Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Петраковой Н.П.,
судей Апокиной Е.В., Денисюка О.Н.,
с участием прокурора Бойкачевой О.А.,
при секретаре Рудаковой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 января 2014 года по докладу судьи Денисюка О.Н. гражданское дело по апелляционному представлению прокуратуры Климовского района Брянской области на решение Климовского районного суда Брянской области от 18 октября 2013 года по исковому заявлению прокурора Климовского района Брянской области, действующего в защиту неопределенного круга лиц, к Правительству Брянской области о понуждении к совершению действий в отношении скотомогильников,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Климовского района Брянской области обратился в суд с исками к Администрации Брянской области, в которых просит признать бездействие Администрации Брянской области, выразившееся в не обращении в Климовский отдел Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Брянской области с заявлением о принятии на учет 13 бесхозяйных скотомогильников, расположенных:
- на территории Новоропского сельского поселения "адрес"
- на территории Кирилловского сельского поселения "адрес"
- на территории Истопского сельского поселения "адрес"
- на территории Истопского сельского поселения "адрес"
- на территории Истопского сельского поселения "адрес"
- на территории Новоюрковичского сельского поселения "адрес"
- на территории Чуровичского сельского поселения "адрес"
- на территории Каменскохуторского сельского поселения "адрес"
- на территории Брахловского сельского поселения "адрес"
- на территории Брахловского сельского поселения "адрес"
- на территории Новоропского сельского поселения "адрес"
- на территории Новоюрковичского сельского поселения "адрес"
- на территории Каменскохуторского сельского поселения "адрес"
Также просил суд обязать Администрацию Брянской области обратиться в Стародубский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области с заявлением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей - 13 скотомогильников, и обязать ответчика об исполнении решений суда письменно уведомить Климовский районный суд Брянской области не позднее чем в течение месяца со дня истечения срока, установленного для исполнения решения суда.
В соответствии со ст.41 ГПК РФ по ходатайству представителя Правительства Брянской области Тихоновой Е.В. судом произведена замена ненадлежащего ответчика - Администрации Брянской области, на надлежащего - Правительство Брянской области.
В судебном заседании 03.09.2013 года и 04.09.2013 года помощник прокурора Щербаков Ю.М. от части исковых требований отказался, просил обязать Правительство Брянской области обратиться в Климовский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области с заявлением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей - 13 скотомогильников.
Определением суда от 18 октября 2013 года 13 гражданских дел по указанным искам объединены в одно производство для совместного рассмотрения и разрешения.
В обоснование исковых требований прокурор указал, что спорные скотомогильники, расположенные на территории Климовского района Брянской области, не действуют, захоронение животных на них не производится. Вместе с тем, указанные скотомогильники содержатся с грубыми нарушениями санитарно-эпидемиологического законодательства и не соответствуют требованиям "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.12.1995 года N 13-7-2/469. Скотомогильники в нарушение действующего законодательства на балансе ни у кого не числятся, право собственности на них ни за кем не зарегистрировано, фактически никто не следит за их техническим состоянием. Права на земельные участки - места захоронения биологических отходов так же ни за кем не зарегистрированы. Скотомогильники являются бесхозяйными объектами недвижимости. Осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Обращение в последующем бесхозяйных скотомогильников в собственность Брянской области позволит содержать их в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства. Непринятие мер по постановке скотомогильников на учет как бесхозяйных объектов недвижимости нарушает права и интересы неопределенного круга лиц на безопасную окружающую среду, влечет невозможность принятия исполнительным органом области мер по обеспечению сохранности объекта недвижимости, по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
Представитель ответчика Тихонова E.B. исковые требования не признала, указав, что процессуальное положение Правительства Брянской области в качестве ответчика по данным требованиям не основано на законе. Спорные скотомогильники находятся на учете ГБУ Брянской области "Климовская районная ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных". Согласно представленным актам спорные скотомогильники являются не действующими, угроза распространения особо опасных болезней отсутствует, скотомогильники закрыты, территория очищена, установлены деревянные щиты "Скотомогильник закрыт". Так же указала, что признание права собственности субъекта РФ на имущество посредством признания данного имущества бесхозяйным федеральное законодательство не предусматривает. Истцом не указана правовая норма, которая позволила бы обратиться в суд с данными исковыми требованиями, и на основании которой у Правительства Брянской области возникла обязанность поставить скотомогильники на учет бесхозяйными в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, с целью их последующего принятия в собственность. Само по себе признание скотомогильников бесхозяйными и установление обязанности Правительства Брянской области поставить на учет спорные скотомогильники не позволит достичь указанных истцом целей. Ни признание скотомогильников бесхозяйными, ни их учет не повлечет за собой возникновения на них права государственной собственности. Поскольку право государственной собственности не возникнет, то ни у ответчика, ни у иных областных государственных органов не возникнет обязанности нести бремя содержания скотомогильников. Порядок признания права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь установлен ст. 255 ГК РФ. С таким заявлением вправе обратиться орган местного самоуправления, на территории которого находится объект недвижимости. Считает, что требования прокурора не основаны на законе, в удовлетворении иска просит отказать.
