Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Илларионова А.В.,
судей областного суда: Иволгиной Н.В., Старостиной Г.Г.,
при секретаре Усмановой Г.И.,
рассмотрела в судебном заседании 16 апреля 2014 года дело по апелляционной жалобе представителя Бей О.А. и Гасилина Н.В. - Ельцова Д.А. на решение Ленинского районного суда г. Омска от 05 февраля 2014 года, которым постановлено:
" Бей О. АнатО. и Гасилину Н. В. в удовлетворении исковых требований к Департаменту имущественных отношений Администрации города Омска о признании незаконным отказа в утверждении и выдаче схемы земельного участка - отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Иволгиной Н.В., пояснения представителя Бей О.А. и Гасилина Н.В. - Ельцова Д.А., пояснения представителя департамента имущественных отношений Администрации г.Омска Степанова Е.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Бей О.А. и Гасилин Н.В. в лице представителя Ельцова Д.А. обратились в суд с заявлением о признании незаконным отказа в утверждении схемы земельного участка, ссылаясь на то, что им на праве общей долевой собственности принадлежит жилой дом, Литеры " ... ", расположенный по адресу: " ... ". Рядом с указанным жилым домом имеется жилой дом, Литеры " ... ", право собственности на который не оформлено. Право собственности на данный жилой дом они намерены оформить после предоставления права собственности на земельный участок.
18.11.2013 через представителя ООО "ГЮЦН " " ... "" они обратились в департамент имущественных отношений Администрации г.Омска с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, местоположение которого установлено относительно жилого дома ул. " ... ". Однако комплект документов возвращен им без утверждения схемы.
В письме от 04.12.2013 департамент имущественных отношений Администрации г.Омска отказал в утверждении схемы, мотивируя это отсутствием правоустанавливающих документов на жилой дом Литера " ... ".
Считают данный отказ незаконным и нарушающим их права.
Наличие самовольных построек не является основанием для отказа в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, поскольку указанная схема является промежуточным техническим документом, и орган местного самоуправления, на который возложены функции по утверждению схемы расположения земельного участка, не уполномочен принимать решение о распоряжении земельным участком. Кроме того, жилой дом, состоящий из " ... " этажа, Литера " ... " они могут оформить в собственность только после получения права собственности на земельный участок, и отказ в утверждении схемы расположения земельного участка препятствует им оформлению прав на земельный участок.
Просили признать незаконным письмо департамента имущественных отношений Администрации г.Омска N N " ... " от 04.12.2013.
Бей О.А. и Гасилин Н.В. в судебное заседание не явились.
В судебном заседании представитель Бей О.А. и Гасилина Н.В. - Ельцов Д.А. заявленные требования поддержал.
Представитель департамента имущественных отношений Администрации г.Омска Степанов Е.С. в судебном заседании заявленные требования не признал. Пояснил, что из представленного пакета документов было видно, что на участке расположены два объекта капитального строительства, однако заявителями представлены правоустанавливающие документы только лишь на один, чем были нарушены требования к содержанию схемы, утвержденные распоряжением Департамента от 14.11.2008 N N " ... ", что и послужило основанием для отказа.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Бей О.А. и Гасилина Н.В. - Ельцов Д.А. просит решение суда отменить, вновь ссылаясь на то, что на стадии утверждения схемы расположения земельного участка вопрос о возможности предоставления земельного участка не разрешается, поэтому в утверждении схемы, составленной в соответствии с требованиями Департамента имущественных отношений, отказано быть не может. Основания, по которым Бей О.А. и Гасилину Н.В. отказано в составлении схемы, законодательством не предусмотрены. Судом не учтено, что право собственности на жилой дом Литеры " ... " не оформлено надлежащим образом ввиду отсутствия правоустанавливающих документов на земельный участок.
Рассмотрев материалы дела, судебная коллегия приходит к следующему:
Отказывая в удовлетворении заявленных Бей О.А. и Гасилиным Н.В. требований, судья районного суда исходил из того, что отказ департамента имущественных отношений Администрации г.Омска в утверждении схемы расположения земельного участка является обоснованным, в виду того, что отсутствуют правоустанавливающие документы на один из расположенных на земельном участке объектов недвижимости.
С данным выводом суда судебная коллегия согласиться не может.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Из материалов дела следует, что Бей О.А. и Гасилин Н.В. являются собственниками жилого дома, Литеры " ... ", расположенного по адресу: " ... " по " ... " доли у каждого (л.д. " ... ").
