Апелляционное определение СК по административным делам 3-го окружного военного суда г. Москвы от 24 марта 2014 г. по делу N 33А-331/2014
Судебная коллегия по административным делам 3 окружного военного суда в составе: председательствующего - Моши А.М., судей Томашевича В.В. и Ушаковой М.В., при секретаре Мырченко О.Ю., в судебном заседании рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе Ляднова В.Г., представляющего интересы должностного лица, на решение Знаменского гарнизонного военного суда от 13 декабря 2013 года по заявлению военнослужащего войсковой части - Ковалевского М. М.ича об оспаривании действий Министра обороны РФ, командира войсковой части - и ФКУ "Единый расчетный центр МО РФ" по вопросу неустановления и невыплаты заявителю ежемесячной надбавки за особые условия военной службы (далее - надбавка).
Заслушав доклад судьи Ушаковой М.В. судебная коллегия, -
УСТАНОВИЛА:
Ковалевский обратился в суд с заявлением, в котором, с учетом уточнения своих требований, просил:
1. признать незаконными действия командира войсковой части -, связанные с направлением в ГУК МО РФ проектов приказов Министра обороны РФ об установлении ему ежемесячной надбавки за особые условия военной службы не в полном объеме (20 % вместо 40 %) за период с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2012 г. и за период с 1 января 2013 г. по 31 октября 2013 г.;
2. обязать командира войсковой части - представить в адрес ГУК МО РФ проекты дополнений к приказам об установлении ему ежемесячной надбавки за особые условия военной службы за период с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2012 г. и за период с 1 января 2013 г. по 31 октября 2013 г. в размере 40 % от оклада по воинской должности (20 % как проходящему службу на воинских должностях, замещаемых военнослужащими - наземными авиационными специалистами, обеспечивающими безопасность полетов самолетов и вертолетов, и 20 % как проходящему службу на воинских должностях руководителей, командиров (начальников) воинских частей, учреждений и подразделений Вооруженных Сил и их структурных подразделений, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями);
3. признать незаконными действия Министра обороны РФ, связанные с изданием приказов об установлении ему ежемесячной надбавки за особые условия военной службы не в полном объеме;
4. обязать Министра обороны РФ издать изменения к приказам об установлении ему ежемесячной надбавки за особые условия военной службы за период с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2012 г. и с 1 января 2013 г. в размере 40 % от оклада по воинской должности (20 % как проходящему службу на воинских должностях, замещаемых военнослужащими - наземными авиационными специалистами, обеспечивающими безопасность полетов самолетов и вертолетов, и 20 % как проходящему службу на воинских должностях руководителей, командиров (начальников) воинских частей, учреждений и подразделений Вооруженных Сил и их структурных подразделений, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями);
5. обязать ФКУ "Единый расчетный центр МО РФ" произвести перерасчет и выплатить ему надбавку из расчета 40 % ежемесячно от оклада по воинской должности за период с 1 января 2012 г.;
6. обязать командира войсковой части - в дальнейшем представлять в адрес ГУК МО РФ проекты приказов об установлении ему ежемесячной надбавки за особые условия военной службы, разработанные в соответствии с приказом министра обороны Российской Федерации от 31 декабря 2011 года N 2700 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации";
7. обязать Министра обороны РФ в дальнейшем издавать приказы об установлении ему ежемесячной надбавки за особые условия военной службы, разработанные в соответствии с приказом министра обороны Российской Федерации от 31 декабря 2011 года N 2700 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации";
8. обязать ФКУ "Единый расчетный центр МО РФ" в дальнейшем производить выплаты ему надбавки за особые условия военной службы, разработанные в соответствии с приказами Министра обороны Российской Федерации.
