Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Стоян Е.В.,
с участием прокурора Бойкачевой О.А.,
при секретаре Макеевой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственная организация "Земля" и закрытого акционерного общества "Клинцовский силикатный завод" о признании недействующими отдельных положений постановления администрации Брянской области от 16 декабря 2009г. N1350 "Об утверждении положений и паспортов особо охраняемых природных территорий в г.Брянске, Брасовском, Брянском, Выгоничском, Дятьковском, Жуковском, Злынковском, Карачевском, Климовском, Клетнянском, Клинцовском, Комаричском, Навлинском, Почепском, Севском, Стародубском, Трубчевском, Унечском, Суземском районах"" в редакции постановления Правительства Брянской области от 26 августа 2013г. N465-П "О внесении изменений в постановление администрации области от 16 декабря 2009г. N1350",
УСТАНОВИЛ:
Администрацией Брянской области 2 февраля 1994г. принято постановление N44 об организации на части Клинцовского охотничьего хозяйства комплексного государственного охотничьего заказника "Клинцовский" областного значения общей площадью 15,30 тыс.га сроком до 31 декабря 2000г.
Пунктом 3 указанного постановления утверждено положение о комплексном государственном охотничьем заказнике, которым установлены границы и режим охотничьего заказника, предусматривающие запрет охоты, вырубки кустарниковой растительности в поймах рек, осушительной мелиорации, добычи полезных ископаемых, рубки леса в местах глухариных токов, подсочки леса в местах глухариных токов, химуход за лесом.
16 декабря 2009г. администрацией Брянской области принято постановление N 1350 "Об утверждении положений и паспортов особо охраняемых природных территорий в г.Брянске, Брасовском, Брянском, Выгоничском, Дятьковском, Жуковском, Злынковском, Карачевском, Климовском, Клетнянском, Клинцовском, Комаричском, Навлинском, Почепском, Севском, Стародубском, Трубчевском, Унечском, Суземском районах Брянской области".
Пунктом 1 указанного постановления утверждены положения и паспорта особо охраняемых природных территорий Брянской области, в том числе и государственного природного заказника областного значения "Клинцовский" (приложения 62 и 63).
Постановлением Правительства Брянской области от 26 августа 2013г. N465-П в постановление администрации Брянской от 16 декабря 2009г. N1350 внесены изменения в части указания в паспорте географических координат государственного природного заказника областного значения "Клинцовский" (приложение 63).
ООО "Сельскохозяйственная организация "Земля" и ЗАО "Клинцовский силикатный завод" обратились в суд с иском о признании недействующим подпункта 1.1 пункта 1 постановления Правительства Брянской области от 26 августа 2013г. N465-П "О внесении изменений в постановление администрации области от 16 декабря 2009г. N1350", в части изложения географических координат природного заказника в новой редакции.
