Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего Белякова А.А.,
судей областного суда Лапшиной Л.Б., Авериной Е.Г,,
при секретаре Хоюровой Ю.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Лапшиной Л.Б.
дело по апелляционной жалобе ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Наримановском районе Астраханской области,
на решение Наримановского районного суда г. Астрахани от 6 декабря 2013 года
по иску Сутулова Юрия Геннадьевича к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Наримановском районе Астраханской области о признании незаконным отказа в назначении пенсии по старости и включении в трудовой стаж периодов работы,
УСТАНОВИЛА:
Сутулов Ю.Г. обратился в суд с иском к ответчику, указав, что решениями Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Наримановском районе Астраханской области N от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости по основанию отсутствия необходимого специального стажа работы в должности бурильщика, а также по тем основаниям, что согласно трудовой книжке Сутулов Ю.Г. принят на работу в Мангышлакское "данные изъяты", а уволен с "данные изъяты". Сведений о реорганизации предприятия трудовая книжка Сутулова Ю.Г. не содержит.
Истец считает решения пенсионных органов об отказе в назначении досрочной пенсии незаконными, нарушающими его права, просил признать указанные решения незаконными, включить в его специальный стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты", назначить ему пенсию по старости с момента обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании Сутулов Ю.Г. изменил исковые требования и просил признать незаконным решение ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Наримановском районе Астраханской области N от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении досрочной пенсии по старости, включить в его специальный стаж периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности "данные изъяты", назначить ему пенсию по старости с момента обращения к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Наримановском районе Астраханской области Романова Е.В. исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.
Решением Наримановского районного суда Астраханской области от 6 декабря 2013 года исковые требования Сутулова Ю.Г. удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Наримановском районе Астраханской области ставит вопрос об отмене решения, ввиду неправильного применения судом норм материального права, поскольку истцом не предоставлены документы, подтверждающие особый характер работ и занятость истца в течение полного рабочего дня в спорные периоды на работе в должности бурильщика, а также трудовая книжка истца заполнена с нарушениями действующего законодательства. Наименование организации на печати при увольнении работника должно соответствовать наименованию организации, указанному при приеме на работу или названию организации, если за время работы работника наименование организации изменилось. Трудовая книжка истца указанных сведений не содержит, поэтому спорные периоды судом незаконно включены в его страховой стаж.
Представитель Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Наримановском районе Астраханской области направил в судебную коллегию заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие
Сутулов Ю.Г., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, на заседание судебной коллегии не явился, о причинах неявки не уведомил, о рассмотрении дела в свое отсутствие не просил, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Заслушав докладчика, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 27 Федерального закона Российской Федерации "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", право на досрочную трудовую пенсию имеют мужчины по достижении возраста 55 лет и женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Списком N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденных Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года N 10, в стаж работы, дающей право на пенсию на льготных условиях, включается работа в должности бурильщика эксплуатационного и разведочного бурения скважин на нефть и газ (раздел XII "Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца", подраздел "Бурение" позиция 2130100а-11297), а также бурильщикам капитального ремонта скважин (раздел XII "Бурение, добыча и переработка нефти, газа и газового конденсата, переработка угля и сланца", подраздел "Добыча нефти, газа и газового конденсата" позиция 2130200а-1 1292).
Согласно разъяснению Минтруда России N 5 от 22 мая 1996 года о порядке применения указанных Списков, правом на пенсию в связи с особыми условиями труда пользуются рабочие, профессии которых являются производными от профессий, предусмотренных Списками (в т.ч. помощники).
В силу пункта 4 "Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства от 11 июля 2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работ в условиях труда, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, не менее 80% рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования (постановление Минтруда РФ от 22 мая 1996 года N 29).
Из материалов дела следует, что решением Пенсионного фонда Российской Федерации в Наримановском районе Астраханской области N от ДД.ММ.ГГГГ Сутулову Ю.Г. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии за работу с тяжелыми условиями труда, в связи с отсутствием специального стажа.
Из подсчета льготного стажа исключены периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности помощника бурильщика "данные изъяты", с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности бурильщика "данные изъяты", поскольку отсутствует справка, уточняющая особый характер работ и полную занятость, и в трудовой книжке печать при увольнении не соответствует наименованию организации при зачислении.
