, указала, что действующее законодательство об образовании не предусматривает в обязательном порядке получение лицензии на право осуществления медицинской деятельности при наличии в штате медицинского работника и медицинского кабинета, образовательное учреждение находится на обслуживании у районной поликлиники, специалисты которой осуществляют деятельность в медицинском кабинете детского сада, обязанность по лицензированию возлагается на поликлинику.
В судебном заседании законный представитель АНО ДО "Детский сад "***" *** И.В., защитник *** А.И. поддержали доводы жалобы, указали, что 20 марта 2014г. Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы "Детская городская поликлиника N38 Департамента здравоохранения города Москвы" получило лицензию на право осуществления медицинской деятельности в медицинском кабинете детского сада.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения законного представителя АНО ДО "Детский сад "***" *** И.В., защитника *** А.И., изучив доводы жалобы, прихожу к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста семидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно ч.3 ст. 19.20 КоАП РФ осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Как установлено судьей районного суда 14.11.2013г. в ходе проведения плановой выездной проверки на основании распоряжения Департамента образования г.Москвы от 31.10.2013г. N1332р "О проведении плановой выездной проверки АНО ДО "Детский сад "***" было выявлено, что штатное расписания образовательного учреждения, утвержденное директором И.В. *** содержит информацию о наличии в штате медицинского сотрудника - врача. Дополнительное выявлено наличие медицинского блока, имеющего санитарно-эпидемиологическое заключение. Лицензия на осуществление медицинской деятельности у АНО ДО "Детский сад "***" отсутствует.
При квалификации административного правонарушения, вменяемого АНО ДО "Детский сад "***" по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ суд исходил из того, что в ходе проверки установлено нарушение п.в) ст.6 Постановления Правительства РФ от 28.10.2013г. N966 "О лицензировании образовательной деятельности", а именно отсутствие в образовательной организации условий для охраны здоровья воспитанников.
С данным выводом судьи районного суда нельзя согласиться.
Как усматривается из материалов дела АНО ДО "Детский сад "***" осуществляет образовательную деятельность в соответствии с лицензией на осуществление образовательной деятельности, регистрационный номер 028031 от 30.12.2010г., выданной Департаментом образования г.Москвы.
Согласно п. в) ст.6 Постановления Правительства РФ от 28.10.2013г. N966 "О лицензировании образовательной деятельности" предусмотрено, что лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности являются наличие условий для охраны здоровья обучающихся в соответствии со статьями 37 и 41 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации";
В соответствии с п.1 ст.41 ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012г. N273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья.
Согласно ст.33 ФЗ от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Пунктом 46 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" установлено, что медицинская деятельность подлежит лицензированию.
Согласно п.3 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 года N 291, медицинскую деятельность составляют работы (услуги) по перечню согласно приложению, которые выполняются при оказании первичной медико-санитарной, специализированной (в том числе высокотехнологичной), скорой (в том числе скорой специализированной). Требования к организации и выполнению указанных работ (услуг) в целях лицензирования устанавливаются Министерством здравоохранения Российской Федерации.
Таким образом, право на осуществление лицензируемого вида деятельности предоставляется лицу исключительно при наличии лицензии.
Анализ приведенных норм применительно к положениям ч. 1 и 2 ст. 19.20 КоАП РФ позволяет сделать вывод о том, что осуществление медицинской деятельности при отсутствии лицензии, полученной в установленном законом порядке, образует состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.20 КоАП РФ.
А потому вывод суда о том, что деятельность АНО ДО "Детский сад "***" осуществлялась с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна), в данной части является ошибочным, не основан на имеющихся материалах дела, что повлекло за собой неверную квалификацию вменяемого АНО ДО "Детский сад "***" административного правонарушения по ч.3 ст.19.20 КоАП РФ.
В соответствии с п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", право окончательной юридической квалификации действий (бездействия) лица КоАП РФ относит к полномочиям судьи. Если при рассмотрении дела об административном правонарушении будет установлено, что протокол об административном правонарушении содержит неправильную квалификацию совершенного правонарушения, то судья вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ, предусматривающую состав правонарушения, имеющий единый родовой объект посягательства, в том числе и в случае, если рассмотрение данного дела отнесено к компетенции должностных лиц или несудебных органов, при условии, что назначаемое наказание не ухудшит положение лица, в отношении которого ведется производство по делу.
Несмотря на то, что ч. 3 ст. 19.20 КоАП РФ имеет единый родовой объект посягательства с ч.1 ст. 19.20 КоАП РФ, переквалификация действий АНО ДО "Детский сад "***" ухудшает его положение. А потому суд при рассмотрении жалобы на постановление судьи районного суда не вправе переквалифицировать действия (бездействие) лица, привлекаемого к административной ответственности, на другую статью (часть статьи) КоАП РФ.
Согласно ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено решение, ухудшающее положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Согласно ч.1 ст.4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст.19.20 КоАП РФ составляет два месяца (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей - три месяца).
Обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении АНО ДО "Детский сад "***" имели место 14 ноября 2013г.. Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел истек.
Из системного толкования положений части 1 статьи 4.5 во взаимосвязи с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ следует, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения установленных сроков давности привлечения к административной ответственности.
За пределами срока давности привлечения к административной ответственности решить вопрос о виновности лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, не представляется возможным.
При таких обстоятельствах решение судьи Замоскворецкого районного суда г.Москвы подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению, а производство по делу прекращению на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,
решил:
Постановление судьи Замоскворецкого районного суда г.Москвы от 13 февраля 2014 года, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.19.20 КоАП РФ в отношении Автономная некоммерческая организация дошкольного образования "Детский сад "***" отменить, производство по делу прекратить на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Судья
Московского городского суда А.С.Андриясова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.