Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего судьи Лавровой С.Е.,
судей областного суда Хаировой Д.Р., Сорокиной О.А.,
при секретаре Бабушкиной Е.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лавровой С.Е.
дело по апелляционной жалобе администрации Ленинского района города Астрахани
на решение Кировского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ
по гражданскому делу по заявлению прокурора Ленинского района г. Астрахани в интересах неопределенного круга лиц, о признании бездействия администрации города Астрахани в лице администрации Ленинского района г. Астрахани незаконным,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Ленинского района г. Астрахани обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с заявлением о признании бездействия администрации города Астрахани в лице администрации Ленинского района г. Астрахани незаконным, указав, что прокуратурой Ленинского района г. Астрахани проведена проверка, в ходе которой было установлено, что по адресу: "адрес" имеется несанкционированная свалка мусора. В связи с чем просил признать бездействие администрации г. Астрахани в лице администрации Ленинского района г. Астрахани в части не принятия мер по организации мероприятий по ликвидации несанкционированной свалки размещения отходов производства и потребления, расположенной в г. Астрахани, Ленинском районе, "адрес" незаконным. Обязать администрацию г. Астрахани в лице администрации Ленинского района г. Астрахани ликвидировать несанкционированную свалку размещения отходов производства и потребления, расположенную в г. Астрахани, "адрес", в течение 10-ти суток с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Ковалева Д.Д. требования поддержала, просила суд удовлетворить их в полном объеме. Дополнительно суду пояснила, что прокуратурой совместно со службой природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области в день рассмотрения настоящего заявления была проведена повторная проверка, в ходе которой установлено, что свалка в настоящее время администрацией Ленинского района г. Астрахани не ликвидирована.
Представитель заинтересованного лица администрации г. Астрахани в лице администрации Ленинского района г. Астрахани Гущин Ю.А. заявленные требования не признал, суду пояснил, что в настоящее время проводятся работы по устранению свалки. Акта о проведенных работах не имеется, однако по информации коммунального отдела администрации Ленинского района г. Астрахани силами МБУ г. Астрахани "Зеленый Город" и ЗАО "АстраханьЭкоСервис" осуществлены работы по ликвидации несанкционированной свалки.
Представитель заинтересованного лица службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области Крылов С.В. суду пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ Службой была проведена повторная проверка, в ходе которой установлено, что по адресу: г. Астрахань, "адрес" несанкционированная свалка не ликвидирована.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ требования прокурора Ленинского района г. Астрахани удовлетворены.
В апелляционной жалобе администрацией Ленинского района города Астрахани ставится вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, выводы суда, изложенные в решении суда не соответствуют обстоятельствам дела. Считает, что решение суда вынесено с нарушением процессуальных и материальных норм.
На заседание судебной коллегии не явились представители администрации города Астрахани, администрации Ленинского района города Астрахани. От представителя администрации Ленинского района города Астрахани поступило заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. Учитывая надлежащее извещение сторон и в соответствии с требованиями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила, рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Заслушав докладчика, выслушав помощника прокурора Самадаеву К.В., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 254 Гражданского Процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно статье 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Судом установлено и материалами дела подтверджается, что прокуратурой Ленинского района г. Астрахани проведена проверка по факту обнаружения несанкционированной свалки мусора, расположенной в Ленинском районе города Астрахани, по "адрес". В ходе обследования указанной территории установлено место массового скопления твердых бытовых отходов (мусор бытовой, отхода полипропилена, пакеты, мешки, отходы упаковочного картона, пластиковые бутылки).
На основании статьи 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно статье 11 Федерального закона "Об охране окружающей среды" каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со статьей 14, 15 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов - к вопросам местного значения муниципального района.
В силу статьи 13 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Согласно статье 22 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу статьи 12 Устава муниципального образования "Город Астрахань", утвержденного 6 июля 2004 года решением Совета МО "Город Астрахань", к вопросам местного значения города Астрахани относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
В соответствии с пунктом 1.4. постановления мэра г. Астрахани от 24 мая 2010 года N3527-а-м, управление благоустройства и озеленения администрации г. Астрахани в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральным законодательством Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Астраханской области, Уставом муниципального образования "Город Астрахань", иными муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления г. Астрахани.
На основании пункта 3.1. постановления мэра г. Астрахани от 24 мая 2010 года N3527-а-м в соответствии с возложенными задачами управление благоустройства и озеленения администрации г. Астрахани осуществляет функции заказчика из средств городского бюджета в пределах выделенных лимитов бюджетных ассигнований на осуществление мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок.
Согласно п. 3.4. положения об отделе эксплуатации объектов благоустройства управления благоустройства и озеленения администрации г. Астрахани, утвержденного постановлением мэра г. Астрахани от 24 мая 2010 года N3527-а-м, отдел эксплуатации объектов благоустройства осуществляет функции организации мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок и контроль за их проведением.
Согласно распоряжению и.о. мэра г. Астрахани от 2 февраля 2012 года N48-р "О передаче отдельных полномочий управлением благоустройства и озеленения города и управлением по капитальному строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации города администрациям районов города" управлением благоустройства и озеленения администрации г. Астрахани полномочия по проведению мероприятий по ликвидации несанкционированных свалок и контроль за их проведением переданы администрациям районов г. Астрахани.
Суд первой инстанции верно указал, что в части Ленинского района г. Астрахани указанные полномочия переданы администрации Ленинского района г. Астрахани.
Суд первой инстанции правильно указал, что результаты проведенной проверки свидетельствуют о том, что органы местного самоуправления в лице администрации Ленинского района г. Астрахани не принимают мер по ликвидации свалки. Вопреки перечисленным требованиям закона администрацией района допущено бездействие, повлекшее за собой нарушение конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду.
Судом верно признаны несостоятельными доводы заинтересованного лица администрации Ленинского района г. Астрахани о том, что в настоящее время свалка ликвидирована, так как представителем службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области в судебное заседание первой инстанции представлен акт обследования территории от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым свалка до настоящего времени не ликвидирована. По указанному адресу обнаружено несанкционированное размещение отходов производства и потребления: стеклянные и пластиковые бутылки, пластмассовая и картонная тара, пакеты и другие бытовые отходы.
Судом верно указано, что отсутствие бюджетного финансирования не может служить основанием для не принятия мер по устранению несанкционированной свалки, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.
Поскольку к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, суд пришел к правильному выводу об обязании администрации г. Астрахани в лице администрации Ленинского района г. ликвидировать несанкционированное размещение отходов в районе "адрес" г. Астрахани. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями в области охраны окружающей природной среды и здоровья человека.
В соответствии с требованиями части 3 статьи 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации администрация г.Астрахани в течение месяца после получения вступившего в законную силу решения суда должна сообщить суду и заявителю о принятых мерах по устранению нарушений.
Доводы апелляционной жалобы выводов суда не опровергают и не являются основанием к отмене решения суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Ленинского района города Астрахани - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.