Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе
председательствующего Лисовского В.Ю.,
судей Емельяновой Е.В., Чеботаревой Е.А.,
при секретаре Гудожниковой Н.В.,
рассмотрела в судебном заседании 16.04.2014 дело по апелляционной жалобе ответчика Государственного учреждения - Омское региональное отделение Фонда социального страхования РФ на решение Куйбышевского районного суда г. Омска от 31.01.2014, которым постановлено:
"Исковые требования Кубиц Е. М. удовлетворить. Обязать Государственное учреждение - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации предоставить Кубиц Е. М. путёвку на санаторно- курортное лечение за 2013 год за счёт средств федерального бюджета.
В иске Кубиц Е. М. к Управлению Министерства труда и социального развития Омской области по городу Омску отказать".
Заслушав доклад судьи областного суда Емельяновой Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец Кубиц Е.М. обратилась в суд к ответчику Управлению Министерства труда и социального развития Омской области по городу Омску с иском о возложении об обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение, в обоснование указав, что является инвалидом II группы бессрочно. В 2013 году она обратилась с письменным заявлением о предоставлении в 2013 году путевки на санаторно-курортное лечение, которая ей не была предоставлена в связи с отсутствием финансирования.
В качестве соответчика по делу было привлечено ГУ - Омское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации.
В судебном заседании Кубиц Е.М. исковые требования поддержала.
Представитель У. М. труда и социального развития Омской области по г. Омску по доверенности Кин Т.Г. указала, что в настоящее время У. является ненадлежащим ответчиком, поскольку Постановлением N355-п от 24.12.2013, вступившим в силу 1 января 2014 года, полномочия возложены на ГУ ОРО ФСС РФ. Ранее предоставить путевку не смогли в связи с отсутствием финансирования, истец был поставлен на очередь.
Представители ответчика ГУ ОРО ФСС РФ по доверенности Хараджа С.С. и Загорулько С.И. в судебном заседании исковые требования не признали, указав, что в 2013 году не имели полномочий по обеспечению граждан льготной категории путёвками на санаторно-курортное лечение. Права истца были нарушены УMTCP Омской области по г. Омску. Документы по заявлениям граждан о предоставлении путёвок на санаторно-курортное лечение от 2013 года переданы в ГУ ОРО ФСС РФ по акту.
Третьи лица Министерство труда и социального развития Омской области и БУ ОО КЦСОН "Сударушка" представителей в судебное заседание не направили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ - ОРО ФСС РФ просит решение суда отменить, ссылаясь на толкование соглашений между федеральными органами исполнительной власти и Правительством Омской области за 2010 и 2013 годы, полагает, что отсутствуют основания возлагать на Фонд социального страхования обязательства, не исполненные Министерством труда и социального развития Омской области. Указывает, что денежных средств для финансирования этих обязательств в бюджете Фонда не предусмотрено, что предоставление социальных услуг является правом государства, не носящим гарантийного характера, при этом реализация указанного права находится в зависимости от финансовой обеспеченности бюджета. Полагает, что судом не исследованы вопросы о причинах неисполнения Министерством обязанностей в части обеспечения санаторно-курортным лечением, о целевом расходовании средств федерального бюджета, поступавших в бюджет Омской области в виде субвенций, неправомерно не были привлечены для исследования этих обстоятельств Министерство финансов Омкой области, Министерство финансов РФ, Министерство труда и социальной защиты РФ. Ссылается на отсутствие факта передачи от Министерства Фонду личных дел граждан для получения путевок на санаторно-курортное лечение. Полагает, что вывод суда о передаче от Министерства Фонду неисполненных обязательств по обеспечению льготных категорий граждан путевками на санаторно-курортное лечение, не соответствует материалам дела. Указывает, что помимо получения путевки нуждающееся в ней лицо вправе получить ее денежную компенсацию, при этом получение путевки в судебном порядке нарушает права иных граждан, состоящих на учете как нуждающиеся в ее получении.
В возражения на апелляционную жалобу Управление Министерства труда и социального развития Омской области по городу Омску полагает доводы, в ней приведенные, необоснованными, решение находит законным и обоснованным.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, об уважительных причинах неявки суд не уведомили, в связи с чем коллегия сочла возможным рассмотреть дело при данной явке лиц.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения представителя ГУ ОРО ФСС РФ Хараджа С.С., полностью поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя Министерства труда и социального развития Омской области Володяеву Г.Х., согласившуюся с решением суда, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом первой инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Согласно ст. 4 Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, ? система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая настоящим Законом и другими федеральными законами.
