Апелляционное определение СК по гражданским делам Астраханского областного суда от 19 февраля 2014 г.
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Шустовой Т.П.,
судей областного суда Мальмановой Э.К., Хаировой Д.Р.
при секретаре Курбановой М.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Шустовой Т.П. дело по апелляционной жалобе Тупицына А.С. на решение " ... " районного суда Астраханской области от "Дата" по заявлению Тупицына А.С. к заместителю главного государственного инспектора ФГКУ " ... " по пожарному надзору А.И.Н. о признании незаконным, отмене предписания государственного пожарного инспектора,
УСТАНОВИЛА:
Тупицын А.С. обратился в суд с заявлением о признании незаконным предписания государственного пожарного инспектора, выданного "Дата". В обоснование требований указал, что ему как должностному лицу -начальнику ООО " " ... " "Дата"г. заместителем главного государственного инспектора ФГКУ " ... " по пожарному надзору А.И.Н. было выдано предписание об устранении нарушении требований пожарной безопасности N, в котором указано на необходимость устранения выявленных в ходе проверки нарушений Правил пожарной безопасности:
на 9,8, 7.6.5,4,2 этажах жилого "адрес" в общих поэтажных коридорах на лестничных клаках отсутствуют двери эвакуационных выходов, предусмотренные проектной документацией;
на 9,8.7,6,3,2,1 этажах жилого "адрес" в общих поэтажных коридорах на лестничных клетках отсутствуют двери эвакуационных выходов, предусмотренные проектной документацией;
С выданным предписанием он не согласен, поскольку оно нарушает его права, незаконно возлагая на него обязанность по установке отсутствующих дверей. Так, в ст. 38 ч. 1 Федерального закона N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" содержится исчерпывающий перечень должностных лиц, несущих ответственность за нарушений требований пожарной безопасности. Ответственность должностных лиц указанной нормой предусмотрена в пределах их компетенции. Должностная инструкция начальника домоуправления N 3 не предусматривает обязанности по контролю за исполнением правил противопожарной безопасности в многоквартирных домах, а лишь в служебных и производственных помещениях ООО " ... " Кроме того, двери в подъезде были сняты задолго до заключения договора между ООО " ... " с собственниками указанных домов, восстановление указанных дверей относится к капитальному ремонту. В связи, с чем обязанность по их восстановлению может быть возложена только на собственников.
В судебном заседании представитель заявителя Светашева Л.В. просила удовлетворить заявленные требования.
В судебном заседании заместитель главного государственного инспектора ФГКУ " ... " по пожарному надзору А. И.Н. заявленные требования не признал.
Решением " ... " районного суда Астраханской области от "Дата" в удовлетворении заявления Тупицыну А.С. о признании незаконным предписания государственного пожарного инспектора отказано.
В апелляционной жалобе Тупицыным А.С. ставится вопрос об отмене решения суда ввиду его незаконности и необоснованности, указано, что факт снятия дверей по его вине или же по вине других сотрудников ООО " ... " не доказан, суду представлены доказательства, что оспариваемые двери отсутствовали в течение нескольких лет до заключения договоров на выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного "адрес". Указывает, что он как должностное лицо не может нести ответственность и не имеет полномочий по восстановлению отсутствующей части общего имущества, что руководителем обслуживающей организации является директор ООО " ... " " ... "
На заседание судебной коллегии заявитель Тупицын А.С. не явился, ходатайств об отложении дела не представлено. Учитывая надлежащее извещение не явившегося лица, судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Заслушав докладчика, выслушав представителя заявителя Светашову Л.В., поддержавшую доводы жалобы, заинтересованное лицо А.И.Н. возражавшего против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по указанным в апелляционной жалобе доводам.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 года N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; пожар - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.
Согласно статьей 37 названного закона руководители организации обязаны: соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; проводить противопожарную пропаганду, а также обучать своих работников мерам пожарной безопасности; включать в коллективный договор (соглашение) вопросы пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использование не по назначению. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.
Положениями статьи 38 ФЗ "О пожарной безопасности" предусмотрено, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества, руководители федеральных органов исполнительной власти, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе, руководители организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должностные лица в пределах их компетенции.
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с подпунктом "д" пункта 23 Правил N 390 на объектах запрещается: снимать предусмотренные проектной документацией двери эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, другие двери, препятствующие распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации.
В соответствии со статьей 34 ФЗ "О пожарной безопасности" граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.