С учетом уточненных требований ООО "Сельскохозяйственная организация "Земля" и ЗАО "Клинцовский силикатный завод" заявлены требования о признании недействующими отдельных положений постановления администрации Брянской области от 16 декабря 2009г. N1350 в редакции постановления Правительства Брянской области от 26 августа 2013г. N465-П:
-карты 1 и 2, являющиеся приложением к паспорту на государственный природный заказник областного значения "Клинцовский";
-отдельные строки паспорта и пункта 1.6 положения государственного природного заказника областного значения "Клинцовский":
местонахождение: Брянская область, Клинцовский район, в 5 км на северо-восток от г.Клинцы (карта 1);
Территория и границы. Заказник имеет площадь 13170 га и расположен в Клинцовском районе в 5 км на северо-восток от г.Клинцы. Заказник занимает территорию в пределах кварталов 40-49, 50(часть), 51-62, 65-87,89 Борковского участкового лесничества Клинцовского лесничества "(бывшего Борковского лесничества Клинцовского лесхоза), а также земель СПК "Волна революции", "Клинцовский", "Унеча", арендного предприятия "Голубые пруды" и санатория "Затишье" (карта 2);
Граница заказника проходит: от восточной окраины н.п. Песчанка по грунтовой дороге Песчанка - Субовичи до н.п.Субовичи, далее, обходя н.п. Субовичи с востока, по грунтовой дороге до пересечения дороги с административной границей между Клинцовским и Суражским районами, далее на юго-восток по административной границе между Клинцовским и Суражским районами до пересечения с административной границей Унечского района, далее по административной границе между Клинцовским и Унечским районами до р.Унеча, далее по р.Унеча вниз по течению до юго-восточной окраины н.п.Смолевичи, далее, огибая с востока н.п.Смолевичи, до автодороги Смолевичи - Песчанка, далее вдоль полосы отчуждения этой автодороги до восточной окраины н.п.Песчанка;
Географические координаты: 52,858289° с.ш., 32,344575° в.д. (центр);
52,799245° - 52,917158° с.ш., 32,204883° - 32,484571° в.д. (крайние точки). Расположен на землях Клинцовского лесничества, СПК "Волна революции", "Клинцовский", "Унеча", арендного предприятия "Голубые пруды" и санатория "Затишье".
Кроме того, ЗАО "Клинцовский силикатный завод" заявлены требования о признании недействующими строк паспорта на государственный природный заказник областного значения "Клинцовский":
"Нормативная правовая основа функционирования: - постановление администрации Брянской области от 02 февраля 1994г. N 44 "Об организации комплексного государственного охотничьего заказника "Клинцовский" областного значения"; год организации - 1994 г.; профиль - комплексный".
Заявители полагают, что оспариваемые положения противоречат Федеральному закону N33-ФЗ от 14 марта 1995г. "Об особо охраняемых природных территориях", Федеральному закону N7-ФЗ от 10 января 2002г. "Об охране окружающей среды", Федеральному закону от 23 ноября 1995г. N174-ФЗ "Об экологической экспертизе", Федеральному закону N172-ФЗ от 21 декабря 2004г. "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую".
По мнению заявителей, оспариваемыми нормативными правовыми актами нарушено их право владения, пользования и распоряжения земельными участками, согласно их категории и видов разрешенного использования, поскольку в результате изменения дислокации и площади заказника на земли заявителей распространены изъятия и запреты, связанные с режимом особо охраняемых природных территорий; право на свободу предпринимательской и хозяйственной деятельности, так как включение земель заявителей в границы заказника исключает их использование в рамках производственного процесса, согласно уставных целей и видов экономической деятельности; нарушена процедура принятия оспариваемых актов, поскольку до их издания не было произведено согласование с органами власти и с правообладателями и заинтересованными лицами; изменение границ и площади заказника осуществлено без предварительного перевода земель из имеющихся категорий в категорию особо охраняемых природных территорий, а также без осуществления государственной экологической экспертизы.
В судебном заседании представитель ООО "Сельскохозяйственная организация "Земля" Каверин И.А. и представитель ЗАО "Клинцовский силикатный завод" Денисюк Т.В., действующие на основании доверенностей, поддержали заявленные требования по изложенным основаниям.
Представитель Правительства Брянской области Марина М.Д., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражая против заявленных требований, указала, что оспариваемые положения нормативных правовых актов не противоречат федеральному законодательству. Природный заказник "Клинцовский" создан в 1994г. в соответствии с действующим законодательством. Впоследствии, постановление администрации Брянской области N1350 от 16 декабря 2009г. утвердило паспорт и положение природного заказника "Клинцовский" с уточнением описательной части, путем проведения паспортизации с выходом специалистов на местность. Уточнение местоположения и площади природного заказника проведено с целью определения более точного описания границ, не изменяя при этом конфигурацию в целом. При этом была допущена ошибка в указании географических координат крайних точек территории природного заказника, в связи с чем, постановлением Правительства Брянской области N465-П от 26 августа 2013г. внесены изменения и указаны действительные координаты природного заказника. Процедура принятия оспариваемых нормативных правовых актов не нарушена. Создание государственного природного заказника было согласовано с администрацией Клинцовского района Брянской области, также с собственниками и пользователями земельных участков.
