Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:
председательствующего Мотрохова А.Б.
судей Дьякова А.Н., Будылка А.В.
при секретаре Кучуковой Д.А.,
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя Министерства образования Омской области Аленчиковой И.В.
на решение Центрального районного суда города Омска от " ... ", которым постановлено:
Обязать Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области предоставить Фельде А. А.чу, " ... " года рождения, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденным постановлением Правительства Омской области от 19 декабря 2012 года N284-п.
Заслушав доклад судьи Дьякова А.Н., судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Фельде А.А., " ... " года рождения, обратился с иском к Министерству образования Омской области, Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области о восстановлении срока на подачу заявления для включения в список лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, обязании предоставить жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения. В обоснование требований указывалось, что его мать решением Саргатского районного суда Омской области от " ... " лишена родительских прав, сведений об отце не имеется. В период с " ... " года по " ... " год истец являлся воспитанником " ... " и находился на полном государственном обеспечении. Жилое помещение за ним не закреплялось, поскольку его родители в собственности жилья не имели. Органом опеки и попечительства Администрации Саргатского муниципального района он не был поставлен на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в связи с чем не смог реализовать свое право на обеспечение жилым помещением по категории "дети-сироты". О необходимости самостоятельного обращения с заявлением о постановке на учет ему известно не было. В дальнейшем не мог встать на учет по причине отсутствия регистрации. В собственности жилого помещения не имеет. С учетом уточнений просил обязать ответчиков предоставить ему благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в порядке, установленном Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 года N 284-п.
Представитель ответчика Министерства образования Омской области Аленчикова И.В. возражала против удовлетворения исковых требований, поскольку права истца не нарушены, он включен в список детей-сирот, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Представитель Министерства имущественных отношений Омской области Кох А.А. возражал против удовлетворения исковых требований по приведенным основаниям.
Дело рассмотрено в отсутствие истца Фельде А.А., представителя ответчика Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
Судом постановлено изложенное выше решение, об отмене которого в апелляционной жалобе просит представитель Министерства образования Омской области Аленчикова И.В., в удовлетворении требований отказать. Указывает, что Министерством образования были произведены действия, предусмотренные Порядком, заявки в Министерство имущества и Министерство строительства в целях обеспечения детей-сирот жилыми помещениями были ими направлены, в связи с чем полагает, что права истца не нарушены. Истцом также не подтвержден факт наличия их бездействия по принятию мер, направленных на создание ему возможности реализовать данное право. Резолютивная часть решения должна содержать также конкретные данные о том, кто из ответчиков какие действия должен произвести. Кроме того, обжалуемое решение нарушает права и законные интересы иных детей-сирот, которые поставлены на учет ранее истца, а также нарушает принцип равенства всех перед законом и судом.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом ( " ... "), в судебное заседание не явились истец Фельде А.А., представители ответчиков Министерства образования Омской области, Министерства имущественных отношений Омской области, Министерства строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области, о причинах неявки не сообщили, доказательства уважительности этих причин не представили. Дело рассмотрено в их отсутствие по правилам ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив материалы настоящего гражданского дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены или изменения обжалуемого решения.
В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В силу ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральным законом от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Кроме того, закреплен перечень лиц, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно положениям ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ (в редакции, действующей с 01.01.2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В связи с приведенными изменениями Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", было изменено и содержание ст. 57 Жилищного кодекса РФ, из которой исключен пункт 2 части 2 статьи, который ранее предусматривал предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Аналогичная норма содержалась и в положениях ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР.
В силу ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", названный закон вступил в силу с 1 января 2013 года.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действовавшей до 01.01.2013 года), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
При этом в соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции настоящего Федерального закона) и Жилищного кодекса РФ (в редакции настоящего Федерального закона) распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
При таком положении у истца, как ребенка, оставшегося без попечения родителей, на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ (01.01.2013 года) должно иметься нереализованное право на обеспечение жилым помещением.
Как установлено судебным разбирательством и следует из материалов дела, матерью Фельде А.А., " ... " года рождения, является Фельде Л. Д., сведений об отце не имеется.
Решением Саргатского районного суда Омской области от " ... " мать истца лишена родительских прав.
Согласно представленной в материалы дела справке, в период с " ... " года по " ... " год истец воспитывался в " ... ", и находился на полном государственном обеспечении.
Таким образом, Фельде А.А. относится к категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку в возрасте до 18 лет остался без попечения родителей.
Согласно письма Министерства образования Омской области от " ... " истец включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 23 лет, чье право на обеспечение жилым помещением не реализовано, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" на территории Саргатского муниципального района Омской области.
