Апелляционное определение СК по гражданским делам 3-го окружного военного суда г. Москвы от 19 марта 2014 г. по делу N 33А-261/2014
Судебная коллегия по гражданским делам 3-го окружного военного суда
в составе: председательствующего - Моши А.М., судей: Ушаковой М.В. и Томашевича В.В., при секретаре Павлюковиче В.П., с участием представителя Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФФОМС) Алимовой С.Р. и Территориального фонда обязательного медицинского страхования в г. Байконур (далее - ТФОМС г. Байконур) Пищука Н.В., прокурора военной прокуратуры РВСН майора юстиции Носовой Е.Г. рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе директора ТФОМС г. Байконур Григорьевой Н.А. на решение 26 гарнизонного военного суда от 10 декабря 2013 года об удовлетворении иска заместителя прокурора комплекса "Байконур" Балацкого Н.И. в интересах гражданина Республики Казахстан Утеулиев К. к ТФОМС г. Байконура и к филиалу "Байконур-РОСНО-МС" ОАО СК "РОСНО-МС" о признании за ним права на получение бесплатной медицинской помощи в медицинских учреждениях города Байконур и возложении обязанности внести сведения о нем в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц.
Заслушав доклад председательствующего - судьи Моши А.М., выслушав выступления представителей ФФОМС Алимовой С.Р. и ТФОМС г. Байконур Пищука Н.В. в поддержку доводов апелляционной жалобы, а также заключение прокурора Носовой Е.Г., возражавшей против этих доводов и полагавшей необходимым оставить решение без изменения, судебная коллегия; -
УСТАНОВИЛА:
Заместитель прокурора комплекса "Байконур" Балацкий Н.И. обратился в 26 гарнизонный военный суд в интересах гражданина Республики Казахстан инвалида третьей группы Утеулиева К. к ТФОМС г. Байконура и к филиалу "Байконур-РОСНО-МС" ОАО СК "РОСНО-МС" о признании за ним права на получение бесплатной медицинской помощи в медицинских учреждениях города Байконур и возложении обязанности внести сведения о нем в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц, в связи с тем что Утеулиев К., проживающий и зарегистрированный в пос. , работает по трудовому договору в российском учреждении - Управлении образованием администрации г. Байконур. Поводом к обращению послужило решение ТФОМС, выраженное в письме от 14 марта 2013 года, об исключении его из соответствующего сегмента и основанный на этом отказ в оказании бесплатной медицинской помощи в поликлинике N2 ФГБУЗ ЦМСЧ N1 ФМБА России в г. Байконуре.
В поданном в суд заявлении заместитель прокурора комплекса "Байконур" Баллацкий Н.И. просил признать незаконным решение ТФОМС г. Байконур об исключении Утеулиева К. из регионального сегмента единого регистра застрахованных лиц и обязать ТФОМС включить его в этот сегмент.
Суд полностью удовлетворил заявленный иск.
Не соглашаясь с постановленным решением, директор ТФОМС г. Байконур Григорьева Н.А. подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новое - об отказе в удовлетворении иска.
По ее мнению, суд не полностью, необъективно установил и исследовал имеющие значение обстоятельства, а изложенные в решении выводы противоречат действующему законодательству, регулирующему порядок оказания бесплатной медицинской помощи в рамках ОМС иностранным гражданам.
В обоснование этого автор жалобы, анализируя положения "Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о статусе города Байконур, порядке формирования и статусе его органов исполнительной власти" (г. Москва 23.12.1995) (далее - Соглашение 1), "Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о порядке медицинского обслуживания персонала космодрома "Байконур", жителей города Байконур, поселков Торетам и Акай в условиях аренды Российской Федерацией комплекса "Байконур" (г. Москва 17.11.2009) (далее - Соглашение 2) приходит к выводу о том, что оказание медицинской помощи гражданам Республики Казахстан финансируется из различных источников в зависимости от правового статуса конкретного гражданина.
Далее автор жалобы, ссылаясь на установленный пунктом 1 статьи 49 Федерального закона от 29.11.2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон об ОМС) порядок представления Пенсионным фондом Российской Федерации в соответствующий ТФОМС сведений о работающих застрахованных лицах, указывает, что поскольку территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Байконур не представляет в ТФОМС сведения об Утеулиеве, как о "работающем" гражданине Республики Казахстан, оснований для включения его в соответствующий региональный сегмент не имеется.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 того же закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках, в том числе, трудовых отношений.
Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 того же Закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Автор жалобы также обращает внимание на то, что статьей 10 Закона об ОМС установлено, что застрахованными лицами являются постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане, при этом иностранные граждане в отличие от граждан Российской Федерации подлежат страхованию только на срок пребывания на территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 25.07.2002 г. N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином является лицо, получившее вид на жительство. Иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание, считается временно пребывающим в Российской Федерации.
В силу положений Закона об ОМС иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, не являются застрахованными лицами и полисы ОМС им не выдаются, а их медицинское обеспечение может быть произведено в рамках другой системы.
Поскольку Утеулиев постоянно проживает в пос. Торетам, не имеет вида на жительство и разрешения на временное проживание в Российской Федерации он не подлежит обязательному медицинскому страхованию.
В заключение жалобы, анализируя нормы Соглашения 2, Положения о ФМБА, утвержденное постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2005 года N 206, и распоряжения Правительства РФ от 21 августа 2006 года N 1158р "Об утверждении перечней и территорий, подлежащих обслуживанию ФМБА России" ее автор полагает, что при обращении Утеулиева за медицинской помощью в медицинскую организацию ФМБА России она обязана оказать такую помощь без направления в страховую организацию, выдавшую полис ОМС, а в случае отсутствия полиса ОМС, решить вопрос о финансировании медицинской помощи за счет бюджета ФГБУЗ ЦСМЧ N 1 ФМБА России.
Таким образом, приходит к выводу автор жалобы:
- в силу Федерального закона от 29.11.2010 г. N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" ТФОМС г. Байконур исключает застрахованных лиц из регионального сегмента единого регистра застрахованных лиц на основании данных ОПФР;
- поскольку ОПФР г. Байконур не подтверждает статус "работающего" гражданина Республики Казахстан Утеулиева К., ТФОМС г. Байконура обязан исключить его из числа застрахованных лиц и из регионального сегмента единого регистра застрахованных лиц;
- граждане Республики Казахстан, проживающие в поселках Торетам и Акай и работающие в российских организациях комплекса "Байконур", не подлежат обязательному медицинскому страхованию, если у них отсутствует вид на жительство или разрешение на временное проживание на территории г. Байконура;
- в случае отсутствия медицинского полиса ОМС у Утеулиева на территории г. Байконур ему может быть оказана медицинская помощь ФГБУЗ ЦМСЧ N 1 ФМБА России г. Байконур за счет собственных средств, выделяемых ему для этих целей из федерального бюджета.
Рассмотрев материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав выступления представителей фондов ОМС и заключение прокурора, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" под медицинской помощью следует понимать комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 19 названного Закона каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Пунктом 3 той же стать установлено, что право на медицинскую помощь иностранных граждан, проживающих и пребывающих на территории Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и соответствующими международными договорами Российской Федерации.
Одним из таких договоров является "Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о порядке медицинского обслуживания персонала космодрома "Байконур", жителей города Байконур, поселков Торетам и Акай в условиях аренды Российской Федерацией комплекса "Байконур" от 17 ноября 2009 года (Соглашение 2) пунктом 1 статьи 4 которого установлено, что медицинская помощь гражданам Республики Казахстан, работающим в российских организациях комплекса "Байконур", оказывается в соответствии с законодательством Российской Федерации уполномоченным органом Российской, которым в г. Байконуре является ФГБУЗ ЦМСЧ N1 ФМБА России.
Согласно статье 10 Федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" N326 - ФЗ от 29 ноября 2010 года (с изм.) к числу застрахованных лиц относятся, в том числе, работающие по трудовому договору постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане. При этом, застрахованное лицо, согласно п.1 ст. 16 вышеуказанного Закона, имеет право на бесплатное оказание ему медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 16 июля 1999 года N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" к застрахованным лицам следует относить, в том числе, иностранных граждан, работающих по трудовым договорам, у которых отношения по обязательному социальному страхованию возникают в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Как бесспорно установлено по делу, гражданин Республики Казахстан Утеулиев К. работает в Управлении образованием администрации г. Байконур с 26 сентября 2009 года по настоящее время в должности сторожа, что подтверждается исследованными в судебном заседании копиями трудового договора и соответствующего приказа о приеме на работу от 26 сентября 2009 года N14, а также дополнительных соглашений к этому договору. В связи с работой в данном учреждении Утеулиеву СК ОАО "РОСНО-МС" был оформлен и выдан медицинский полис выдан полис ОМС серии 007 N 077548, на основании которого последнему в 2012-2013 годах неоднократно оказывалась медицинская помощь различными врачами-специалистами. Кроме того на Утеулиева был открыт индивидуальный лицевой счет, поскольку до 2005 года за него производились отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации страховые взносы по обязательному пенсионному страхованию.
