Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Лавровой С.Е.,
судей областного суда Хаировой Д.Р., Мальмановой Э.К.,
при секретаре Боковой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лавровой С.Е.
дело по апелляционной жалобе представителя министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области
на решение Ленинского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ
по гражданскому делу по заявлению Волгиной Н.С. о признании решения комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области незаконным, обязании предоставить меры социальной поддержки по обеспечению жильем,
УСТАНОВИЛА:
Волгина Н.С. обратилась в суд с заявлением о признании решения комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области незаконным, обязании предоставить меры социальной поддержки по обеспечению жильем, указав в обоснование заявленных требований, что она является вдовой участника Великой Отечественной войны, в собственности пригодного для жилья помещения не имеет, в связи с чем обратилась с заявлением о предоставлении ей меры социальной поддержки по обеспечению жильем, однако последней было отказано в удовлетворении указанного заявления. Просила признать пункт 5 решения комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ N, в котором Волгиной Н.С. отказано в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем - незаконным, обязать Министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области предоставить Волгиной Н.С. меры социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с п. 4 ст. 21 Федерального закона от 12.01. 1995 г N5-ФЗ "О ветеранах".
Волгина Н.С. в судебное заседание не явилась, о дне слушания извещена надлежаще, причина не явки суду не известна.
Представитель Волгиной Н.С. по доверенности Галимова М.Ф. в судебном заседании заявленные требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить по основаниям, указанным в заявлении.
Представитель Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области по доверенности Володин Е.Ю. возражал против удовлетворения заявленных требований, просил суд отказать в их удовлетворении, пояснив, что трехмесячный срок обжалования решения комиссии истек, кроме того, заявитель не входит в число лиц, имеющих право на получение меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан.
Представитель Администрации муниципального образования "Село Зеленга" Володарского района Астраханской области по доверенности Суралиев Э.М. не возражал в удовлетворении требований, пояснив, что Волгина Н.С. единственная в Володарском районе, которой не оказаны меры социальной поддержки по обеспечению жильем.
Представитель Администрации МО "Володарский район" Астраханской области по доверенности Сейталив К.Ш. в судебном заседании оставил разрешение заявления на усмотрение суда.
Решением Ленинского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ заявление удовлетворено. Пункт 5 решения комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ N в части отказа Волгиной Н.С. в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем признан незаконным и на Министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области возложена обязанность предоставить Волгиной Н. С. меры социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с пунктом 4 статьи 21 Федерального закона от 12.01. 1995 г N5-ФЗ "О ветеранах".
В апелляционной жалобе представителя министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области ставится вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного применения норм материального права, несоблюдения норм процессуального законодательства.
С учетом надлежащего извещения участвующих в деле лиц о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в соответствии с требованиями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила, рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.
Заслушав докладчика, мнение представителей Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области Володина Е.Ю., министерства социального развития и труда Астраханской области Калмыкова О.В., поддержавших доводы жалобы, представителя Волгиной Н.С. Галимовой М.Ф., возражавшей против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение районного суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Согласно Указу Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" необходимо завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
В соответствии с пунктом 4 статьи 17 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период, в случае выселения из занимаемых ими служебных жилых помещений, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Указанные лица имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Решением комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ N Волгиной Н.С. отказано в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем.
Признавая незаконным вышеуказанное решение комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области в части отказа Волгиной Н.С. в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем суд исходил из того, что нарушено право заявителя, предоставленное пунктом 4 статьи 21 Федерального закона от 12.01. 1995 г N5-ФЗ "О ветеранах".
Однако с таким выводом согласиться нельзя в связи со следующим.
Судом установлено и сторонами не оспаривается, что В.А. имел права и льготы, предоставляемые на условиях и в порядке, установленными статьей 17 Закона "О ветеранах", что подтверждается справками отдела военного комиссариата Астраханской области.