Работа Сутулова Ю.Г. в тяжелых условиях труда, дающих ему право на назначение досрочной пенсии по старости, подтверждается совокупностью исследованных судом доказательств по делу: трудовой книжкой истца, справкой N от ДД.ММ.ГГГГ, выданной ТОО "Oil Services Company", справкой ТОО "Oil Services Company" N от ДД.ММ.ГГГГ, удостоверением N от ДД.ММ.ГГГГ о присвоении квалификации бурильщика эксплуатационного и разведочного бурения скважин на нефть и газ, приказом N от ДД.ММ.ГГГГ о переводе на другую работу, приказом N N от ДД.ММ.ГГГГ о принятии на работу.
Анализ представленных доказательств, позволяет сделать вывод о том, что истец полный рабочий день работал в данной должности, что дает ему право на льготное пенсионное обеспечение.
Доводы апелляционной жалобы о том, что включение спорного периоды в специальный стаж Сутулова Ю.Г. является незаконным, поскольку в трудовой книжке истца наименование предприятия на печати при увольнении не соответствует наименованию организации при зачислении истца на работу, являются несостоятельными и не влекут за собой отмену решения суда по следующим основаниям.
В трудовой книжке истца, указано, что ДД.ММ.ГГГГ Сутулов Ю.Г. принят на работу помощником бурильщика эксплуатационного и разведочного бурения скважин на нефть и газ по 4 разряду в "данные изъяты". ДД.ММ.ГГГГ в связи с введением новых тарифных условий оплаты труда ЕТКС Сутулову Ю.Г. установлен 6 разряд бурильщика эксплуатационного и разведочного бурения скважин на нефть и газ. Согласно справки о переименовании от ДД.ММ.ГГГГ N N, выданной ТОО "Oil Services Company", "данные изъяты" на основании приказа "данные изъяты" от ДД.ММ.ГГГГ N переименовано в "данные изъяты" откуда ДД.ММ.ГГГГ истец уволен.
Поэтому оттиск печати на записи об увольнении истца соответствует наименованию предприятия в момент его увольнения. В связи с преобразованием предприятия печать предприятия, на записи об увольнении не могла соответствовать печати предприятия на записи о приеме истца на работу. Иных исправлений в трудовой книжке не содержится.
Порядок заполнения трудовых книжек регламентируется Инструкцией по заполнению трудовых книжек, утвержденной Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации N 69 от 10 октября 2003 года.
Ранее действовала Инструкция о порядке ведения трудовых книжек на предприятиях, в учреждениях и организациях, утвержденная Постановлением Гоструда СССР от 20 июня 1974 года N 162, устанавливающая обязанность работодателя в установленном порядке вносить в трудовую книжку работника сведения о его трудовой деятельности.
Ненадлежащее исполнение работодателем обязанностей по соблюдению указанной выше инструкции является виной работодателя и не может являться основанием к отказу во включении Сутулову Ю.Г. спорных периодов работы в специальный стаж и назначения пенсии по старости на льготных условиях.
Пенсионное обеспечение граждан, работа которых проходила в странах СНГ, регулируется Соглашением "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых государств в области пенсионного обеспечения".
В силу пункта 2 статьи 6 данного Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств от 13 марта 1992 года "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" подписанного в том числе, Российской Федерацией и Республикой Казахстан, для установления права на пенсию, в том числе пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, граждан государств - участников Соглашения, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения. При этом стаж работы после 1 декабря 1991 года может быть включен в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая или иная деятельность.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ответчиком не представлено доказательств подтверждающих, что работодателем не производились соответствующие отчисления за истца в Пенсионный фонд. Поэтому спорный период правильно зачтен судом в специальный стаж Сутулова Ю.Г.
При указанных обстоятельствах суд пришел к правильному выводу об обоснованности заявленных истцом требований и правомерно возложил на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Наримановском районе Астраханской области обязанность зачесть в специальный стаж истца спорный период работы.
Таким образом, на основании совокупности перечисленных выше доказательств, судом установлено, что Сутулов Б.Г. работал в течение полного рабочего дня в должностях помощника бурильщика и бурильщика 6 разряда эксплуатационного и разведочного бурения скважин на нефть и газ "данные изъяты" и указанные периоды его работы подлежит зачету в специальный стаж для назначения ему досрочной пенсии на льготных условиях в связи с тяжелыми условиями труда.
Поскольку специальный стаж "данные изъяты", ДД.ММ.ГГГГ, составлял более 12 лет 6 месяцев, а страховой стаж более 25 лет, суд первой инстанции законно и обоснованно в соответствии с требованиями статьи 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", обязал ответчика назначить Сутулову Ю.Г. пенсию по старости с указанной даты.
С учетом того, что доводы апелляционной жалобы не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения судом первой инстанции, и не опровергают выводы судебного решения, то оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Наримановского районного суда Астраханской области от 6 декабря 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Наримановском районе Астраханской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.