Согласно пп. "б" п. 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 2123-1 "О распространении действия Закона РСФСР "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" на граждан из подразделений особого риска" действие указанного закона также распространяется на граждан из подразделений особого риска ? непосредственных участников подземных испытаний ядерного оружия в условиях нештатных радиационных ситуаций и действия других поражающих факторов ядерного оружия.
В силу ст. ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде социальные услуги, как предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации.
Пунктом 10 ст. 4 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" к ведению федеральных органов государственной власти в области социальной защиты инвалидов отнесено утверждение и финансирование федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. Согласно ст. 10 данного закона государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. При этом Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждённый Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р, предусматривает наряду с другими мероприятиями и санаторно-курортное лечение.
С учётом вышеперечисленных положений законодательства судебная коллегия считает, что обязательства по предоставлению гражданам из числа инвалидов санаторно-курортного лечения относятся к расходным обязательствам федерального бюджета, и является обязанностью Российской Федерации.
Также Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" определены общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов федерации.
В частности, п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета) относится исчерпывающий перечень вопросов, не содержащий в себе указание на предоставление путевок на санаторно-курортное лечение как вида государственной социальной помощи.
Вместе с тем, согласно ст. ст. 1, 2 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101, Фонд управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации, являясь специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.
Согласно ст. 6 Положения одной из основных задач Фонда является санаторно-курортное обслуживание работников и их детей.
Средства Фонда, в силу ст. 8 Положения направляются, помимо прочего, на оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации и в санаторно-курортные учреждения в государствах - участниках СНГ, аналогичных которым нет в Российской Федерации.
Указанное следует и из Приказа Минздравсоцразвития РФ от 29.12.2004 N 328 в части, касающейся санаторно-курортного лечения.
Таким образом, бремя обеспечения санаторно-курортным лечением инвалидов относится к полномочиям ФСС РФ.
Вместе с тем, в соответствии с п. 7 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ, возможна передача отдельных федеральных полномочий в области социального обеспечения в ведение субъекта Российской Федерации, но лишь при условии субвенционного характера финансирования данных полномочий за счет средств федерального бюджета.
Как следует из материалов дела Кубиц Е.М. является инвалидом вследствие увечья, полученного при ликвидации катастрофы на ЧАЭС, и имеет право на компенсации и льготы, предусмотренные Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", что подтверждается удостоверением серия N " ... " от 29.12.2003, а также справкой об инвалидности N " ... ".
Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что Кубиц Е.М. в связи с ее заболеванием рекомендовано санаторно-курортное лечение.
Вместе с тем, несмотря на обращение Кубиц Е.М. с заявлением в У. М. труда и социального развития Омской области по г. Омску об обеспечении ее санаторно-курортным лечением на основании указанных документов, первая так и не была обеспечена санаторно-курортным лечением в 2013 году.
Как уже указывалось выше, обязательства по предоставлению гражданам из числа инвалидов санаторно-курортного лечения относятся к расходным обязательствам федерального бюджета, но могут быть переданы в ведение субъекта Российской Федерации.
В частности, согласно соглашению, заключенному между М. здравоохранения и социального развития РФ и Правительством Омской области, утвержденному распоряжением Правительства РФ от " ... " N 2424-р, его предметом является передача Правительству Омской области части федеральных полномочий, в том числе и по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение. В связи с чем, согласно ст. 2 соглашения, Правительство Омской области предоставляет услуги по санаторно-курортному лечению отдельным категориям граждан по их личному заявлению либо переданным территориальными органами ФСС РФ.
В соответствии со ст. 5 соглашения исполнение переданных полномочий осуществляется Правительством Омской области за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в форме субвенций.
Указанные полномочия в соответствии с условиями соглашения реализуются Правительством Омской области с 01.01.2011.
Данное соглашение было заключено сроком на 1 год при возможности безусловной пролонгации на тот же срок, если любая из сторон не заявит об отказе от него.
В целях реализации указанного соглашения Правительством Омской области " ... " принято Постановление N 277-п, согласно которому М. труда и социального развития Омской области является уполномоченным органом по обеспечению граждан, определенных в соглашении, услугами по санаторно-курортному лечению, что обусловило первоначальное обращение Кубиц Е.М. к нему.
Вместе с тем, распоряжением Правительства РФ от 20.12.2013 N 2452-р утверждено новое соглашение между Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации и Правительством Омской области о передаче Правительству Омской области осуществления части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов. Указанное распоряжение вступило в силу с 01.01.2014.