Согласно записям похозяйственных книг при жизни он проживал вместе с семьей в "адрес" "адрес". Умер В.А. ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Главы администрации муниципального образования "Село Зеленга" N от ДД.ММ.ГГГГ Волгина Н.С. - вдова участника ВОВ поставлена на учет на улучшение жилищных условий, на основании пункта 4 статьи 21 Закона "О ветеранах" и пункта 1 статьи 57 Жилищного кодекса РФ.
Постановлением Главы администрации муниципального образования "Село Зеленга" N от ДД.ММ.ГГГГ жилой "адрес" "адрес", в котором зарегистрирована Волгина Н.С. - вдова участника ВОВ, признан непригодным для проживания.
Поскольку Волгин А.В. являлся участником Великой Отечественной войны, проходил военную службу в воинских частях, не входивших в состав действующей армии, при жизни отнесен к категории лиц, перечисленных в подпункте "з" пункта 1 статьи 2 Закона "О ветеранах", он при жизни имел право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем только в случае выселения его из занимаемого им служебного помещения.
Членам семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны определена мера государственной социальной поддержки по обеспечению жильем в форме предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья в непосредственной зависимости от мер социальной поддержки, которыми обладал бы погибший (умерший) участник Великой Отечественной войны, поскольку должны быть учтены именно его статус и заслуга перед Отечеством как непосредственного гражданина, участвовавшего в войне.
Заявитель Волгина Н.С. является вдовой умершего В.А. - участника Великой Отечественной войны, проходившего службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г. не менее шести месяцев, и, следовательно, все меры социальной поддержки, которые может получить заявитель, производны от объема мер поддержки ее супруга.
Таким образом, она имеет право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем только в случае выселения ее из занимаемого служебного жилого помещения, что не имеет место в рассматриваемом случае, поскольку жилое помещение, в котором она проживает, служебным помещением не является.
Доводы заявителя о наличии у нее права на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилья, поскольку является вдовой участника Великой Отечественной войны, не вступала в повторный брак и признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, в связи с чем, подпадает под действие Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 и имеет право на льготы, предусмотренные статьей 21 ФЗ "О ветеранах", которая не содержит каких-либо дополнительных условий и ограничений, являются несостоятельными.
Указанные в статье 21 ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны носят персональный характер, так как обусловлены одним из конкретных обстоятельств: различием мер социальной защиты в зависимости от того, относится ли лицо к участникам Великой Отечественной войны, указанным в подпунктах "а" - "ж" и "и", либо указанным в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 ФЗ "О ветеранах".
Кроме того, в силу положений статьи 256 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Причины пропуска срока могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
С настоящим заявлением Волгина Н.С. обратилась в Ленинский районный суд города Астрахани ДД.ММ.ГГГГ. Указывая на отсутствие доказательств пропуска срока суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств, подтверждающих данное обстоятельство, тогда как в материалах дела имеется копия определения Володарского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым оставлено без рассмотрения заявление Волгиной Н.С. исковое заявление о признании права на получение субсидии на приобретение жилья. Основанием для обращения в суд с указанным заявлением послужил отказ в предоставлении меры социальной поддержки по обеспечению жильем на основании протокола от ДД.ММ.ГГГГ N.
Из учетного дела Волгиной Н.С. следует, что ДД.ММ.ГГГГ ей ГКУ АО "Центр социальной поддержки населения Володарского района" сообщалось об отсутствии у нее оснований для мер социальной поддержки и принятии решения от ДД.ММ.ГГГГ г., что и послужило причиной обращения ее с иском в Володарский районный суд.
При таких обстоятельствах, нельзя согласиться с заявлением представителя Волгиной Н.С. о том, что об оспариваемом решении Волгиной Н.С. стало известно лишь в ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом приведенных норм права и установленных обстоятельств, судебная коллегия полагает решение районного суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права, а заявление не подлежащим удовлетворению.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ленинского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ отменить, заявление Волгиной Н.С. о признании решения комиссии по обеспечению жильем отдельных категорий граждан Министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области незаконным, обязании предоставить меры социальной поддержки по обеспечению жильем оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи областного суда:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.