Представители Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области Антошина О.И. и Щербак С.И., действующие на основании доверенностей, заявленные требования не признали, указывая, что оспариваемыми нормативными правовыми актами права и интересы заявителей не нарушены. Согласно паспорту особо охраняемой природной территории, запрета на проведение работ по недропользованию не содержится, поэтому ЗАО "Клинцовский силикатный завод" оформлены лицензии на право пользования участками недр для промышленной разработки с целью добычи мела и силикатного песка. В паспорте на природный заказник допущена техническая ошибка, в части указания географических координат не только относительно крайних точек, но и точек определяющих центр территории заказника, в связи с тем, что в 2009г при разработке паспорта на природный заказник "Клинцовский" использовался образец паспорта на государственный природный заказник областного значения "Скрипкинский" от 2008г. Оспариваемым постановлением Правительства Брянской области N465-П от 26 августа 2013г. внесены изменения в части исправления технической ошибки в географических координатах природного заказника "Клинцовский", поэтому заключение государственной экологической экспертизы не требуется.
Представитель Управления имущественных отношений Брянской области Макеева М.Ю., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований и указала, что природный заказник "Клинцовский" не поставлен на кадастровый учет в связи с отсутствием финансирования. Кадастр объектов недвижимости предполагает постановку на кадастровый учет в целом единого земельного участка, однако в территорию природного заказника попадают многочисленные земельные участки, принадлежащие разным правообладателям. Несмотря на это границы природного заказника "Клинцовский" определены согласно описательной части его паспорта и положения.
Представитель ФГБУ "Государственный природный биосферный заповедник "Брянский лес" Ситникова Е.Ф., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения предъявленных требований, пояснила, что в период с 2006 по 2008г.г. ФГБУ "Государственный природный биосферный заповедник "Брянский лес" являлся исполнителем Государственного контракта N1/2006-о от 19 апреля 2006г. "Оформление паспортов особо охраняемых территорий Брянской области". На основании законодательных актов Российской Федерации и Брянской области, были подготовлены, в том числе паспорт и положение природного заказника "Клинцовский". С момента образования природного заказника "Клинцовский" до настоящего времени его границы и территория не изменялись. При прохождении согласования этой территории в органах власти Брянской области, с собственниками и пользователями земельных участков, замечаний на положение и паспорт природного заказника получено не было. В паспорте на природный заказник допущена техническая ошибка в указании географических координат крайних точек и центра территории природного заказника. Однако, в паспорте и положении о природном заказнике имеется подробное описание границ и карта его расположения, что является основополагающим для определения границ природного заказника.
Представители ООО "Региональное автономное объединение "ГеоКадастрИнформ" Кузнецова С. А. и Баркова С.Б., действующие на основании доверенностей, в судебном заседании пояснили, что паспорт и положение природного заказника "Клинцовский", утвержденные постановлением администрации Брянской области от 16 декабря 2009г. N1350, содержат текстовое описание границ природного заказника, которые позволяют определить его территорию с погрешностью, величина которого будет зависеть от масштаба используемого картографического материала; географические координаты служат лишь для ориентации на местности и поиска местонахождения природного заказника. В целях точного определения местоположения границ природного заказника "Клинцовский" относительно спорных земельных участков заявителей специалистами проведена работа по определению координат характерных точек природного заказника и наложению их на земельные участки заявителей. Установлено, что в состав природного заказника входят земельные участки заявителей.
Представитель ООО "ГеоСфера" Щербенко А.А., действующий на основании доверенности, в судебном заседании пояснил, что согласно правоустанавливающих документов и кадастровых выписок в отношении земельных участков заявителей, в том числе горных отводов, определенных выданными ЗАО "Клинцовский силикатный завод" лицензиями на добычу песка и мела, установлено, что земельные участки заявителей входят в состав территории образуемой географическими координатами, утвержденными постановлением Правительства Брянской области от 26 августа 2013г. N465-П.
