Судья Омского областного суда Филимонов Д.И., при секретаре Кабардиной А.Ю., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе главного государственного инспектора Омского отдела общепромышленного надзора Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору " ... " на постановление судьи Павлоградского районного суда Омской области от 09 января 2014 года, которым постановлено:
"Прекратить производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.1 ч. 1 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью " " ... "", юридический адрес: " ... ", р.п. " ... ", ул. " ... ", д. " ... ", ОГРН " ... ", ИНН/КПП " ... ", на основании ст. 24.5. ч. 1 п. 2 КоАП РФ - за отсутствием состава административного правонарушения",
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении, в период с " ... " " ... " по " ... " 2013 года при проведении плановой выездной проверки ООО " " ... "" " ... " было установлено, что данное общество эксплуатирует опасные производственные объекты, среди которых, системы теплоснабжения р.п. " ... ", с " ... ", с. " ... ", д. " ... ", с. " ... ". ООО " " ... "" эксплуатирует опасные производственные объекты с нарушениями требований промышленной безопасности, а именно:
организация не имеет лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности;
директор " ... " не аттестован в области промышленной безопасности (на знание общих требований промышленной безопасности. Инженер по ОТ " ... ", мастер центрального теплового участка " ... " не аттестованы в области промышленной безопасности (на знание общих требований промышленной безопасности, Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления ПБ 12-529-03);
отсутствует положительное заключение экспертизы промышленной безопасности сборной железобетонной дымовой трубы H=30 м на центральной котельной, утвержденной в установленном порядке в Ростехнадзоре, расположенной по адресу " ... ", р.п. " ... ", ул. " ... ", д. " ... ";
отсутствуют положительные заключения экспертизы промышленной безопасности зданий: центральной котельной, расположенной по адресу " ... ", р.п. " ... ", ул. " ... ", д. " ... ", котельной СХТ, расположенной по адресу " ... ", р.п. " ... ", " ... ", д. " ... ", котельной л. " ... " расположенной по адресу " ... ", " ... ", д. " ... ", ул. " ... " д. " ... ";
отсутствует договор на обслуживание опасных производственных объектов с профессиональной аварийно-спасательной службой или формированием;
отсутствует согласованная с территориальным органом Ростехнадзора документация, регламентирующая расследование причин инцидентов на опасных производственных объектах их учета и анализа;
отсутствуют документы, подтверждающие проведения целевых, комплексных проверок при осуществлении производственного контроля.
Выявленные недостатки являются нарушениями требований: ч. 1 ст. 9, ст. 10, ст. 11, ст. 13, Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", п. 1.2.1, п. 9.3 Правил безопасности систем газораспределения и газопотребления ПБ 12-529-03, утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003 N 9 зарегистрированным Министерством юстиции РФ от 04.04.2003 N 4376, п.1, п. 3 раздел IV Правил безопасности при эксплуатации дымовых и вентиляционных промышленных труб ПБ 03-445-02, утвержденные постановлением Госгортехнадзора России 03.12.2001 N 56 зарегистрированным Министерством юстиции РФ 05.06.2002 рег. N 3500, п. 32 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденный Приказом Ростехнадзора от 19.08.2011 N 480, зарегистрированным Минюстом РФ N 22520 от 08.09.2011, п. 7 Правил организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденные постановлением Правительства РФ от 10 марта 1999 г. N 263.
Протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении ООО " " ... "", и другие материалы дела были направлены на рассмотрение в районный суд.
Судьей районного суда вынесено изложенное выше постановление.
В жалобе главный государственный инспектор Омского отдела общепромышленного надзора Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору " ... " просит постановление отменить, дело направить на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что вина ООО " " ... "" в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, доказана материалами дела. Указывает, что до настоящего времени нарушения требований промышленной безопасности в полном объёме не устранены.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, выслушав государственного инспектора Омского отдела общепромышленного надзора Сибирского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору " ... " представителя Сибирского управления Ростехнадзора " ... " поддержавших доводы жалобы, нахожу постановление подлежащим отмене в связи со следующими обстоятельствами.
Под требованиями промышленной безопасности понимаются условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в Федеральном законе от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, а также в нормативных технических документах, которые принимаются в установленном порядке и соблюдение которых обеспечивает промышленную безопасность.
В соответствии с требованиями промышленной безопасности, содержащимися в ст. 9 Закона, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, кроме прочего, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа. Работники опасного производственного объекта обязаны проходить подготовку и аттестацию в области промышленной безопасности.
Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст.2.1 КоАП РФ).
Прекращая производство по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, в отношении юридического лица - ООО " " ... "", судья районного суда пришёл к выводу о доказанности выявленных нарушений требований промышленной безопасности в деятельности данного общества. При этом в решении указано, что у общества отсутствовала реальная возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, поскольку ООО " " ... "", кроме прочего, находится в крайне тяжёлом материальном положении, достаточных финансовых средств не имеется.
Между тем, финансовое положение юридического лица, которое является коммерческой организацией, не является обстоятельством для прекращения производства по делу по основанию отсутствия состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ.
Юридическим лицом должна применяться соответствующая степень заботливости и осмотрительности, которая требуется от него для соблюдения норм публичного права, установленных действующим законодательством.
Отсутствие достаточных финансовых средств у коммерческой организации не может быть отнесено к непредотвратимым, чрезвычайным обстоятельствам, которые объективно препятствуют обществу исполнить требования законодательства.
При таких обстоятельствах постановление судьи районного суда не может быть признано законным, обоснованным и подлежит отмене, а дело направлению в тот же суд на новое рассмотрение.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление судьи Павлоградского районного суда Омской области от 09 января 2014 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в тот же суд.
Судья Д.И. Филимонов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.