Решение Миасского городского суда Челябинской области по делу N 2-3070/2010
(Извлечение)
председательствующего судьи Кобзаревой О.И.,
при секретаре Аброськиной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Коротовской Нины Павловны к Администрации Миасского городского округа, Собранию депутатов Миасского городского округа о признании недействующим нормативного правового акта, возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Коротовская Н.П. обратилась с иском в суд к Администрации Миасского городского округа, Собранию депутатов Миасского городского округа о признании недействующим нормативного правового акта, возложении обязанности заключить договор социального найма жилого помещения.
В обосновании иска указала, что в ДАТА на основании распоряжения Главы Администрации Миасского городского округа от ДАТА г. НОМЕРр-1 ей на семью из двух человек в порядке ст. 59 Жилищного кодекса РФ была предоставлена однокомнатная неблагоустроенная квартира НОМЕР общей площадью 19,5 кв.м. в ... по ... в г. Миассе, был открыт лицевой счет на её имя.
ДАТА года Собранием депутатов Миасского городского округа было принято решение "Об утверждении положения о жилищном фонде коммерческого использования". Указанное решение считает незаконными, поскольку муниципальные образования не имеют коммерческих целей своей деятельности, порядок предоставления жилых помещений коммерческого использования ЖК РФ не определен. Просит признать недействующим полностью решение Собрания депутатов Миасского городского округа "Об утверждении положения "О жилищном фонде коммерческого использования" от ДАТА года НОМЕР, признать право социального найма Коротовской Н.П. на занимаемую на основании распоряжения Главы администрации МГО от ДАТА г. НОМЕР квартиру общей площадью 19,5 кв.м. НОМЕР в доме НОМЕР по ... в г.Миассе, обязать Администрацию МГО заключить с Коротовской Н.П. договор социального найма на указанное жилое помещение, взыскать с Администрации МГО в ее пользу судебные расходы и расходы по оплате услуг представительства по ведению гражданского дела в суде.
В судебном заседании истица Коротовская Н.П. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в иске. Суду показала, что квартира предоставлялась ... , ... В настоящее время ... , на которую приобретено жилое помещение.
Представитель ответчика Администрации Миасского городского округа Вавилова Н.Ю. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, представила заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие, исковые требования в части признания недействующим полностью решения Собрания депутатов Миасского городского округа "Об утверждении положения "О жилищном фонде коммерческого использования" от ДАТА года НОМЕР не признала, в остальной части заявленных требований при вынесении решения полагается на усмотрение суда л.д. 41).
Представитель ответчика Собрания депутатов Миасского городского округа в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причина неявки не известна.
Заслушав истицу, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Согласно ст. 245 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дела, возникающие из публичных правоотношений, в том числе по заявлениям граждан, организаций, прокурора об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части, если рассмотрение этих заявлений не отнесено федеральным законом к компетенции иных судов.
В соответствии с ч.2 ст.253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Установлено, что на территории Миасского городского округа действует решение Собрания депутатов Миасского городского округа от ДАТА года НОМЕР "Об утверждении положения "О жилищном фонде коммерческого использования", которое опубликовано в газете " ... " от ДАТА года НОМЕР л.д. 35-40).
Согласно ч. 2 ст. 27 Устава Миасского городского округа (в редакции от ДАТА) Собрание депутатов Округа является представительным органом местного самоуправления л.д. 51-103).
Статьей 28 Устава Миасского городского округа определены полномочия Собрания депутатов Округа, к которым, среди прочих, относится определение порядка владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, принятие решений по другим вопросам местного значения, отнесенным к компетенции органов местного самоуправления в Округе (п.5, 35 Устава).
Проанализировав приведенные нормы, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение принято Собранием депутатов Миасского городского округа в пределах предоставленных полномочий.
В силу ст. 19 Жилищного кодекса РФ (далее ЖК РФ) жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации.
В состав жилищного фонда входит муниципальный жилищный фонд, который составляет совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
В зависимости от целей использования в состав жилищного фонда входит жилищный фонд коммерческого использования - совокупность жилых помещений, которые используются собственниками таких помещений для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам по иным договорам, предоставлены собственниками таких помещений лицам во владение и (или) в пользование.
Данные положения статьи 19 ЖК РФ не указывают определенную категорию собственников, исходя из чего можно сделать вывод, что органы местного самоуправления также могут иметь у себя жилищный фонд коммерческого использования.
Из смысла указанных правовых норм следует, что жилые помещения фонда коммерческого использования, прежде всего, подлежат предоставлению по договору найма, которому посвящена гл. 35 Гражданского кодекса РФ (далее ГК РФ). В состав этого фонда входят жилые помещения государственного, муниципального и частного жилищных фондов, как это следует из положений п. 4 ч. 3 ст.19 ЖК РФ.
Поскольку глава 35 ГК РФ не содержит каких-либо изъятий для публичных форм собственности, то по договору найма можно использовать помещения любых жилищных фондов: государственного, муниципального, частного.
В соответствии со ст. 673 ГК РФ объектом договора найма является изолированное жилое помещение, пригодное для проживания; нанимателем по такому договору может быть только гражданин (ст. 677 ГК РФ); жилое помещение предоставляется на срок, не превышающий 5 лет (ст. 683 ГК РФ).
