Апелляционное определение СК по административным делам 3-го окружного военного суда г. Москвы от 02 апреля 2014 г. по делу N 33А-394/2014
Судебная коллегия по административным делам
3 окружного военного суда
в составе: председательствующего - Моши А.М., судей Пересады А.Н. и Томашевича В.В., при секретаре Шаманаеве А.В., в судебном заседании рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министра обороны РФ Кашина Д.В. на решение Знаменского гарнизонного военного суда от 27 декабря 2013 года, которым удовлетворено заявление военнослужащего войсковой части - Самойленко С. И. об оспаривании действий Министра обороны РФ и ФКУ "Единый расчетный центр" МО РФ по вопросу установления заявителю ежемесячных надбавок за особые условия военной службы.
Заслушав доклад председательствующего - судьи Моши А.М., судебная коллегия, -
УСТАНОВИЛА:
Самойленко обратился в суд с заявлением, в котором просил обязать Министра обороны РФ внести изменения в приказы от 7 декабря 2012 года N2200 и от 11 февраля 2013 года N 79 (по строевой части), дополнив их указанием об установлении ему надбавок за особые условия военной службы в размере 40 % оклада по воинской должности, в частности, за прохождение военной службы в особых условиях на воинской должности начальника отдела, исполнение обязанностей по которой связано с руководством подразделением (далее - надбавка за руководство подразделением) - в размере 20 % оклада по воинской должности и в том же размере - за обеспечение безопасности полетов самолетов и вертолетов (далее - надбавка за обеспечение безопасности полетов).
Одновременно с этим заявитель просил суд обязать ФКУ "ЕРЦ" МО РФ произвести соответствующий перерасчет и выплатить надбавку за особые условия военной службы, размер которой складывается из надбавок за руководство подразделением и за обеспечение безопасности полетов за 2012 и 2013 годы.
Суд первой инстанции эти требования заявителя полностью удовлетворил.
Выражая несогласие с таким судебным решением, представитель Министра обороны РФ Кашин в апелляционной жалобе просит его отменить в части, касающейся выплаты заявителю надбавки за руководство подразделением.
В обоснование своих доводов автор жалобы, комментируя действующее законодательство, считает, что правом на получение надбавки за руководство подразделением заявитель не обладает, поскольку спорная надбавка устанавливается дифференцированно и только тем командирам и начальникам, которые осуществляют непосредственное руководство подразделениями и личным составом на постоянной основе, к числу которых, полагает Кашин, Самойленко не относится.
Поскольку в настоящее время отсутствует соответствующий Перечень должностей, автор жалобы полагает, что в целях выяснения оснований и законности получения спорной надбавки следует установить критерии для ее выплаты, исходить из факта замещения военнослужащим должности, связанной с руководством личным составом, определиться с понятием "командование подразделением", а также применить аналогию закона и ранее действовавших нормативных актов.
Иной подход, по мнению Кашина, уравнивает в гарантиях военнослужащих, которые действительно проходят службу в особых условиях и непосредственно руководят подразделениями (командиры полков, батальонов, рот и взводов), и тех воинских должностных лиц, которые не несут всей полноты ответственности в силу ст. 33 Устава внутренней службы ВС РФ и в служебной деятельности осуществляют руководство личным составом лишь по специальным вопросам военной службы.
В этой связи, обращает внимание автор жалобы, следует руководствоваться штатом воинской части, возложенными на военнослужащего обязанностями и дополнительными нагрузками, а также степенью его ответственности и условиями прохождения им военной службы.
Кроме того, автор жалобы утверждает, что в подчинении Самойленко находится отдел, который по уставным критериям и численности личного состава не соответствует понятию подразделения.
Эти важные обстоятельства, по мнению автора жалобы, остались без внимания суда первой инстанции.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Обстоятельства, имеющие значение по делу, установлены судом первой инстанции всесторонне и объективно, а оспариваемое решение базируется на правильном применении норм материального и процессуального права.
Так, в соответствии с пунктом 18 статьи 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", ежемесячная надбавка за особые условия военной службы устанавливается в размере до 100 % оклада по воинской должности. Правила выплаты надбавки определяются Правительством РФ в зависимости от условий прохождения военной службы соответствующими категориями военнослужащих.
Согласно подпункту "г" пункта 3, пунктов 2 и 5 Правил выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2011 года N 1073, надбавка выплачивается в размере до 30 % оклада по воинской должности военнослужащим, находящимся на воинских должностях руководителей, командиров (начальников) воинских частей, учреждений и подразделений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и их структурных подразделений, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями.
Надбавка выплачивается военнослужащим в размере, который определяется по каждому из оснований в установленных пределах согласно правовому акту государственного органа, принятому на основании этих Правил.
Подпунктом "д" пункта 53 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 года N 2700, определено, что военнослужащим, проходящим военную службу в особых условиях военной службы, на воинских должностях руководителей, командиров (начальников) воинских частей, учреждений и подразделений Вооруженных Сил и их структурных подразделений, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями, надбавка выплачивается в размере 20 % оклада по воинской должности.
Сравнительный анализ положений вышеуказанных Правил и Порядка показывает, что право на получение указанной надбавки не зависит от какого-либо Перечня должностей, утверждаемого Министром обороны РФ.
Кроме того, по мнению судебной коллегии, нахождение заявителя на воинской должности, исполнение обязанностей по которой связано с руководством подразделением, является именно тем особым условием военной службы, с которым связано право на спорную надбавку и никаких других особых условий не подразумевает.
Как установлено по делу, Самойленко проходит военную службу по контракту в должности начальника отдела - старшего инженера - испытателя научно - испытательного отдела 2-го управления НИЦ войсковой части -, штатная категория "подполковник ", 28 тарифный разряд и в его подчинении находятся 16 военнослужащих и 9 лиц гражданского персонала.
При этом довод автора жалобы о том, что отдел, которым руководит заявитель, по численности не соответствует определению "подразделение" (взвод, рота, батальон) и не является таковым следует признать несостоятельным, поскольку никаких объективных критериев для этого вышеназванный Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих не устанавливает.
Вместе с тем, очевидно, что являясь непосредственным начальником, Самойленко в силу требований ст. 33 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ наделен всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и на него возложена персональная ответственность перед государством за все стороны жизни и деятельности своего воинского подразделения и личного состава.
Проанализировав вышеуказанные обстоятельства и требования нормативных правовых актов, по мнению судебной коллегии, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии у Самойленко права на получение оспариваемой надбавки и необоснованности действий Министра обороны РФ по не установлению заявителю данной выплаты.
Иные доводы апелляционной жалобы законность и обоснованность оспариваемого судебного решения под сомнение также не ставят.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Знаменского гарнизонного военного суда от 27 декабря 2013 года, которым удовлетворено заявление военнослужащего войсковой части - Самойленко С. И. об оспаривании действий Министра обороны РФ и ФКУ "Единый расчетный центр" МО РФ по вопросу установления заявителю ежемесячных надбавок за особые условия военной службы, - оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Министра обороны РФ - без удовлетворения.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.