Из материалов дела следует, что "Дата" во исполнение распоряжения начальника отделения ГПН ФГКУ " ... " по пожарному надзору от "Дата" заместителем главного государственного инспектора ФГКУ " ... " по пожарному надзору А.И.Н. совместно с государственными инспекторами Х.С.В. М.А.В. и начальником " ... " Тупицыным А.С. проведена проверка объектов защиты, расположенных по адресу: "адрес"
В ходе проведенной проверки установлено, что в нарушение подпункта "д" пункта 23 Правил противопожарного режима в Российской Федерации на 9,8,7,6,5,4,2 этажах жилого "адрес" в общих поэтажных коридорах на лестничных клетках отсутствуют двери эвакуационных выходов, предусмотренных проектной документацией; на 9,8,7,6,3,2,1 этажах жилого "адрес" в общих поэтажных коридорах на лестничных клетках отсутствуют двери эвакуационных выходов, предусмотренных проектной документацией.
Факт нарушения правил и норм пожарной безопасности в части отсутствия на путях эвакуации дверей, предусмотренных проектом, судом установлен и подтверждается материалами дела.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя о признании незаконным предписания государственного пожарного инспектора, суд первой инстанции исходил из того, что заявитель является руководителем обслуживающей организации, с которой собственниками домов N и N по "адрес" заключены договоры на выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества многоквартирного дома.
Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции законными и обоснованными.
Пунктом 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В соответствии с пунктами 1-1.1 статьи 161 Жилищного кодекса РФ надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать в том числе:
соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома;
безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества.
Согласно пункту 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
В соответствии с пунктом 11 Постановления Правительства РФ N 491 от 13 августа 2006 года "Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, согласно подпункту "е", меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности.
Пунктом 42 данного Постановления установлено, что управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
В судебном заседании установлено, что между обслуживающей организацией ООО " ... " и собственниками многоквартирных жилых домов по "адрес" заключены договоры N и N от "Дата" на обслуживание общего имущества указанных домов, выполнение работ по содержанию и текущему ремонту общего имущества указанных домов.
Согласно указанным договорам обслуживающая организация ООО " ... " берет на себя ответственность за содержание и текущий ремонт общего имущества многоквартирного дома.
Из пункта 2.2 договора N на выполнение работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме следует, что к общему имуществу для обслуживания в многоквартирном доме относятся, в том числе, и межквартирные лестничные площадки, лестницы, коридоры.
Пунктом 3.1 установлено, что предметом договора является в том числе:
контроль за состоянием общего имущества жилого дома (конструктивных элементов, общих коммуникаций, и т.д.) путем проведения плановых общих и частичных осмотров, технического обследования;
- круглосуточное устранение аварий и неисправностей инженерных систем, относящихся к общему имуществу, восстановление условий жизнеобеспечения и безопасности проживающих.
В соответствии с пунктом 3.2.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27.09.2003 N 170, содержание лестничных клеток может включать в себя:
техническое обслуживание (плановые, внеплановые осмотры, подготовка к сезонной эксплуатации, текущий ремонт конструктивных элементов и инженерных систем и домового оборудования);
обслуживание автоматических запирающихся устройств, входных дверей, самозакрывающихся устройств.
Окна и двери лестничных клеток должны иметь плотно пригнанные притворы с установкой уплотняющих прокладок (пункт 3.2.3).
Периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа (пункт 3.2.9 Правил).
Наружные входные двери в подъезды и лестничные клетки в силу пункта 3.2.11 Правил должны иметь самозакрывающие устройства (доводчики), а также ограничители хода дверей (остановы).
Раздел IV пункт 4.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда предусматривает положения технического обслуживания и ремонта строительных конструкций окон, дверей, световых фонарей.
В силу пункта 4.7.1 Правил организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать:
исправное состояние окон, дверей и световых фонарей;
нормативные воздухо-изоляционные, теплоизоляционные и звукоизоляционные свойства окон, дверей и световых фонарей.
На основании должностной инструкции начальник ООО "Домоуправление N3" относится к категории руководителей, принимается на работу и увольняется приказом директора предприятия.
Согласно пунктам 3.1, 3.3 указанной должностной инструкции начальник домоуправления обязан организовывать работу по сохранности и содержанию жилищного фонда в исправном состоянии в соответствии с правилами и нормами технической эксплуатации, по профилактическому осмотру жилищного фонда и его плановому и внеочередному текущему ремонту.
возлагаются функции, в частности, по контролю за исполнением правил охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.
Исходя из названных должностных обязанностей, суд пришел к правильному выводу о том, что оспариваемое предписание вынесено государственным инспектором по пожарному надзору в адрес начальника " ... " в соответствии с требованиями закона.
Вышеизложенные обстоятельства свидетельствуют о нарушении требований закона о необходимости обеспечения надлежащего противопожарного состояния указанных объектов. Тем самым, существует угроза нарушения прав и охраняемых законом интересов его жильцов в случае возникновения пожара.
Вопреки доводам жалобы судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил заявленные требования, а доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение " ... " районного суда Астраханской области от "Дата" оставить без изменения, апелляционную жалобу Тупицына А.С. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.