Дело рассмотрено в отсутствие третьего лица - Управления имущественных отношений Брянской области, надлежащим образом уведомленного о дне и времени судебного заседания.
Представитель третьего лица - ГБУ Брянской области "Климовская районная ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных" Хандогая Е.О. в судебном заседании пояснила, что все скотомогильники поставлены на учет ветеринарной службой, проверяются два раза в год. Данные скотомогильники не оборудованы в соответствии с необходимыми требованиями, являются недействующими, павших животных и их останков там нет. Скотомогильники фактически таковыми в настоящее время не являются, это просто участки земли. Скотомогильники на балансе ни у кого не стоят, никому не принадлежат. В настоящее время все скотомогильники решениями комиссии закрыты, о чем составлены соответствующие акты, установлены щиты с надписью "Скотомогильник закрыт". Согласно результатам экспертизы при исследовании пробы почвы с территории всех скотомогильников возбудителей сибирской язвы не выявлено.
Главный государственный инспектор на закрепленной территории Ефименко Б.М., допрошенный в судебном заседании, показал, что участвовал в закрытии скотомогильников. Согласно результатам экспертизы при исследовании пробы почвы с территории всех скотомогильников возбудителей сибирской язвы не выявлено. Пробы отбирались на глубине 2 метров. На глубине более 2 метров возбудители сибирской язвы находиться не могут.
Максименко Е.В., исполнявшая обязанности начальника ГБУ Брянской области "Климовская районная ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных" так же подтвердила в судебном заседании факт закрытия скотомогильников на территории Климовского района.
Директор ГБУ Брянской области "Новозыбковская зональная ветеринарная лаборатория" Джаббарова И.В. показала, что акты о закрытии скотомогильников она также подписывала. Комиссионно отбирались пробы почвы с территорий всех скотомогильников Климовского района. Во всех случаях результат на наличие возбудителей сибирской язвы отрицательный. Кроме этого показала, что размножение бактерий сибирской язвы на глубине более 2 метров невозможно.
Главы администраций сельских поселений, на территории которых расположены спорные скотомогильники, показали, что данные скотомогильники являются недействующими, захоронение животных на них не производится. Скотомогильники фактически таковыми в настоящее время уже не являются, это просто участки земли, как правило, заросшие кустарником. Скотомогильники на балансе ни у кого не стоят, никому не принадлежат. Пробы почвы на возбудителей сибирской язвы производились в их присутствии, все анализы отрицательные. Скотомогильники закрыты, установлены щиты с надписью "Скотомогильник закрыт".
Решением Климовского районного суда Брянской области от 18 октября 2013 года исковые требования прокурора Климовского района Брянской области оставлены без удовлетворения.
В апелляционном представлении прокурор Климовского района Брянской области Артамонов И.В. просил отменить решение Климовского районного суда Брянской области от 18 октября 2013 года, поскольку выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела, решение вынесено при неправильном применении норм материального права. Указывает, что бесхозяйные недвижимые объекты - 13 скотомогильников, расположенных на территории Климовского района Брянской области, находятся в ненадлежащем состоянии в силу того, что никому не принадлежат. Они реально угрожают созданием чрезвычайных экологических ситуаций, чреватых опасными последствиями для жизни и здоровья людей, природы. Отсутствие собственника у скотомогильников не позволяет ветеринарной службе выполнять свои функции контроля. Также считает, что в соответствии с нормами действующего законодательства скотомогильники могут находиться в собственности субъекта Российской Федерации, полномочиями по приведению бесхозяйных скотомогильников в надлежащее состояние обладают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В судебном заседании апелляционной инстанции прокурор апелляционное представление поддержал.
Представитель ответчика просила решение оставить без изменения, а представление прокурора без удовлетворения.
Остальные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, надлежаще извещались, что явилось основанием в силу ст.167 ГПК РФ апелляционной инстанцией рассмотреть дело в их отсутствие.
Заслушав доклад по делу судьи областного суда Денисюка О.Н., объяснения представителя ответчика, прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований, указал, что поскольку в настоящее время все скотомогильники комиссионно закрыты, они не могут создавать угрозу чрезвычайной ситуации, распространения особо опасных болезней, повлечь человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Также указал, что действующее законодательство не предусматривает возможность обращения органа государственной власти субъекта РФ с заявлением в органы Росреестра о постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества.
Судебная коллегия с данными выводами суда согласиться не может ввиду несоответствия выводов суда обстоятельствам дела, а также неправильного применения норм материального права.
Согласно п. 1 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Как следует из материалов гражданского дела, на территории Климовского района Брянской области находятся 13 скотомогильников по адресам указанным прокурором в исковом заявлении с захоронением биологических отходов, а также других отходов, полученных при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.
