Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Шустовой Т.П.,
судей областного суда Лавровой С.Е, Поляковой К.В.,
при секретаре Хоюровой Ю.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лавровой С.Е.
дело по апелляционной жалобе Управления земельными ресурсами Администрации города Астрахани
на решение Кировского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ
по гражданскому делу по заявлению Джавадова З.С., Материкина Ю.В. об оспаривании отказа Администрации г. Астрахани в лице управления земельными ресурсами администрации г. Астрахани в утверждении схемы расположения земельного участка и понуждении устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛА:
Джавадов З.С. и Материкин Ю.В. обратились в суд с заявлением, указав, что являются собственниками домовладения, расположенного по адресу: "адрес". Распоряжением Комитета имущественных отношений г. Астрахани N от ДД.ММ.ГГГГ утверждена схема расположения земельного участка, расположенного по адресу: "адрес". В последующем указанный земельный участок был отмежеван и поставлен на государственный кадастровой учет. Однако ДД.ММ.ГГГГ он был снят с кадастрового учета. В ДД.ММ.ГГГГ Материкин Ю.В. обратился в ЗАО "АГ" с заявлением о подготовке схемы расположения земельного участка, расположенного под данным домовладением с целью дальнейшего приобретения этого земельного участка для эксплуатации жилого дома. Подготовленная ЗАО "АГ" схема расположения земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ N была направлена указанной организацией в управление земельными ресурсами администрации г. Астрахани для согласования. Однако письмом от ДД.ММ.ГГГГ N в утверждении схемы расположения земельного участка отказано. С этим отказом не согласны, поскольку он препятствует уточнению и установлению границ земельного участка и его площади и делает невозможным его дальнейшее оформление. В связи с они просили признать незаконным отказ Администрации г. Астрахани в лице управления земельными ресурсами администрации г.Астрахани в утверждении и невыдаче схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" обязать Администрацию г. Астрахани в лице управления земельными ресурсами администрации г.Астрахани принять решение по согласованию схемы расположения указанного земельного участка.
В судебном заседании Джавадов З.С., представитель Материкина Ю.В. - Озерцова Т.С. заявление поддержали.
Представитель Управления земельными ресурсами Администрации города Астрахани Халилова А.Р. возражала против удовлетворения заявленных требований.
Заявитель Материкина Ю.В., представитель Администрации г.Астрахани не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ заявление Джавадов З.С. и Материкин Ю.В. удовлетворено.
В апелляционной жалобе Управлением земельными ресурсами Администрации города Астрахани ставится вопрос об отмене решения суда ввиду не соответствия выводов суда действующему законодательству Российской Федерации и фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель Материкин Ю.В., представитель заинтересованного лица Администрации г.Астрахани надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. Учитывая надлежащее извещение сторон и в соответствии с требованиями статьи 167 ГПК РФ, судебная коллегия определила, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав докладчика, представителя Управления земельными ресурсами Администрации города Астрахани Зеленского А.Н., поддержавшего доводы жалобы, заявителя Джавадова З.С., представитель заявителя Материкина Ю.В. - Озерцову Т.С., возражавших против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по указанным в ней доводам.
В силу части 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со статьей 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу. В суд и гражданину должно быть сообщено об исполнении решения суда не позднее чем в течение месяца со дня получения решения. Решение исполняется по правилам, указанным в части второй статьи 206 настоящего Кодекса. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены. Пункты 1 и 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, не допускается отказ в предоставлении данных земельных участков, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Согласно статье 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В силу положений пунктов 1, 5, 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Гражданин обращается в орган местного самоуправления с соответствующим заявлением, в котором должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Орган местного самоуправления на основании указанного заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Судом установлено, материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривалось, что Материкин Ю.В. и Джавадов З.С. являются сособственниками жилого дома расположенного по адресу: "адрес", по доли доли доли за каждым, что подтверждается решением Кировского районного суда г.Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, а также договором дарения от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно материалам дела жилой дом "адрес" был построен в ДД.ММ.ГГГГ.
Также судом установлено и сторонами не оспаривалось, что земельный участок под указанным домовладением в настоящее время на кадастровый учет не поставлен.
В связи с этим Материкин Ю.В. обратился с заявлением в ЗАО "АГ" о подготовке схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории по адресу: "адрес" для эксплуатации жилого дома.
Как усматривается из представленных документов указанное поручение Материкина Ю.В. ЗАО "АГ" было выполнено, схема расположения спорного земельного участка подготовлена и передана на утверждение в управление земельными ресурсами администрации г. Астрахани.
Однако письмом управления земельными ресурсами администрации "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N указанная схема была отклонена от утверждения, поскольку на земельном участке Материкиным Ю.В. самовольно возведен объект недвижимости литер строения N. Решением Кировского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ Материкин Ю.В. обязан снести указанное строение, однако до настоящего времени решение суда им не исполнено.
Суд первой инстанции правильно указал, что основания для отказа на основании положений статей 22, 28, 36 Земельного Кодекса Российской Федерации не имеется.
Указываемые обстоятельства не могут служить основанием для ограничения права заявителей на получение в аренду или собственность земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, не ограниченного в обороте, для эксплуатации находящегося на нем с ДД.ММ.ГГГГ жилого дома, которое гарантировано федеральным законом, статьями 28 и 36 Земельного Кодекса Российской Федерации.
Оформление правоустанавливающих документов на спорный земельный участок невозможно без утверждения схемы земельного участка, утверждение которой входит в компетенцию управления земельными ресурсами администрации г. Астрахани.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к верному выводу, что заявленные требования о признании указанного отказа незаконным подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьей 285 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив факт нарушения прав заявителя, суд верно возложить на Администрацию г. Астрахани в лице Управления земельными ресурсами администрации г. Астрахани обязанность утвердить схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории, по адресу: "адрес" для эксплуатации жилого дома.
Согласно части 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
С учетом требований закона, суд правильно установил для управления земельными ресурсами администрации г. Астрахани срок выполнения указанных действий не позднее одного месяца с момента вступления решения суда в законную силу.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к несогласию с оценкой суда установленных по делу обстоятельств, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены вынесенного решения, они по существу аналогичны приведенным в ходе судебного разбирательства доводам, которые учитывались и оценивались судом, выводов суда не опровергают и не могут повлечь отмены обжалуемого судебного решения.
Таким образом, проверив судебное решение в пределах доводов жалоб, оснований для его отмены судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления земельными ресурсами Администрации города Астрахани - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.