Не вызывает сомнений у коллегии и установленный в судебном заседании факт производства работодателем истца - Управлением образованием администрации города Байконур отчислений на ОМС в бюджет ФФОМС на всех работников организации, включая Утеулиева К., поскольку помимо показаний бухгалтера данного учреждения Буранкуловой и сотрудника администрации г. Байконур Кудайбергеновой, данное обстоятельство подтверждается исследованными в судебном заседании копиями соответствующих платежных поручений и копией карточки лицевого счета на Утеулиева К. Довод автора жалобы о том, что копии платежных поручений не подтверждают факт перечисления в ТФОМС страховых взносов в отношении Утеулиева в связи с отсутствием в них персональных сведений о работниках, по убеждению судебной коллегии является беспредметным, поскольку по смыслу пункта 6 статьи 3 Закона об ОМС страховые взносы на обязательное медицинское страхование обладают обезличенным характером. В то же время свидетель Буранкулова пояснила в суде, что размеры страховых взносов соответствуют количеству работающих согласно штатному расписанию.
По делу также установлено, что в октябре 2013 года при обращении Утеулиева К. в поликлинику N2 ФГБУЗ ЦМСЧ N1 ФМБА России за медицинской помощью в рамках ОМС ему было отказано в получении бесплатной медицинской помощи ввиду признания его полиса ОМС недействительным.
Согласно пункту 2 статьи 13 Закона об ОМС территориальные фонды осуществляют отдельные полномочия страховщика в части реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 7 статьи 34 вышеуказанного закона Территориальный фонд осуществляет, в том числе, такие полномочия страховщика, как обеспечение прав граждан в сфере обязательного медицинского страхования (подпункт 8), а также ведет региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц (подпункт 16).
Аналогичные функции ТФОМС закреплены Положении о Территориальном фонде обязательного медицинского страхования города.
Согласно пунктом. 4.1.1. Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания жителям города Байконур медицинской помощи на 2013 год (далее Территориальная программа) Территориальная программа обязательного медицинского страхования, определяет права застрахованных лиц на бесплатное оказание им медицинской помощи за счет средств бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования.
При таких обстоятельствах вывод суда о том, что истец, являясь гражданином Республики Казахстан и работником российской организации, расположенной на территории комплекса "Байконур", которая в установленном порядке производит отчисления страховых взносов на обязательное медицинское страхование в бюджет ФФОМС, фактически является застрахованным лицом в рамках ОМС и имеет право на бесплатное оказание ему медицинской помощи медицинскими организациями г. Байконур при наступлении страхового случая, по существу является верным, его нарушенное право может быть восстановлено путем возложении на ТФОМС г. Байконур включить его в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц.
При этом доводы ответчика о непредставлении ОПФР г. Байконур в ТФОМС сведений о нем, как о работающем не могут повлиять на принятое решение, поскольку право истца на бесплатное медицинское обеспечение в рамках ОМС не может быть поставлено в зависимость от невыполнения государственными органами возложенных на них обязательств.
При таких обстоятельствах иные доводы апелляционной жалобы повлиять на обжалуемое судебное решение не могут.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам 3 окружного военного суда,-
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение 26 гарнизонного военного суда от 10 декабря 2013 года об удовлетворении иска заместителя прокурора комплекса "Байконур" Балацкого Н.И. в интересах гражданина Республики Казахстан Утеулиев К. к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования в г. Байконур и к филиалу "Байконур-РОСНО-МС" ОАО СК "РОСНО-МС" о признании за ним права на получение бесплатной медицинской помощи в медицинских учреждениях города Байконур и возложении обязанности внести сведения о нем в региональный сегмент единого регистра застрахованных лиц - оставить без изменения, а апелляционную жалобу директора Территориального фонда обязательного медицинского страхования в г. Байконуре Григорьевой Н.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.