Также с 01.01.2014 на основании Постановления Правительства Омской области от 24.12.2013 N 353-п утратило силу Постановление Правительства Омской области 27.12.2010 N 277-п.
Согласно тексту нового соглашения, осуществление Правительством Омской области части полномочий Российской Федерации по предоставлению мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов не затрагивает вопросы санаторно-курортного лечения.
31.12.2013 в соответствии с актом ГУ - ОРО ФСС РФ получило от Министерства труда и социального развития Омской области сведения о состоящих на учете заявлениях граждан о предоставлении санаторно-курортных путевок и сведения о выданных путевках.
При этом, согласно телефонограмме в адрес Министерства труда и социального развития Омской области от ГУ ? ОРО ФСС РФ от 30.12.2013 учреждение готово было принять данные о лицах, как состоящих на учете на получение помощи в виде путевок на санаторно-курортное лечение, так и получивших их. 13.01.2014 по акту приема-передачи ГУ - ОРО ФСС РФ получило от Министерства труда и социального развития Омской области 8 999 личных дел (справок по форме N 070/у-04), что в совокупности исключает доводы апелляционной жалобы о невозможности принять сведения о лицах, состоящих на учете на получение помощи в виде путевок на санаторно-курортное лечение.
Таким образом, Омская область как субъект Российской Федерации с 01.01.2014 не является субъектом исполнения федеральных полномочий в части санаторно-курортного лечения отдельных категорий граждан, к которым относится Кубиц Е.М.
Согласно аб. 6 п. 1 ст. 85 БК РФ расходные обязательства субъекта Российской Федерации возникают в результате принятия законов и (или) иных нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных им полномочий Российской Федерации.
Указанные расходные обязательства, согласно п. 4 ст. 85 БК РФ устанавливаются законами и (или) иными нормативными правовыми актами органов государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и (или) нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и исполняются за счет и в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации в порядке, предусмотренном ст. 133 настоящего Кодекса, что исключает доводы жалобы о возможности обеспечить потребности Кубиц Е.М. за счет средств непосредственно самой Омской области, не имеющих субвенционного характера возникновения.
В соответствии со ст. 133 БК РФ под субвенциями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях финансового обеспечения расходных обязательств субъектов Российской Федерации и (или) муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и (или) органам местного самоуправления в установленном порядке.
В развитие указанных положений ст. ст. 85, 133 БК РФ Федеральным законом от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" в п. 1 ст. 26.20 установлено, что общий объем субвенций из федерального бюджета, предоставляемых бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление полномочий, указанных в п. 7 ст. 26.3 настоящего Федерального закона, определяется федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год.
Согласно п. 2 ст. 26.20 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ из федерального бюджета предоставляются субвенции бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление органами государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий, указанных в п. 7 ст. 26.3 настоящего Федерального закона.
Субвенции из федерального бюджета распределяются между субъектами Российской Федерации пропорционально численности населения или потребителей соответствующих бюджетных услуг с учетом объективных условий, оказывающих влияние на стоимость предоставления таких бюджетных услуг, и утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год по каждому субъекту Российской Федерации.
При этом в силу п. 3 указанной статьи органы государственной власти субъекта Российской Федерации несут ответственность за осуществление полномочий, указанных в п. 7 ст. 26.3 настоящего Федерального закона, в пределах субвенций из федерального бюджета, предоставленных на осуществление соответствующих полномочий.
Согласно п. 1 ст. 242 БК РФ операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря.
При этом в силу п. 5 ст. 242 БК РФ, не использованные в текущем финансовом году межбюджетные трансферты, полученные в форме субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, подлежат возврату в доход бюджета, из которого они были предоставлены.
С учетом вышеизложенного, отказ Омской области от реализации части федеральный полномочий в области санаторно-курортного лечения исключает возможность обеспечения Кубиц Е.М. санаторно-курортным лечением непосредственно М. труда и социального развития Омской области и возлагает данную обязанность на органы Фонда социального страхования России.
В приведенной связи, доводы апелляционной жалобы об обратном основаны на неверном толковании норм материального права и подлежат отклонению.
При этом судебная коллегия полагает необходимым отметить следующее.
Согласно приложению N 4.1 "Безвозмездные поступления в областной бюджет на 2011 год" к Закону Омской области от " ... " N 1313-ОЗ "Об областном бюджете на 2011 год" предусматривается получение субвенций в 2011 году на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугороднем транспорте к месту лечения и обратно в размере " ... " руб.