По сведениям государственного предприятия Омской области "Омский центр технической инвентаризации и землеустройства" и Управления Росреестра по Омской области истец в числе собственников объектов недвижимого имущества не значится.
Из приведенных выше правовых положений следует, что законодатель связывает предоставление жилых помещений указанной категории лиц с такими юридическими фактами как достижение возраста 18 лет и окончание срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Из представленных в материалы дела документов следует, что истец Фельде А.А. принят на учет для предоставления жилья, достиг возраста 18 лет, срок его пребывания в детском доме окончен. Кроме того, на момент вступления в законную силу Федерального закона от 29.02.2012 года N 15-ФЗ имеет нереализованное право на обеспечение жилым помещением. Ответчиками не оспаривалось, что до настоящего времени истцом жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, либо по договору социального найма, не получено. Закрепленного жилого помещения истец не имеет. Не оспаривалось ответчиками и право истца состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору найма специализированного жилого помещения.
Суд первой инстанции, исследовав представленные доказательства, правильно пришел к выводу о том, что истец имеет право на обеспечение жилой площадью в силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", вступившего в силу с 01.01.2013 года).
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.
Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 года N 284-п утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области (далее - Порядок), согласно которому приобретение жилых помещений в целях формирования специализированного жилищного фонда Омской области для детей-сирот осуществляется Министерством имущества и Министерством строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области на основании заявок Министерства образования, определяющих количество жилых помещений, планируемых к приобретению в текущем году в муниципальных районах Омской области и муниципальном образовании городской округ город Омск Омской области.
В приведенной связи суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по предоставлению Фельде А.А. жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения на Министерство образования Омской области, Министерство имущественных отношений Омской области, Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области, поскольку возможность предоставления жилого помещения истцу обусловлена деятельностью всех названных органов исполнительной власти Омской области.
Податель апелляционной жалобы указывает на недоказанность нарушений прав истца Министерством образования Омской области, ссылаясь на включение истца в соответствующий список, заявки в соответствии с Порядком были направлены в Министерство имущества Омской области и Министерство строительства, транспорта и жилищно-коммунального комплекса Омской области.
Вместе с тем согласно п. 9, 10 Порядка, Министерство образования в течение 2 рабочих дней со дня получения запроса Минимущества Омской области о предоставлении сведений о детях-сиротах, с которыми необходимо заключить договор найма специализированного жилого помещения, и направления информации о количестве и месте нахождения жилых помещений, включенных в специализированный жилищный фонд Омской области, обязано предоставить сведения о детях-сиротах с учетом дат их рождения, состоящих в списке и зарегистрированных по месту жительства в соответствующем муниципальном образовании.
Однако данные действия Министерством образования совершены не были.
Учитывая изложенное, довод апелляционной жалобы о недоказанности нарушений прав истца Министерством образования состоятельным не является и подлежи отклонению, поскольку после постановки на учет в качестве нуждающегося жилое помещение истцу не предоставлено, действий, направленных непосредственно на реализацию данного права данным Министерством совершено не было. Само по себе ведение учета детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, без совершения указанных действий не свидетельствует о полном и надлежащем исполнении возложенных на Министерство образования функций.
Ссылка жалобы на то, что предоставление жилья возможно только после окончания строительства жилых помещений, регистрации права собственности Омской области на них и включения их в специализированный жилищный фонд, о выполнении Министерством образования возложенных на него обязанностей не свидетельствует и на законность постановленного решения не влияет.
Довод апеллятора о включении истца в список, формируемой Министерством образования Омской области, и будущей реализации его права, является неубедительным, поскольку о безусловном предоставлении истцу жилого помещения и выполнении возложенных на Министерство обязанностей не свидетельствует.
Ссылка в жалобе на нарушение прав и законных интересов иных лиц (детей-сирот), поставленных на учет ранее истца, во внимание прият быть не может, поскольку в резолютивной части решения суда содержится указание на обеспечение истца жилой площадью в соответствии с Порядком предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений и договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда Омской области, утвержденном Постановлением Правительства Омской области от 19.12.2012 года N 284-п. Выводов о праве истца именно на внеочередное получение жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фонда решение суда не содержит.
Довод жалобы о неконкретности резолютивной части решения не влечет отмену судебного постановления. Названным выше Порядком предоставления жилых помещений подробно регламентированы полномочия органов исполнительной власти Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, в связи с чем отсутствует необходимость перечисления определенных действий каждого из ответчиков, которые им необходимо выполнить для обеспечения Фельде А.А. жильем.
Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда города Омска от " ... " оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.