Данные скотомогильники не отвечают требованиям "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" от 04.12.1995 года N 13-7-2/469, утвержденных постановлением Главного государственного ветеринарным инспектором РФ, а именно: не огорожены, не оканавлены, не обвалованы. О чем свидетельствуют сведения, содержащиеся в ветеренарно-санитарных карточках на скотомогильники и актах проверки и закрытии скотомогильников.
Также судом установлено, подтверждено материалами и не оспаривается ответчиками, что указанные скотомогильники на балансе ни у кого не числятся, право собственности в установленном законом порядке ни за кем не зарегистрировано и фактически никто не следит за их состоянием. Следовательно, скотомогильники являются бесхозяйным недвижимым имуществом.
В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст.8 Федерального Закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" закрепляется право граждан на благополучную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Частью 1 статьи 22 названного Федерального Закона отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Представленными доказательствами установлено, что все 13 скотомогильников, в силу того, что они никому не принадлежат, находятся в ненадлежащем состоянии и как следствие, реально угрожают созданием чрезвычайных экологических ситуаций, чреватых опасными последствиями для жизни и здоровья людей, природы.
Однако данные обстоятельства судом не были учтены. Ссылка суда на закрытие скотомогильников несостоятельна, так как названное обстоятельство не снимает из скотомогильников статуса бесхозяйной вещи, которая в силу п.3 ст.225 ГК РФ должна быть принята на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество. Тем более закрытие скотомогильников не свидетельствует о том, что они не должны содержаться в надлежащем состоянии, а в отсутствие собственника данное невозможно.
Статьей 72 Конституции РФ закреплено, что осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. ст. 5, 6 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу п.п. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно пп. "ц" п.2 ст. 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
На основании п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена.
В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса РФ от имени субъектов РФ права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса РФ, а именно: органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Статьями 4 и 27 Закона Брянской области от 20 декабря 2012 года N 92-3 "О правительстве в системе исполнительных органов государственной власти Брянской области" установлено, что высший исполнительный орган государственной власти Брянской области - Правительство Брянской области, которое является правопреемником администрации Брянской области.
При этом в силу статьи 13 названного Закона Правительство Брянской области управляет и распоряжается собственностью Брянской области в соответствии с законами Брянской области.
Согласно статье 4 Закона Брянской области от 29 декабря 1997 года N 41- 3 от имени Брянской области права собственника осуществляют Брянская областная Дума и администрация Брянской области в соответствии с их компетенцией.
Согласно пункту 3 Постановления Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1-3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.
В Приложении N 1 к данному постановлению, в котором перечислены объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности, скотомогильники, биометрические ямы не указаны.
Не указаны скотомогильники, биометрические ямы и в Приложении N2, где перечислены объекты, относящиеся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
В Приложении N 3 перечислены объекты, относящиеся к муниципальной собственности. Скотомогильники и биометрические ямы, как указывалось выше, в муниципальной собственности находиться не могут.
Таким образом, скотомогильники и биометрические ямы относятся к собственности субъекта Российской Федерации, в данном случае - Брянской области, следовательно, являются ошибочными выводы суда в части того, что ответчик не вправе обращаться с заявлением о постановке на учет скотомогильников, как бесхозяйного недвижимого имущества.
В силу ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия находит решение Климовского районного суда Брянской области от 18 октября 2013 года подлежащим отмене с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований.
При этом, судебная коллегия учитывает то, что ответчику для исполнения настоящего решения необходимы временные и финансовые затраты, считает необходимым на основании статьи 206 ГПК РФ установить срок исполнения решения - два месяца со дня вступления апелляционного определения суда в законную силу.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Климовского районного суда Брянской области от 18 октября 2013 года - отменить, вынести по делу новое решение.
Исковые требования прокурора Климовского района Брянской области, действующего в защиту неопределенного круга лиц к Правительству Брянской области о понуждении к совершению действий в отношении скотомогильников, - удовлетворить.
Возложить на Правительство Брянской области обязанность в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обратиться в Климовский отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области с заявлением о постановке на учет 13 бесхозяйных скотомогильников, расположенных на территории Климовского района Брянской области, а именно:
- на территории Новоропского сельского поселения "адрес"
- на территории Кирилловского сельского поселения "адрес"
- на территории Истопского сельского поселения "адрес"
- на территории Истопского сельского поселения "адрес"
- на территории Истопского сельского поселения "адрес"
- на территории Новоюрковичского сельского поселения "адрес"
- на территории Чуровичского сельского поселения "адрес"
- на территории Каменскохуторского сельского поселения "адрес"
- на территории Брахловского сельского поселения "адрес"
- на территории Брахловского сельского поселения "адрес"
- на территории Новоропского сельского поселения "адрес"
- на территории Новоюрковичского сельского поселения "адрес"
- на территории Каменскохуторского сельского поселения "адрес"
Председательствующий Н.П. Петракова
Судьи Е.В. Апокина
О.Н. Денисюк
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.