ООО ГЮЦН " " ... "" по заказу заявителей составлена схема расположения земельного участка с кадастровым номером N " ... ", расположенного по указанному адресу (местоположение установлено относительно жилого дома имеющего почтовый адрес: " ... ").
Исходя из имеющихся в материалах дела технических паспортов на указанном земельном участке расположен также жилой дом Литеры " ... ", право собственности на который не оформлено.
18.11.2013 указанная схема была направлена на утверждение в департамент имущественных отношений Администрации г.Омска (л.д. " ... ").
04.12.2013 департаментом имущественных отношений Администрации г.Омска отказано в утверждении схемы на указанный земельный участок в связи с тем, что на образуемом земельном участке помимо объекта недвижимости - жилого дома литера " ... ", расположен жилой дом литера " ... ", правоустанавливающие документы на который не предоставлены (л.д. " ... ").
Порядок приобретения прав на земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и на которых расположены здания, строения, сооружения регламентирован ст. 36 Земельного кодекса РФ. В силу положений абз. 1 п. 3 указанной статьи в случае, если здание (помещения в нем), находящиеся на неделимом земельном участке, принадлежат нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.
В соответствии с абз. 1 п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Согласно п. 7 ст. 36 Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Приведенной нормой права на орган местного самоуправления возложена обязанность по утверждению и выдаче, на основании заявления гражданина, схемы расположения земельного участка, при этом не предусматривается возможность отказа в совершении указанных действий по основаниям, приведенным в оспариваемом письме.
Выполнение этой обязанности не влечет автоматического возникновения прав на земельный участок, не предопределяет последующее решение органа местного самоуправления о его предоставлении.
Вместе с тем, утверждение и выдача схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является первоначальным и необходимым этапом приобретения прав на земельный участок собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, которому предшествует совместное обращение собственников с заявлением в орган местного самоуправления, что прямо следует из пункта 7 статьи 36 Земельного кодекса РФ, статьи 22 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" и пункта 63 приказа Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 года N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков".
Согласно подп. 12 п. 20 Положения о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утвержденного решением Омского городского Совета от 26.10.2011 N 452, департамент утверждает и выдает схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующей территории, за исключением земельных участков, предоставляемых для строительства, в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяет основные требования к содержанию схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте территории.
Учитывая заявленную цель предоставления земельного участка, отсутствие доказательств каких-либо ограничений, обременений земельного участка, отсутствие между сособственниками споров по границам земельного участка, у департамента имущественных отношений Администрации г.Омска не было оснований для отказа в утверждении составленной, в том числе в соответствии с требованиями, утвержденными данным департаментом, схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Доказательств наличия причин, препятствующих утверждению такой схемы, в том числе данных о том, что на спорном земельном участке имеются строения, принадлежавшие третьим лицам, департаментом имущественных отношений не представлено.
Таким образом, оспариваемый Бей О.А. и Гасилиным Н.В. отказ департамента имущественных отношений Администрации г.Омска в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, выраженный в письме от 04.12.2013 N N " ... ", противоречит закону и нарушает их права на приобретение земельного участка в собственность.
При изложенном, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для отказа в удовлетворении заявленных Бей О.А. и Гасилиным Н.В. требований, в связи с чем постановленное с неправильным применением норм материального права решение не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене (подп. 4 п.1 ст. 330 ГПК РФ).
Принимая во внимание, что по делу не требуется собирания или дополнительной проверки доказательств, поскольку обстоятельства дела установлены судом первой инстанции полно, но допущена ошибка в применении норм материального права, судебная коллегия полагает возможным вынести новое решение об удовлетворении требований Бей О.А. и Гасилина Н.В.
Руководствуясь статьями 328,329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Омска от 05 февраля 2014 года отменить и принять новое решение.
Признать отказ департамента имущественных отношений Администрации г.Омска в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка по адресу: " ... ", изложенный в письме от 04.12.2013 года N N " ... ", незаконным.
В порядке устранения нарушенного права Бей О. АнатО. и Гасилина Н. В. обязать департамент имущественных отношений Администрации г.Омска обеспечить изготовление схемы расположения земельного участка по адресу: " ... " на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, утвердить и выдать данную схему в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.