В судебное заседание не явились представители Брянской областной Думы, ООО "Брянск СтройИзыскания", администрации Клинцовского района Брянской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. По основаниям, предусмотренным статьями 167 и 252 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив и оценив содержание оспариваемых правовых норм, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего, что в удовлетворении заявленных требований надлежит отказать, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации вопросы природопользования, охраны окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт "д" части 1 статьи 72).
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76).
Подпунктом 8 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999г. N184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации, относится решение вопросов создания и обеспечения охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.
Согласно статье 13, 14 Закона Брянской области от 20 декабря 2012г. N92-З "О Правительстве и системе исполнительных органов государственной власти Брянской области" (в редакции, действующей до 01 января 2014г.) Правительство Брянской области осуществляет свои полномочия в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законодательством, Уставом Брянской области, иными законами области.
В соответствии со статьей 55 Устава Брянской области (в редакции N43-З от 30 июля 2003г), Губернатор в пределах своей компетенции издает постановления и распоряжения, которые не могут противоречить закону. В силу статей 56, 58 Устава Брянской области (в редакции, действующей с 1 января 2013г.) Правительство Брянской области в пределах своей компетенции принимает (издает) постановления и распоряжения. Правовые акты Правительства Брянской области вступают в силу со дня их подписания, если в самом акте не указан иной срок, либо федеральным законом не установлен иной порядок их вступления в силу.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона Брянской области от 03 ноября 1997г. N28-З "О законах и иных нормативных правовых актах Брянской области" официальным опубликованием законов Брянской области и иных нормативных правовых актов области признается их первое опубликование, в том числе, и в информационном бюллетене "Официальная Брянщина".
Оспариваемое постановление администрации Брянской области от 16 декабря 2009г. N1350 "Об утверждении положений и паспортов особо охраняемых природных территорий в г.Брянске, Брасовском, Брянском, Выгоничском, Дятьковском, Жуковском, Злынковском, Карачевском, Климовском, Клетнянском, Клинцовском, Комаричском, Навлинском, Почепском, Севском, Стародубском, Трубчевском, Унечском, Суземском районах"" опубликовано в информационном бюллетене "Официальная Брянщина", N 20 (85/2009) от 31 декабря 2009г.
Постановление Правительства Брянской области от 26 августа 2013г. N465-п "О внесении изменений в постановление администрации области от 16 декабря 2009г. N1350" опубликовано в информационном бюллетене "Официальная Брянщина" N 23 (159/2013) от 28 августа 2013г.
Таким образом, оспариваемые нормативные правовые акты приняты и опубликованы компетентными органами государственной власти Брянской области, в пределах установленных законом соответствующих полномочий и в установленной законом форме.
В соответствии с пунктом 1 статьи 58 Федерального закона от 10 января 2002г. N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.
Федеральным законом от 14 марта 1995г. N33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" определено, что особо охраняемыми природными территориями являются участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.
Статьей 2 указанного Федерального закона, с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий, установлены категории указанных территорий, к ним, в том числе, отнесены и государственные природные заказники. Государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков. Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения. Государственные природные заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть: комплексными (ландшафтными), биологическими (ботаническими и зоологическими), палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов; гидрологическими, геологическими (статья 22). Создание государственных природных заказников регионального значения осуществляется решениями высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными пунктом 6 статьи 2 настоящего Федерального закона (статья 23). На территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам. Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность (статья 24).
В соответствии со статьей 4 закона Брянской области N121-З от 30 декабря 2005г. "Об особо охраняемых природных территориях в Брянской области" к полномочиям администрации Брянской области в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий особо охраняемых природных территорий областного значения относятся: принятие по согласованию с Брянской областной Думой решений об образовании, изменении категории, реорганизации и упразднении особо охраняемых природных территорий, образовании, изменении и упразднении их охранных зон в случаях, предусмотренных настоящим Законом; осуществление государственного управления и государственного контроля в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий в пределах своей компетенции; ведение кадастра по особо охраняемым природным территориям; организация охраны особо охраняемых природных территорий.