Суд первой инстанции требования заявителя удовлетворил частично:
- признал незаконными действия Министра обороны РФ, связанные с изданием приказов от 7 декабря 2012 года N 2200 (по строевой части, раздел 1, ? 146) и от 11 февраля 2013 года N 79 (по строевой части, раздел 5, ? 1) об установлении подполковнику Ковалевскому ежемесячной надбавки за особые условия военной службы не в полном объеме с 1 января 2012 года и с 1 января 2013 года;
- обязал Министра обороны РФ внести изменение в приказ МО РФ от 7 декабря 2012 года N 2200 (по строевой части, раздел 1, ? 146), заменив при этом указание об установлении Ковалевскому ежемесячной надбавки за особые условия военной службы в размере 20 % оклада по воинской должности следующим содержанием: "Установить полковнику Ковалевскому с 1 января 2012 года ежемесячную надбавку за особые условия военной службы в размере 40 % оклада по воинской должности (20 % как проходящему службу на воинской должности, замещаемой военнослужащим - наземным авиационным специалистом, обеспечивающим безопасность полетов самолетов и вертолетов, и 20 % как проходящему службу на воинской должности, исполнение обязанностей по которой связано с руководством подразделением)";
- обязал Министра обороны РФ внести изменение в приказ МО РФ от 11 февраля 2013 года N 79 (по строевой части, раздел 5, ? 1), заменив при этом указание об установлении Ковалевскому ежемесячной надбавки за особые условия военной службы в размере 20 % оклада по воинской должности как наземному авиационному специалисту следующим содержанием: "Установить полковнику Ковалевскому М.М. с 1 января 2013 года ежемесячную надбавку за особые условия военной службы в размере 40 % оклада по воинской должности (20 % как проходящему службу на воинской должности, замещаемой военнослужащим - наземным авиационным специалистом, обеспечивающим безопасность полетов самолетов и вертолетов, и 20 % как проходящему службу на воинской должности, исполнение обязанностей по которой связано с руководством подразделением)";
- обязал ФКУ "Единый расчетный центр МО РФ" произвести перерасчет и осуществить доплату Ковалевскому ежемесячной надбавки за особые условия военной службы с 1 января 2012 года в размере 20 % должностного оклада как проходящему службу на воинской должности, исполнение обязанностей по которой связано с руководством подразделением;
- взыскал в пользу заявителя 75 руб. счет возмещения расходов, понесенных им в связи с уплатой государственной пошлины за подачу заявления в суд.
В удовлетворении остальной части требований судом отказано.
Не соглашаясь с таким судебным постановлением в той части, которой требования Ковалевского удовлетворены, представитель Министра обороны РФ Ляднов подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять по делу новое решение - об отказе в удовлетворении всех требований Ковалевского.
При этом представитель Министра обороны РФ приводит доводы, суть которых заключается в следующем.
Ссылаясь на различные нормативные правовые акты, автор жалобы указывает, что в соответствии с действующим законодательством правом на получение рассматриваемой надбавки Ковалевский не обладает, поскольку он не осуществляет на постоянной основе непосредственное руководство подразделением, которое, к тому же, по своей численности не соответствует определению такового (взвод, рота, батальон). В связи с этим, противоположный вывод суда по данному вопросу является ошибочным.
По убеждению Ляднова, при определении законности ее установления необходимо руководствоваться штатом части, из которого видно количество и категории подчиненного личного состава, а также должна учитываться степень персональной ответственности и дополнительных служебных нагрузок, связанных с осуществлением руководства личным составом, находящимся в непосредственном подчинении военнослужащего. Иное толкование положений действующего законодательства по данному вопросу необоснованно уравнивает в гарантиях как воинских должностных лиц, исполнение обязанностей которых по занимаемой должности действительно проходит в особых условиях и непосредственно связано с руководством подразделением на постоянной основе, так и ту категорию военнослужащих, к которой относится заявитель.
Кроме того, автор жалобы обращает внимание на то, что в соответствии с приказом Минобороны РФ N 3733 от 17 декабря 2012 года правом издания вышеназванного приказа обладает Главнокомандующий ВВС РФ, который не был привлечен к участию в деле, несмотря на заявленное ходатайство об этом.
