Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Кудря Т.Л.
судей областного суда Усовой Е.И., Башкатовой Е.Ю.
при секретаре: Макаровой Н.В.
рассмотрела в судебном заседании от 09 апреля 2014 г. дело по апелляционной жалобе представителя Министерства образования Омской области Аленчиковой И.В. на решение Центрального районного суда г. Омска от 31 января 2014 года, которым постановлено: "Обязать Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительство и жилищно-коммунального комплекса Омской области в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года N 284- п предоставить Гавриловой К. С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения не ниже установленных социальных норм".
Заслушав доклад судьи областного суда Башкатовой Е.Ю., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Гаврилова К.С. обратилась с иском к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области о предоставлении жилого помещения.
В обоснование иска указала, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот. Ее родители Гаврилов С.А., Гаврилова И.А. решением Ленинского районного суда г. Омска от " ... " лишены родительских прав.
Приказом департамента образования администрации г. Омска от " ... " Гавриловой К.С. назначен попечитель Береговой А.П.
Постановлением администрации г. Омска N " ... " " ... " Гаврилова К.С. принята на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Состоит в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые имеют право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений, жилое помещение не предоставлено.
Просила возложить на Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области обязанность предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.
Представитель Министерства образования Омской области Аленчикова И.В. исковые требования не признала, пояснила, что Министерство только формирует список лиц, которые имеют право на предоставление жилого помещения, истец в данные списки включена. Считает, что Министерство образования Омской области прав истца не нарушило. Полагала, что вынесением решением будут нарушены права иных детей-сирот, которые включены в список ранее истца по настоящему спору.
Представитель Министерства имущественных отношений Омской области Рейтер М.А. возражала против удовлетворения требований истца, поскольку истец уже стоит в очереди на получение жилья, а внеочередное предоставление нарушит права других лиц.
Дело рассмотрено в отсутствие истца, представителя Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства образования Омской области Аленчикова И.В. с решением суда не согласна, ссылаясь на его не законность и необоснованность, просила его отменить. Полагает, что действия Министерства образования по включению истца в список, формирование и направление заявок в 2013 году в Министерство имущества и Министерство строительства в установленные законодательством сроки указывают на исполнение необходимых и предусмотренных законодательством мер по обеспечению детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, состоящих в списке жилыми помещениями. Не доказан факт нарушения прав заявителя Министерством. Вывод суда о праве истца на внеочередное получение жилья нарушает принцип равенства всех перед законом. Резолютивная часть решения не позволяет определить конкретные обязанности для каждого из ответчиков.
Лица, участвующие в деле, " ... " надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке (л.д. 80-81).
Проверив материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав Гаврилову К.С., согласившуюся с решением суда, судебная коллегия не находит оснований к отмене.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Удовлетворяя исковые требования Гавриловой К.С., " ... " года рождения, суд первой инстанции принял во внимание, что ее родители ( Гаврилов С.А., Гаврилова И.А.) решением Ленинского районного суда г. Омска от " ... " лишены родительских прав, Гаврилова К. передана под опеку Береговому А.П., в 2011 году принята на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договорам социального найма, до настоящего времени жилое помещение ей не предоставлено. Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.
В силу п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ, вступившего в законную силу с 01.01.2013), детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме вышеуказанных лиц жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с действовавшей до 01.01.2013 редакцией п.1 ст.8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В настоящее время отношения, связанные с предоставлением детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений специализированного жилищного фонда, урегулированы Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 N284-п.
Анализ положений Порядка N 284-п свидетельствует о том, что возможность предоставления жилого помещения Гавриловой К.С. обусловлена деятельностью всех названных в Порядке N 284-п органов исполнительной власти Омской области.
Так, к компетенции Министерства образования Омской области отнесено:
- формирование заявок, определяющих количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ " ... " области и направление их в Министерство имущества и Министерство строительства ежегодно не позднее 15 февраля текущего года пропорционально численности проживающих в соответствующем муниципальном образовании детей-сирот, состоящих в списке детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом, чье право на обеспечение жилым помещением возникло до начала текущего года, а также возникнет в текущем году, по данным на 1 января текущего года с учетом расчетной стоимости жилого помещения (п.п. 3, 4),
- предоставление на запрос Министерства имущества сведений о детях-сиротах, с которыми необходимо заключить договор найма специализированного жилого помещения (п.9, 10).
Довод о недоказанности факта нарушения прав Гавриловой К.С. Министерством образования Омской области судебная коллегия отклоняет, поскольку на учете нуждающихся в получении жилого помещения она состоит, на момент рассмотрения судебной коллегией настоящего дела Гавриловой К.С. жилое помещение предоставлено не было.
В жалобе Министерство образования Омской области ссылается на то, что в 2013 году им сформированы заявки, определяющие количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области, и направлены в Министерство имущества и Министерство строительства.
Вместе с тем Порядком N 284-п к компетенции Министерства образования Омской области отнесено также и предоставление на запрос Министерства имущества Омской области сведений о детях-сиротах, с которыми необходимо заключить договор найма специализированного жилого помещения. Сведения о детях-сиротах с учетом дат рождения детей-сирот, состоящих в списке и зарегистрированных по месту жительства в соответствующем муниципальном образовании, представляются Министерством образования в течение 2 рабочих дней со дня получения запроса Министерства имущества (п.9, 10).
Суду не представлены сведения, дающие основания полагать, что Гаврилова К.С. могла бы быть обеспечена в 2013 году жилым помещением в соответствии с п.1 ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
В резолютивной части решения суда содержится указание на обеспечение жилой площадью Гаврилову К.С в соответствии с Порядком N284-п. Выводов о праве Гавриловой К.С. на внеочередное получение жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда решение суда не содержит.
Довод жалобы о неконкретности резолютивной части решения не влечет отмену судебного постановления.
В Порядке N 284-п подробно изложены полномочия органов исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, в связи с чем необходимость перечисления определенных действий каждого из ответчиков, которые им необходимо выполнить для обеспечения Гавриловой К.С. жильем, отсутствует.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено, судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 настоящего Кодекса, не находит оснований для его отмены.
Руководствуясь статьями 328,329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г. Омска от 31 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.