Материалами дела установлено, что администрацией Брянской области 2 февраля 1994г. принято постановление N44 об организации на части Клинцовского охотничьего хозяйства комплексного государственного охотничьего заказника "Клинцовский" областного значения общей площадью 15,30 тыс.га сроком до 31 декабря 2000г., по ходатайству администрации Клинцовского района от 24 декабря 1993г. N610-4 "О создании комплексного охотничьего заказника местного значения на территории Клинцовского района", в целях создания резервата для воспроизводства ценных видов охотничьих животных на западе Брянской области.
Согласно положению о государственном охотничьем заказнике "Клинцовский" областного значения, (утвержденного постановлением N44 от 2 февраля 1994г.), он образуется в границах: северо-восточная - от проселочной дороги Субовичи-Жемердеевка на юго-восток по административной границе с Суражским, Унечским районами до реки Унеча; южная - вниз по середине реки Унеча до с. Смолевичи; западная - от реки Унеча по автодороге через населенные пункты Смолевичи, Кошелеевка, Песчанка, Субовичи до административной границы с Суражским районом.
Также, пункт 3 указанного положения предусматривает, что создание заказника не влечет за собой изъятие занимаемых им земельных, лесных площадей у землепользователей и лесопользователей. На территории заказника запрещается: охота, вырубка кустарниковой растительности в поймах рек, осушительная мелиорация, добыча полезных ископаемых, рубка леса в местах глухариных токов, химуход за лесом.
Согласно постановлению администрации Брянской области от 19 марта 2001г. N 92 срок действия заказа на комплексный государственный охотничий заказник "Клинцовский" областного значения был продлен до 31 декабря 2010г. Постановлением администрации Брянской области от 26 декабря 2005г. N681 государственный охотничий заказник "Клинцовский" областного значения переименован в государственный природный биологический заказник областного значения "Клинцовский".
В последующем, постановлением администрации Брянской области от 30 июня 2006г. N 412 утверждена схема развития и размещения особо охраняемых природных территорий в Брянской области. Применительно к природному заказнику "Клинцовский", его профиль определен как биологический, год создания 1994, площадь 15300 га, кадастровый номер 32.13.05.
На основании результатов обследования природного заказника "Клинцовский" ФГБУ "Государственный природный биосферный заповедник "Брянский лес" и паспортизации особо охраняемых природных территорий Брянской области, постановлением администрации Брянской области от 16 декабря 2009г. N1350 утверждены паспорт и положение государственного природного заказника областного значения, в которых определены: нормативная правовая основа функционирования; год организации - 1994г.; площадь - 13170га.; профиль - комплексный; местонахождение: Брянская область, Клинцовский район, в 5км на северо-восток от г.Клинцы (карта 1); расположен в Клинцовском районе в 5км на северо-восток от г.Клинцы, заказник занимает территорию в пределах кварталов 40-49, 50(часть), 51-62, 65-87,89 Борковского участкового лесничества Клинцовского лесничества "(бывшего Борковского лесничества Клинцовского лесхоза), а также земель СПК "Волна революции", "Клинцовский", "Унеча", арендного предприятия "Голубые пруды" и санатория "Затишье" (карта 2);
граница заказника проходит: от восточной окраины н.п. Песчанка по грунтовой дороге Песчанка - Субовичи до н.п.Субовичи, далее, обходя н.п. Субовичи с востока, по грунтовой дороге до пересечения дороги с административной границей между Клинцовским и Суражским районами, далее на юго-восток по административной границе между Клинцовским и Суражским районами до пересечения с административной границей Унечского района, далее по административной границе между Клинцовским и Унечским районами до р.Унеча, далее по р.Унеча вниз по течению до юго-восточной окраины н.п.Смолевичи, далее, огибая с востока н.п.Смолевичи, до автодороги Смолевичи - Песчанка, далее вдоль полосы отчуждения этой автодороги до восточной окраины н.п.Песчанка;
географические координаты 52,374493° с.ш., 33,726609° в.д. (центр); 52,339745° - 52,409894° с.ш., 33,655467° - 33,799416° в.д. (крайние точки); расположен на землях Клинцовского лесничества, СПК "Волна революции", "Клинцовский", "Унеча", арендного предприятия "Голубые пруды" и санатория "Затишье".