Согласно приложению N " ... " "Безвозмездные поступления в областной бюджет на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" к Закону Омской области от " ... " N 1403-ОЗ "Об областном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" предусматривается получение субвенций в 2012 году на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в размере " ... " руб.
Согласно приложению N " ... " "Безвозмездные поступления в областной бюджет на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" к Закону Омской области от " ... " N 1500-ОЗ "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" предусматривается получение субвенций в 2013 году на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в размере " ... " руб.
Таким образом, в соответствии со ст. 85 БК РФ законами о бюджете Омской области на 2011, 2012 и 2013 года установлен лимит ответственности Омской области в части осуществления санаторно-курортного лечения отдельных категорий граждан, за пределы которых органы государственной власти Омской области не вправе выходить.
В соответствии с приложением N " ... " к Закону Омской области от " ... " N 1471-ОЗ "Об исполнении областного бюджета за 2011 год" расходы по оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно были исполнены в размере " ... " руб.
Согласно приложению N " ... " к Закону Омской области от " ... " N 1564-ОЗ "Об исполнении областного бюджета за 2012 год" расходы по оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно были исполнены в размере " ... " руб.
На настоящий момент закон Омской области об исполнении областного бюджета за 2013 год еще не принят.
Согласно письмам Минтрудсоцразвития Омской области в адрес Минздравсоцразвития РФ в 2011 году из выделяемых федеральным бюджетом субвенций в части оплаты санаторно-курортного лечения и проезда к месту лечения и обратно непосредственно на само санаторно-курортное лечение должно быть потрачено 98 376 300 руб., в 2012 году ? 56 181 200 руб., в 2013 году ? 53 575 500 руб.
При этом в 2011 и 2012 годах неиспользованный остаток в части непосредственно самого обеспечения санаторно курортным лечением отсутствовал.
При этом доказательств нецелевого расходования М. труда и социального развития Омкой области средств, предоставленных в виде субвенций, в материалы дела не представлено.
Также, несмотря на многочисленные обращения в течение 2012 и 2013 годов Губернатора Омской области в адрес Минтруда РФ, Минздравсоцразвития РФ, а также Минтрудсоцразвития Омской области в адрес депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации об увеличении размера субвенций в части обеспечения социально незащищенных граждан санаторно-курортным лечением, поскольку предоставленные субвенции не покрывают их потребности в полном объеме, указанные обращения не нашли удовлетворения. Указанное свидетельствует о том, что размер предоставлявшихся бюджету Омской области субвенций не обеспечивал возможность своевременного предоставления истцу путевки на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда к месту лечения и обратно за их счёт.
Поскольку на момент разрешения иска ни в силу закона, ни в силу соглашения между уполномоченными органами государственной власти Российской Федерации и Омской области М. труда и социального развития Омской области не обладало полномочиями по оказанию социальной помощи в виде предоставления лицам из числа инвалидов путевок на санаторно-курортное лечение, и не было наделено необходимыми для этого средствами, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о возложении данной обязанности на ФСС России в лице Омского регионального отделения, которое в силу п. 28 Положения о фонде социального страхования Российской Федерации осуществляют финансовую деятельность по обеспечению социального страхования в регионе.
Отсутствие в бюджете последнего достаточных средств для исполнения такой обязанности не исключает несение обязательств перед Кубиц Е.М..
Ссылка на то, что судом не были привлечены к участию в деле М. финансов Омской области, М. финансов РФ, М. труда и социальной защиты РФ является несостоятельной, поскольку обстоятельства, для исследования которых податель жалобы полагает необходимым привлечение перечисленных органов исполнительной власти, были установлены на основании представленных доказательств.
Довод же о том, что обращение Кубиц Е.М. в суд может повлечь нарушение прав иных лиц в части обеспечения санаторно-курортным лечением на льготных основаниях, не может повлечь отмену постановленного решения, поскольку требования истца, равно как и решение суда, не затрагивают права третьих лиц в данной области, а направлены на защиту и восстановление нарушенного права Кубиц Е.М. в части обеспечения санаторно-курортным лечением.
Также довод о том, что Кубиц Е.М., вправе вместо оказания санаторно-курортного лечения получить денежную компенсацию, на существо решения повлиять не может, поскольку реализация данного права находится исключительно в пределах волеизъявления последнего, которое не может быть поставлено в зависимость от действий третьих лиц.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи, с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Куйбышевского районного суда г. Омска от " ... " оставить без изменения, апелляционную жалобу ? без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
" ... "
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.