Апелляционное определение СК по административным делам 3-го окружного военного суда г. Москвы от 28 марта 2014 г. по делу N 33А-343/2014
Судебная коллегия по административным делам 3 окружного военного суда в составе: председательствующего - Моши А.М., судей Ушаковой М.В., Томашевича В.В., при секретаре Шаманаеве А.В., в судебном заседании рассмотрела гражданское дело по апелляционной жалобе представителя Министра обороны РФ Дудина С.А. на решение Знаменского гарнизонного военного суда от 29 ноября 2013 года, которым удовлетворено заявление военнослужащего войсковой части - Шутилина Р. В. об оспаривании действий Министра обороны РФ, связанных с неустановлением ежемесячной надбавки за особые условия военной службы.
Заслушав доклад судьи Томашевича В.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шутилин обратился в суд с заявлением, в котором просил обязать Министра обороны РФ внести изменения в приказ от 17 сентября 2012 года N 1971 (по строевой части, параграф 166), дополнив его указанием об установлении надбавки за особые условия военной службы в размере двадцати процентов оклада по воинской должности начальника испытательной команды, исполнение обязанностей по которой связано с руководством подразделением (далее - надбавка за руководство подразделением).
Суд первой инстанции требование заявителя удовлетворил.
Выражая несогласие с таким судебным решением, представитель Министра обороны Дудин в апелляционной жалобе просит его отменить и принять по делу новое решение - об отказе в удовлетворении заявления.
В обоснование своих доводов автор жалобы, комментируя действующее законодательство, считает, что правом на получение надбавки за руководство подразделением заявитель не обладает, поскольку в настоящее время отсутствует соответствующий Перечень должностей.
В этой связи, по мнению автора жалобы, спорная надбавка должна устанавливаться дифференцированно и только тем командирам и начальникам, которые осуществляют непосредственное руководство подразделениями и личным составом на постоянной основе, к числу которых Шутилин не относится, при этом следует руководствоваться штатом воинской части, возложенными на военнослужащего обязанностями и дополнительными нагрузками, а также степенью его ответственности и условиями прохождения им военной службы.
Кроме того, автор жалобы обращает внимание на то, что судом первой инстанции не исследовались вопросы о наличии в подчинении Шутилина личного состава, как не имеется подтверждения того, что исполнение им должностных обязанностей непосредственно связано с руководством подразделением.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
Обстоятельства, имеющие значение по делу, установлены судом первой инстанции всесторонне и объективно, а оспариваемое решение базируется на правильном применении норм материального и процессуального права.
Так, в соответствии с частью 18 статьи 2 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", ежемесячная надбавка за особые условия военной службы устанавливается в размере до 100 процентов оклада по воинской должности. Правила выплаты надбавки определяются Правительством РФ в зависимости от условий прохождения военной службы соответствующими категориями военнослужащих.
Согласно подпункту "г" пункта 3, пунктов 2 и 5 Правил выплаты ежемесячной надбавки за особые условия военной службы военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2011 года N 1073, надбавка выплачивается в размере до 30 процентов оклада по воинской должности военнослужащим, находящимся на воинских должностях руководителей, командиров (начальников) воинских частей, учреждений и подразделений Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и их структурных подразделений, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями.
Надбавка выплачивается военнослужащим в размере, который определяется по каждому из оснований в установленных пределах согласно правовому акту государственного органа, принятому на основании этих Правил.
Таким образом, юридически значимыми обстоятельствами по делу являлись нахождение заявителя на воинской должности, исполнение обязанностей по которой связано с руководством подразделениями, а также размер надбавки согласно правовому акту государственного органа.
Подпунктом "д" пункта 53 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил РФ, утвержденного приказом Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 года N 2700, определено, что военнослужащим, проходящим военную службу в особых условиях военной службы, то есть на воинских должностях руководителей, командиров (начальников) воинских частей, учреждений и подразделений Вооруженных Сил и их структурных подразделений, а также на воинских должностях, исполнение обязанностей по которым связано с руководством подразделениями, надбавка выплачивается в размере двадцати процентов оклада по воинской должности.
Сравнительный анализ положений вышеуказанных Правил и Порядка показывает, что право на получение указанной надбавки не зависит от какого-либо Перечня должностей, утверждаемого Министром обороны РФ, вопреки мнению автора жалобы об обратном.
Из материалов дела следует, что Шутилин, проходящий военную службу по контракту, на основании приказа Министра обороны РФ N 1996 от 7 сентября 2012 года (по личному составу, параграф 5, пункт 303) назначен на воинскую должность начальника испытательной команды (зенитных ракетных комплексов средней дальности) испытательной лаборатории (зенитных ракетных комплексов дальнего действия, средней дальности, РЛС и АСУ) научно-испытательного центра (ВВТ Сухопутных войск) войсковой части -, штатная категория "капитан", 16 тарифный разряд.
Согласно приложению N 3 к вышеуказанному Порядку 16 тарифный разряд, который установлен для воинских должностей, подлежащих замещению офицерами, выше установленного командиру мотострелковой (танковой) роты, зенитно-ракетной батареи (14 тарифный разряд).
Из материалов дела видно, что командование войсковой части - ходатайствовало об установлении заявителю с 12 сентября 2012 года надбавки за особые условия военной службы (л.д. 22-29).
Между тем, приказом Министра обороны РФ N 1971 от 17 сентября 2012 года (по строевой части, параграф 166) заявителю надбавка за руководство подразделением не установлена (л.д. 18).
Из этого следует, что проект приказа был рассмотрен Министром обороны РФ и по нему было принято решение.
Что же касается утверждения в жалобе о том, что команда, которой руководит заявитель, по численности не соответствует определению "подразделение" и не является таковым, то оно является несостоятельным, поскольку никаких объективных критериев для этого вышеназванный Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих не устанавливает.
Кроме того, вопреки доводам автора жалобы суд первой инстанции на основании справки начальника отделения кадров (л.д. 16) установил, что испытательная команда, начальником которой является Шутилин, входит в состав 1 испытательной базы войсковой части - и в подчинении заявителя состоит двенадцать военнослужащих, которые структурно подчинены напрямую начальнику команды.
В этой связи судебная коллегия отмечает, что командиром воинской части -, который представлял заявителя к установлению этой надбавки, в достаточной степени были учтены сведения из штата воинской части, а также то, что исполнение им обязанностей по занимаемой воинской должности непосредственно связано с руководством подразделением - командой на постоянной основе.
Очевидно, что являясь непосредственным начальником, заявитель в силу требований ст. 33 Устава внутренней службы наделен всей полнотой распорядительной власти по отношению к подчиненным и на него возложена персональная ответственность перед государством за все стороны жизни и деятельности вверенного воинского подразделения, в том числе и по руководству подчиненными.
Проанализировав вышеуказанные обстоятельства и требования нормативных правовых актов, по мнению судебной коллегии, суд первой инстанции пришел к верному выводу о наличии у заявителя права на получение оспариваемой надбавки и необоснованности действий Министра обороны РФ по не установлению заявителю данной выплаты.
Иные доводы апелляционной жалобы законность и обоснованность оспариваемого судебного решения под сомнение также не ставят.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 328 и 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Знаменского гарнизонного военного суда от 29 ноября 2013 года, которым удовлетворено заявление военнослужащего войсковой части - Шутилина Р. В. об оспаривании действий Министра обороны РФ, связанных с неустановлением ежемесячной надбавки за особые условия военной службы, оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя должностного лица - без удовлетворения.
Председательствующий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.