Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Баранова Г.В.,
судей областного суда Хаировой Д.Р., Радкевича А.Л.,
при секретаре Хоюровой Ю.П.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Хаировой Д.Р.
дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Семибугоринский сельсовет" Камызякского района Астраханской области на решение Камызякского районного суда Астраханской области от 9 декабря 2013 года по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Камызякского района Астраханской области к администрации муниципального образования "Семибугоринский сельсовет" Камызякского района Астраханской области об обязании устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Камызякского района Астраханской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском, указав, что прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о пожарной безопасности в деятельности администрации муниципального образования "Семибугоринский сельсовет" Камызякского района Астраханской области . При этом выявлен ряд нарушений требований норм пожарной безопасности, а именно: территория общего пользования не оснащена первичными средствами тушения пожаров и пожарным инвентарем. В нарушение требований ФЗ РФ от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на территории муниципального образования, а именно, в населенных пунктах "адрес", специализированные технические средства оповещения и информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций отсутствуют. 14 июня 2013 года в адрес главы администрации МО "Семибугоринский сельсовет" Камызякского района Астраханской области прокуратурой района вынесено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, нарушения устранены частично.
Допущенные нарушения могут повлечь причинение вреда имуществу, жизни и здоровью граждан, проживающих на территории муниципального образования.
При указанных обстоятельствах прокурор просил обязать администрацию муниципального образования "Семибугоринский сельсовет" Камызякского района Астраханской области устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности, принять меры по организации оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в населенных пунктах "адрес".
В судебном заседании помощник прокурора Камызякского района Астраханской области Макеева Е.В. заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям, просила удовлетворить.
Представитель ответчика администрации МО "Семибугоринский сельсовет" Камызякского района Астраханской области в судебное заседание не явился, о дне слушания извещен надлежащим образом, представил возражение, в котором просил в удовлетворении иска отказать.
Решением Камызякского районного суда Астраханской области от 9 декабря 2013 года исковые требования прокурора удовлетворены. Суд обязал администрацию МО "Семибугоринский сельсовет" Камызякского района Астраханской области принять меры по организации оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций в населенных пунктах "адрес".
В апелляционной жалобе администрация МО "Семибугоринский сельсовет" Камызякского района Астраханской области ставит вопрос об отмене решения суда, считает его незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением материального и процессуального права, указав, что со стороны администрации города отсутствуют какие-либо действия, свидетельствующие о нарушении мер по организации оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.
Представитель администрации МО "Семибугоринский сельсовет" Камызякского района Астраханской области на заседание судебной коллегии не явился, о дне слушания дела извещен, представил заявление об отложении слушания дела в связи с участием главы сельсовета в заседании дня местного самоуправления.
В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Учитывая надлежащее извещение и в соответствии с положениями статей 167, 169 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной коллегией принято решение о рассмотрении дела в отсутствие представителя администрации сельсовета.
Заслушав докладчика, прокурора Самодаеву К.В., возражавшую против удовлетворения жалобы, проверив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене состоявшего по делу решения.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа.
Судом первой инстанции установлено, что прокуратурой Камызякского района Астраханской области проведена проверка деятельности администрации МО "Семибугоринский сельсовет" Камызякского района Астраханской области на предмет соблюдения законодательства о пожарной безопасности.
14 июня 2013 года в адрес главы администрации муниципального образования "Семибугоринский сельсовет" Камызякского района Астраханской области внесено представление об устранении нарушений законодательства о пожарной безопасности, по результатам рассмотрения которого выявленные нарушения.
11 ноября 2013 года главой администрации МО "Семибугоринский сельсовет" Камызякского района Астраханской области вынесено распоряжение N 66 "Об организации и принятии мер по оповещению населения и подразделений государственной противопожарной службы о чрезвычайной ситуации на территории МО "Семибугоринский сельсовет" Камызякского района Астраханской области, которым определен порядок организации оповещения граждан о чрезвычайной ситуации либо угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, согласно которому происходит оповещение населения через громкоговорители.
Администрацией МО "Семибугоринский сельсовет" Камызякского района Астраханской области приобретены звуковые вещатели Мегафон ручной АТ-М 115 А (10/15 ВТ, 9В), которые согласно НПБ 77-98 относятся к группе классификации средств оповещения, что подтверждается договором N 15 на поставку оборудования и материалов от 31 мая 2013 года, платежными поручениями от 19.06.2013 года.
Согласно пунктам а, в части 2 статьи 11 ФЗ от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций.
В силу статьи 1 вышеуказанного Закона под специализированными техническими средствами оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей понимаются специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио - и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.
Пунктом 4 Положения о системах оповещения населения, утвержденного Приказом МЧС РФ N 422, Мининформсвязи РФ N 90, Минкультуры РФ N 376 от 25.07.2006 г., установлено, что, на муниципальном уровне (на территории муниципального образования) создается местная система оповещения.
Согласно пункту 3 Положения система оповещения определена, как организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС) и населения. Системы оповещения создаются, в том числе на муниципальном уровне - местная система оповещения. Системы оповещения предназначены для обеспечения своевременного доведения информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны, РСЧС и населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п.6 Положения). Основной способ оповещения населения - передача информации и сигналов оповещения по сетям связи для распространения программ телевизионного вещания и радиовещания (п. 12 Положения).
Указом Президента Российской Федерации от 13.11.2012 N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций" в целях своевременного и гарантированного информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций постановлено Правительству Российской Федерации создать до 1 января 2014 г. комплексную систему экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, которая на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях должна обеспечить своевременное и гарантированное доведение до каждого человека, находящегося на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, либо в зоне чрезвычайной ситуации, достоверной информации об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, правилах поведения и способах защиты в такой ситуации.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, с учетом пояснения специалиста начальника отделения ГПН по Камызякскому району Управления надзорной деятельности ГУ МЧС России по Астраханской области Фролова А.Г., установил, что муниципальным образованием "Семибугоринский сельсовет" Камызякского района Астраханской области не в полной мере исполняются требования пожарной безопасности, в населенных пунктах "адрес" ответчиком не приняты меры по организации оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций. При этом доказательства, которые опровергли бы данные обстоятельства, ответчиком в нарушение ст. 56 ГПК РФ, суду представлены не были.
Судебная коллегия считает данные выводы суда первой инстанции верными, основанными на нормах закона.
Суд пришел к правильному выводу о том, что обязанность по принятию мер по организации оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций должна быть возложена на орган местного самоуправления. Приобретение ответчиком звуковых приборов Мегафон АТ-М 115А не отвечает всем требованиям, установленным к системам оповещения для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и населения.
Вопреки доводам жалобы пояснениям специалиста судом, полномочия которого подтверждены надлежащим образом, дана надлежащая оценка по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Иные доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны состоятельными, так как сводятся к несогласию с оценкой суда установленным по делу обстоятельствам, а также к неверному толкованию норм материального права, что не может рассматриваться в качестве достаточного основания для отмены принятого решения.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, к спорным правоотношениям применена норма права, подлежащая применению. Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли бы привести к неправильному разрешению спора, в том числе и тех, на которые ссылается представитель ответчика в апелляционной жалобе, судом первой инстанции допущено не было. Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Камызякского районного суда Астраханской области от 9 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Семибугоринский сельсовет" Камызякского района Астраханской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.