Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего
Суярковой В.В.,
судей
Шкобенёвой Г.В., Гоменок З.И.,
при секретаре
Шепеленко Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 28 января 2014 года по докладу судьи Шкобенёвой Г.В. гражданское дело по апелляционной жалобе Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков на решение Фокинского районного суда г.Брянска от 27 сентября 2013 года по гражданскому делу по заявлению Б.М.Ю. об оспаривании действий Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков,
УСТАНОВИЛА:
Б.М.Ю. обратился в суд с указанным заявлением ссылаясь на то, что проходит службу в Управлении Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Брянской области. ДД.ММ.ГГГГ он обратился в комиссию ФСКН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения с заявлением о постановке на учет для получения единовременной выплаты с приложением документов, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов РФ".
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ N заявление с приложенными документами возвращено заявителю без рассмотрения в связи с тем, что в представленном комплекте документов отсутствует его регистрация по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные действия по возврату заявления без рассмотрения заявитель оспорил, обратившись с жалобой на имя директора ФСКН России.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ N данная жалоба также оставлена без удовлетворения, в связи с тем, что заявителем не представлены документы, предусмотренные подпунктом "б" пункта 5 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах РФ, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 года N369, а именно - копии свидетельств о регистрации по месту пребывания заявителя и возможно проживавших с ним в этот период членов семьи.
Б.М.Ю. просит признать действия по необоснованному возврату его заявления о постановке на учет для получения единовременной выплаты на приобретение жилья и его не рассмотрению в установленный срок незаконными, обязать ФСНК России устранить нарушения его прав в полном объеме, приняв к рассмотрению заявление с учетом ранее представленных документов, при наличии к тому оснований, поставить его на учет с момента первоначальной подачи документов.
В судебном заседании Б.М.Ю. уточнил заявленные требования и просил признать действия ФСКН России по необоснованному возврату его заявления о постановке на учет для получения единовременной выплаты на приобретение жилья и его не рассмотрению в установленный срок незаконными, обязать устранить нарушения его прав в полном объеме, приняв к рассмотрению заявление с учетом ранее представленных документов.
В судебное заседание представитель ФСКН России не явился.
В судебное заседание представитель Управления ФСНК России по Брянской области, привлеченный к участию в деле в качестве заинтересованного лица, не явился.
Решением Фокинского районного суда г.Брянска от 27 сентября 2013 года заявление Б.М.Ю. удовлетворено.
Суд признал незаконными действия Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) по возврату без рассмотрения, с нарушением срока заявления Б.М.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учет для получения единовременной выплаты на приобретение жилья.
Суд также обязал Федеральную службу Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) в 10-дневный срок со дня вступления в законную силу настоящего решения суда принять к рассмотрению заявление Б.М.Ю. от ДД.ММ.ГГГГ с прилагаемыми к нему документами для принятия решения в соответствии с пунктом 7 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
В апелляционной жалобе представитель ФСКН России Н.И.В. просит решение Фокинского районного суда г.Брянска от 27 сентября 2013 года отменить и принять по делу новое решение, которым в удовлетворении заявления Б.М.Ю. отказать, поскольку считает, что оно является незаконным и необоснованным, и принято на неверном толковании норм материального права.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Б.М.Ю. не явился, обратился к суду с ходатайством о рассмотрении гражданского дела по апелляционной жалобе Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков на решение Фокинского районного суда г.Брянска от 27 сентября 2013 года без его участия. В силу ч.5 ст.167 Гражданского процессуального кодекса РФ, дело рассмотрено в отсутствие Б.М.Ю.
Заслушав доклад по делу судьи областного суда Шкобенёвой Г.В., изучив материалы дела, заслушав пояснения представителя Управления ФСНК России Н.И.В., проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, поставленного в соответствии с установленными фактическими обстоятельствами и требованиями норм материального и процессуального права.
В силу ч.1 ст.254 Гражданского процессуального кодекса РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст.255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: - нарушены права и свободы гражданина; - созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; - на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Б.М.Ю. проходит службу в Управлении ФСКН России по Брянской области с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой ФСКН России N от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.55).
Удовлетворяя требования Б.М.Ю., суд первой инстанции пришел к выводу, что действия ФСКН России оцениваются как существенное несоблюдение установленного порядка рассмотрения заявления Б.М.Ю.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии со ст.4 ФЗ от 30 декабря 2012 года N283 "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством РФ.
