Судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда в составе:
председательствующего судьи Белякова А.А.,
судей Конышевой И.Н., Карповой И.Ю.,
при секретаре Каримовой Л.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Трусовского района г. Астрахани в интересах Маслову В. К. К. к Правительству Астраханской области, министерству строительства и дорожного хозяйства Астраханской области о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке
по апелляционной жалобе Маслова В.К., апелляционному представлению прокурора на решение Кировского районного суда г. Астрахани от 12 февраля 2014 года,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Трусовского района г. Астрахани обратился в суд с иском к Правительству Астраханской области, министерству строительства и дорожного хозяйства Астраханской области, указав, что Маслов В.К. проходил военную службу более 20 лет, последнее место службы - Республика Туркмения.
ДД.ММ.ГГГГ Маслов В.К. уволен с военной службы в запас по достижению предельного возраста и имеет право на получение безвозмездно в собственность занимаемого жилого помещения, независимо от его размера, в домах государственного и муниципального жилого фонда.
ДД.ММ.ГГГГ истец принят на учет военнослужащих и граждан, уволенных в запас, с целью получения жилых помещений или улучшение жилищных условий в Астраханском областном военном комиссариатом.
С ДД.ММ.ГГГГ Маслов В.К. с составом семьи 1 человек состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по списку граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, в жилищном управлении администрации г. Астрахани.
Поскольку истец, в силу положений Федерального закона "О военнослужащих", имеет право на приобретение жилого помещения, однако им не обеспечен, прокурор просил обязать министерство строительства и дорожного хозяйства Астраханской области, Правительство Астраханской области предоставить Маслову В.К. бесплатно в собственность благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, на состав семьи один человек, общей площадью не ниже нормы предоставления жилого помещения, и находящееся в черте г. Астрахани.
Решением Кировского районного суда г. Астрахани от 12 февраля 2014 в удовлетворении исковых требований прокурора Трусовского района г. Астрахани отказано.
В апелляционной жалобе Маслов В.К. ставит вопрос об отмене решения суда, считая, что судом не дана оценка тому, что государство обязано обеспечить его благоустроенным жильем, независимо от возможностей ответчика, поскольку с момента его увольнения прошло более 25 лет.
В апелляционном представлении прокурора ставится вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела, и неправильного применения норм материального права.
В суд апелляционной инстанции Маслов В.К. не явился, о времени и месте судебного заседания извещен, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие лица, подавшего апелляционную жалобу.
Заслушав доклад судьи Конышевой И.Н., объяснения прокурора Агаева Д.Т., поддержавшего апелляционное представление, представителя Правительства Астраханской области Донцовой М.Г., представителя министерства строительства и дорожного хозяйства Астраханской области Кайдаловой Ю.В., считавших решение суда законным и обоснованным, проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционных жалобы и представления, суд апелляционной инстанции находит решение суда подлежащим отмене ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела.
В силу статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими.
Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40 Конституции РФ).
Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ Маслов В.К. проходил службу в Вооруженных Силах Союза ССР.
ДД.ММ.ГГГГ истец уволен с действительной военной службы в запас по возрасту.
Постановлением мэра г. Астрахани от 30 апреля 2004 года утвержден список очередности военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы в запас или отставку, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в который под номером 131 внесены сведения о Маслове В.К.
Принимая решение об отказе в иске, суд исходил из того, что субвенций на предоставление истцу жилого помещения из федерального бюджета не поступало.
Кроме того, Маслов В.К. не относится к категории лиц, которым жилое помещение предоставляется во внеочередном порядке (ст. 57 ЖК РФ), и в 2013 году им избрана форма обеспечения жильем в виде предоставления жилого помещения по договору социального найма.
Суд апелляционной инстанции находит данные выводы суда постановленными при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Положениями статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" предусмотрено, что государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:
жилого помещения в собственность бесплатно;
жилого помещения по договору социального найма;
единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Согласно ст. 3 указанного Закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и статье 2 настоящего Федерального закона (далее - граждане, обеспечиваемые жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом), жилыми помещениями:
1) предоставление жилого помещения в собственность бесплатно;
2) предоставление жилого помещения по договору социального найма;
3) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 33.1 Закона Астраханской области "О предоставлении жилых помещений в Астраханской области" жилыми помещениями обеспечиваются граждане, имеющие право на улучшение жилищных условий в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Финансирование расходов, связанных с обеспечением жилыми помещениями граждан, осуществляется уполномоченным органом за счет средств, поступивших в бюджет Астраханской области из федерального бюджета в виде субвенций.
Граждане обеспечиваются жилыми помещениями в одной из следующих форм:
1) предоставление жилого помещения в собственность бесплатно;
2) предоставление жилого помещения по договору социального найма;
3) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Правительством Астраханской области выдан государственный жилищный сертификат, которым удостоверяется, что Маслову В.К. предоставляется за счет средств федерального бюджета субсидия в размере рублей.
В срок до ДД.ММ.ГГГГ указанные денежные средства были не реализованы, в связи с чем действие государственного жилищного сертификата было прекращено.
ДД.ММ.ГГГГ Масловым В.К. заполнено заявление о выборе формы обеспечения жилыми помещениями за счет средств федерального бюджета, в котором отмечено, что он просит реализовать его право на обеспечение жилым помещением в форме жилого помещения по договору социального найма, без указания муниципального образования, что является существенным элементом подобного заявления.
Но уже ДД.ММ.ГГГГ, обращаясь к прокурору Трусовского района г. Астрахани, Маслов В.К. просит принять меры в защиту его жилищных прав и обратиться в суд в его интересах с иском о предоставлении ему бесплатно в собственность жилого помещения в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих".
Оценив доказательств по делу, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что прокурором обоснованно поставлен вопрос о предоставлении истцу жилого помещения в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", однако до настоящего времени жилым помещением не обеспеченным. При этом выбор формы обеспечения жильем является правом истца, и его изменение не является основанием для отказа в иске.
Является необоснованным вывод о том, то Маслов В.К. не относится к категории граждан, которым жилое помещение предоставляется по договору социального найма, поскольку требования заявлены о предоставлении жилого помещения в собственность истца в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих"; кроме того, Маслов В.К. не состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении на общих основаниях.
Доводы об отсутствии возможности предоставления истцу жилого помещения ввиду отсутствия поступления субвенций бюджету области не могут быть приняты во внимание, поскольку действующее законодательство не ставит право Маслова В.К. на получение жилого помещения от наличия или отсутствия денежных средств на указанные цели.
Поскольку обстоятельства дела, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме и подтверждаются доказательствами по делу, собранными в установленном законом порядке, однако при его вынесении судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, судебная коллегия считает возможным принять по делу новое решение об удовлетворении требований прокурора.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Астраханского областного суда,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кировского районного суда г. Астрахани от 12 февраля 2014 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым обязать Правительство Астраханской области предоставить Маслову В. К. К. безвозмездно в собственность благоустроенное жилое помещение на состав семьи 1 человек, общей площадью не ниже нормы предоставления, находящееся в черте населенного пункта "Город Астрахань".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.