Рассмотрев материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Обстоятельства, имеющие значение по делу, установлены судом первой инстанции всесторонне и объективно, а оспариваемое решение базируется на точном применении норм материального и процессуального права.
По убеждению судебной коллегии, требования заявителя, вопреки мнению автора жалобы об обратном, разрешены по делу правильно. Подробно приведенные в решении мотивы, по которым суд первой инстанции пришел к соответствующим выводам, носят убедительный и исчерпывающий характер.
Так, в соответствии с ч. 18 ст. 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", ежемесячная надбавка за особые условия военной службы устанавливается в размере до 100 % оклада по воинской должности. Правила выплаты надбавки определяются Правительством РФ в зависимости от условий прохождения военной службы соответствующими категориями военнослужащих.
Согласно подпункту "г" п. 3, п. п. 2 и 5 Правил выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2011 года N 1073, надбавка выплачивается в размере до 30 % оклада по воинской должности военнослужащим, находящимся на воинских должностях руководителей, командиров (начальников) воинских частей, учреждений и подразделений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и их структурных подразделений, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями.
Надбавка выплачивается военнослужащим в составе их денежного довольствия в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, и размере, который определяется по каждому из оснований в установленных пределах согласно правовому акту государственного органа, принятому на основании этих Правил.
Подпунктом "д" п. 53 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 года N 2700, определено, что военнослужащим, проходящим военную службу в особых условиях военной службы, на воинских должностях руководителей, командиров (начальников) воинских частей, учреждений и подразделений Вооруженных Сил и их структурных подразделений, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями, надбавка выплачивается в размере 20 % оклада по воинской должности.
По делу установлено, что проходящий военную службу по контракту с Минобороны России Ковалевский 28 февраля 2011 года назначен на должность начальника отделения - старшего инженера-испытателя научно-исследовательского испытательного отдела 2 управления научно-исследовательского испытательного войсковой части 15650.
Несмотря на то обстоятельство, что исполнение обязанностей по этой воинской должности непосредственно связано с руководством подразделением, спорная выплата заявителю не производилась.
Утверждение в жалобе о том, что занимаемая Ковалевским должность по численности не соответствует определению "подразделение" (взвод, рота, батальон), является несостоятельным, поскольку никаких объективных критериев для этого вышеназванный Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих не устанавливает.
Проанализировав вышеуказанные обстоятельства и требования нормативных правовых актов, по мнению судебной коллегии, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии у Ковалевского права на получение оспариваемой надбавки в обозначенном объеме и необоснованности действий Министра обороны РФ по вопросу неустановления заявителю данной выплаты.
При этом вопреки мнению автора апелляционной жалобы, факт отсутствия в настоящее время утвержденного Министром обороны РФ перечня воинских должностей, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями, который ранее был определен приказом этого должностного лица N 1650 дсп от 29 июня 2012 года, отмененным 23 июля 2012 года, не может служить основанием для отказа заявителю в установлении спорной выплаты, которая предусмотрена действующим законодательством для военнослужащих.
Что касается довода в апелляционной жалобы о том, что в настоящее время полномочиями по изданию приказа о выплате спорной надбавки обладает Главнокомандующий ВВС РФ, то данное обстоятельство не может служить поводом к отмене оспариваемого судебного постановления, поскольку на момент издания приказа об установления Ковалевскому надбавок к денежному довольствию соответствующими правами обладал только Министр обороны РФ.
Иные доводы представителя должностного лица, приведенные в апелляционной жалобе, законность и обоснованность оспариваемого судебного решения под сомнение также не ставят.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия, -
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Знаменского гарнизонного военного суда от 13 декабря 2013 года по заявлению военнослужащего войсковой части - Ковалевского М. М.ича об оспаривании действий Министра обороны РФ, командира войсковой части 15650 и ФКУ "Единый расчетный центр МО РФ" по вопросу неустановления и невыплаты заявителю ежемесячной надбавки за особые условия военной службы, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя должностного лица - без удовлетворения.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.