В соответствии с ЖК РФ (ст. 49), жилищный фонд социального использования выделен для социально слабо защищенных слоев населения (малоимущие граждане, несовершеннолетние дети-сироты и др.), а также для отдельных категорий граждан, имеющих специальный ("особый") статус в силу специфики их предназначения.
По договору социального найма жилое помещение предоставляется в государственном или муниципальном жилищном фонде (п. 1 ст. 672 ГК РФ, ст. 49 ЖК РФ). В ГК РФ не содержится указания, из какого жилищного фонда предоставляются жилые помещения по договору коммерческого найма. В ЖК РФ дается понятие жилищного фонда и выделяются его виды в зависимости от формы собственности и целей использования (в частности, жилищный фонд коммерческого использования - п. 4 ч. 3 ст. 19).
Договор коммерческого найма жилого помещения может быть заключен при отсутствии на этот счет императивной нормы ГК РФ в любом жилищном фонде, за исключением жилищного фонда социального использования (п. 1 ч. 3 ст. 19 ЖК РФ), в котором жилые помещения могут предоставляться только по договору социального найма.
Согласно п. 3, 6 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся среди прочего, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; обеспечение малоимущих граждан, проживающих в городском округе и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства;
В силу п. 3 ст. 2 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Перечень полномочий органов местного самоуправления в области жилищных отношений в Жилищном кодексе РФ сформулирован как "открытый": к компетенции этих органов в соответствии с Конституцией РФ, Кодексом и другими федеральными законами относятся и иные вопросы, согласно п. 10 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ.
Суд не принимает во внимание доводы истицы о том, что порядок предоставления жилых помещений коммерческого использования ЖК РФ не определен, и это является основанием для признания принятого представительным органами местного самоуправления Миасского городского округа оспариваемого нормативного правового акта незаконным, поскольку действующим законодательством предусмотрено наличие жилищного фонда коммерческого и органы местного самоуправления вправе предоставлять гражданам использования жилые помещения в том числе договорам найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.
В соответствии с ч.1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
На основании распоряжения Главы Администрации Миасского городского округа от ДАТА НОМЕР утвержден список предоставления жилой площади Коротовской Н.П. по адресу: г.Миасс, ... л.д. 17-18). Между Администрацией МГО и Коротовской Н.П. заключен договор коммерческого найма на срок 5 лет л.д. 8, 19-20). С ДАТА истцы вселились в квартиру по адресу: г.Миасс, ... На Коротовскую Н.П. открыт лицевой счет по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, что подтверждается карточкой лицевого счета л.д. 25).
Истица зарегистрировалась по месту жительства по адресу: г.Миасс, ... с ДАТА года, что следует из данных паспорта л.д. 6-7), адресных справок л.д. 24).
Жилой дом по адресу: г.Миасс, ... значится в реестре имущества Миасского городского округа.
На момент предоставления жилого помещения истцы были признаны в установленном порядке нуждающимися в жилых помещениях, муж истицы был поставлен на учт на получение жилой площади в соответствии с Решением Миасского городского Совета народных депутатов от ДАТА г. НОМЕР, с составом семьи 4 человека - ... , ... , ... л.д. 15-16).
Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) граждане, принятые на учет до ДАТА г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным п. п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие ЖК РФ давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, с учетом положений настоящей части.
Из приведенных норм ч. 2 ст. 6 Вводного закона следует, что названные в ней граждане сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях по договору социального найма, а также право на предоставление жилых помещений по данному договору независимо от признания их малоимущими, в то время как после введения в действие Жилищного кодекса РФ, то есть после ДАТА года, в соответствии ч. 2 ст. 49 и ч. 2 ст. 52 ЖК РФ состоять на таком учете имеют право лишь малоимущие граждане либо граждане, относящиеся к определенной федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категории.
При этом ч. 2 ст. 6 Вводного закона не делает исключений и для предусмотренных ст. 59 ЖК РФ случаев предоставления освободившихся в коммунальной квартире жилых помещений по договору социального найма.
Поскольку семья Коротовских поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в ДАТА., то к возникшим ДАТА г. правоотношениям подлежала применению и ч. 2 ст. 6 Вводного закона. Следовательно, истица имела право на предоставление жилых помещений по договору социального найма независимо от признания ...
Квартира, в которой проживает истица, должна быть предоставлена ей по договору социального найма, поскольку её семья в установленном порядке была признана нуждающейся в жилых помещениях.
При указанных обстоятельствах требование о признании за истицей право социального найма на предоставленную ДАТА г. квартиру НОМЕР в ... по ... в г. Миассе, возложении обязанности на Администрацию Миасского городского округа заключить с истицей договор социального найма указанного жилого помещения, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать за Коротовской Ниной Павловной право социального найма на занимаемую квартиру НОМЕР в ... по ... г.Миасса Челябинской области, общей площадью 19,5 кв.м.
Обязать Администрацию Миасского городского округа заключить с Коротовской Ниной Павловной договор социального найма жилого помещения - квартиры 2 общей площадью 19,5 кв.м в ... по ... г.Миасса Челябинской области.
В удовлетворении исковых требований Коротовской Нины Павловны к Администрации Миасского городского округа, Собранию депутатов Миасского городского округа о признании недействующим решения Собрания депутатов Миасского городского округа "Об утверждении положения "О жилищном фонде коммерческого использования" от ДАТА года НОМЕР, взыскании судебных расходов отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд путем подачи жалобы через Миасский городской суд в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.