В соответствии со ст.4 указанного Федерального закона, Постановлением Правительства РФ от 24 апреля 2013 года N369 утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Согласно п.5 Правил, в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения (далее - комиссия) заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со ст.ст.31 и 69 Жилищного кодекса РФ, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись.
Перечень необходимым документов также установлен в указанном пункте.
О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения.
ДД.ММ.ГГГГ Б.М.Ю. обратился в комиссию ФСКН России по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты (л.д.19), с пакетом документов, предусмотренных Правилами (л.д.20-75).
Письмом Управления ФСКН России от ДД.ММ.ГГГГ заявление и документы возвращены Б.М.Ю. без рассмотрения, в связи с отсутствием сведений о регистрации за период с ДД.ММ.ГГГГ (л.д.12).
Данные действия по возврату заявления и документов оспорены Б.М.Ю. руководству ФСКН России.
Жалоба Б.М.Ю. была рассмотрена ФСКН России, письмом от ДД.ММ.ГГГГ оставлена без удовлетворения со ссылкой на то, что не имея документов, свидетельствующих об адресах временного пребывания заявителя в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Комиссия не смогла бы принять решение о его постановке на учет для предоставления единовременной выплаты или об отказе в этом, поскольку отсутствие вышеуказанных документов не позволяет установить, совершены ли Б.М.Ю., членами его семьи действия по ухудшению жилищных условий.
Из буквального толкования подпункта "б" пункта 5 Правил копии свидетельств о регистрации по месту жительства предоставляются заявителем (сотрудником) в случае, если такая регистрация у сотрудника и совместно проживающих с ним членов его семьи по месту жительства отсутствует или фактическое место проживания не соответствует месту постоянной регистрации на момент обращения с заявлением о постановке на учет.
Судом первой инстанции установлено, что на момент обращения с заявлением о постановке на учет по настоящее время, заявитель имеет регистрацию по месту постоянного жительства, что подтверждается отметкой в паспорте гражданина РФ на имя Б.М.Ю. копия которого направлялась в УФСКН России, приобщена к материалам дела. Поскольку в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ о постановке на учет Б.М.Ю. указывал, что семьи не имеет, то обязанность по предоставлению каких-либо сведений в отношении членов семьи у него, в силу Правил, отсутствует.
Кроме того, соответствии с п.5 Правил к заявлению Б.М.Ю. были приложены документы, подтверждающие его проживание на условиях договора найма в период ДД.ММ.ГГГГ года.
Часть 8 ст.4 ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предусматривает исчерпывающий перечень намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
Из смысла данной правовой нормы следует, что квалификация (оценка)
действий сотрудника как намеренно повлекших ухудшение жилищных условий, не связана с наличием либо отсутствием у сотрудника, членов его семьи регистрации по месту жительства (пребывания). В связи с чем, отсутствие у Б.М.Ю. регистрации в период с ДД.ММ.ГГГГ год, при наличии документов, подтверждающих его проживание в указанный период на условиях договора найма жилого помещения, не является обстоятельством, препятствующим к рассмотрению в установленном порядке его заявления о постановке на учет для единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения, а также к принятию одного из решений, предусмотренных п.7 Правил.
Возврат заявления Б.М.Ю. без рассмотрения противоречит положениям п.7 Правил, согласно которому комиссия должна принять решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты, либо об отказе в постановке на указанный учет.
Возвращение заявления Б.М.Ю. без принятия одного из указанных выше решений противоречит действующему законодательству, нарушает права заявителя.
Кроме того, УФСКН России были нарушены права заявителя на рассмотрение заявления в установленные сроки (заявление с документами поданы ДД.ММ.ГГГГ и возвращено без рассмотрения в июне 2013 года), тогда как Правилами предусмотрен месячный срок.
В нарушение требований ст.249 Гражданского процессуального кодекса РФ, доказательств обратного ФСКН России не представлено.
Доводы, изложенные в апелляционное жалобе, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, судом им дана правильная правовая оценка и они обоснованно не приняты во внимание.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
На основании изложенного, оснований для отмены постановленного судом решения не имеется.
Руководствуясь ст.ст.328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Фокинского районного суда г.Брянска от 27 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
В.В. Суяркова
Судьи
Г.В. Шкобенёва
З.И. Гоменок
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.