Согласно положению государственного природного заказника областного значения "Клинцовский" он имеет биологический профиль и образован с целью сохранения биологического разнообразия и воспроизводства ценных видов охотничьих животных на северо-западе области; сохранения мест произрастания 6 редких видов растений, внесенных в Красную книгу Брянской области (дремлик болотный, ветреница дубравная, мытник болотный, кокушник длиннорогий, можжевельник обыкновенный, пальчатокоренник мясо-красный); мест обитания 1 вида животных, внесенного в Красные книги Российской Федерации и Брянской области (черный аист); мест обитания 6 редких видов животных, внесенных в Красную книгу Брянской области (обыкновенный махаон, большая белая цапля, глухарь, серый журавль, большой веретенник, выдра речная); сохранения участков среднего течения р.Унеча и нижнего течения р.Ельня; некрупных верховых и низовых болот.
Заказник образован без ограничения срока действия. Образование Заказника не влечет за собой изъятия занимаемого им земельного участка у землепользователей.
Анализ содержания паспорта и положения природного заказника областного значения "Клинцовский" позволяет сделать вывод, что он создан в целях сохранения биологического разнообразия и воспроизводства ценных видов охотничьих животных и имеет природоохранное значение: зоологическое, ботаническое, гидрологическое, рекреационное.
Оспариваемым постановлением Правительства Брянской области от 26 августа 2013г. N 465-П "О внесении изменений в Постановление администрации области от 16 декабря 2009г. N 1350" внесены изменения в паспорт на государственный природный заказник областного значения "Клинцовский" (приложение 63), касающееся географических координат центра и крайних точек.
Согласно пояснительной записке к проекту данного постановления при формировании паспорта на государственный природный заказник областного значения "Клинцовский" была допущена техническая ошибка в разделе "Географические координаты".
Государственным природным биосферным заповедником "Брянский лес" в целях исправления ошибки допущенной в паспорте на государственный природный заказник областного значения "Клинцовский" в разделе "Географические координаты" письмом N214 от 13 июня 2013г. представлены точные географические координаты. Вместо графических координат, указанных в паспорте природного заказника по состоянию на 2009г.: 52,374493° с.ш., 33,726609° в.д. (центр); 52,339745° - 52,409894° с.ш., 33,655467° - 33,799416° в.д. (крайние точки) необходимо было указывать географические координаты 52,858289° с.ш., 32,344575° в.д. (центр); 52,799245° - 52,917158° с.ш., 32,204883° - 32,484571° в.д. (крайние точки).
В ходе проверки доводов заявителей о незаконности указания в оспариваемом постановлении Правительства Брянской области от 26 августа 2013г. N 465-П новой редакции географических координат, судом установлено, что в паспорте на государственный природный заказник областного значения "Скрипкинский", месторасположением которого являются земли Трубчевского лесничества, площадью 5445 га, утвержденного постановлением администрации Брянской области от 24 октября 2008г. N 996, географические координаты указаны такие же, как и в паспорте на природный заказник "Клинцовский" в редакции постановления администрации Брянской области от 16 декабря 2009г. N 1350.
Установлено, что паспорт на заказник "Скрипкинский" разрабатывался ФГБУ "Государственный природный биосферный заповедник "Брянский лес" раньше, чем паспорт на заказник "Клинцовский", данное обстоятельство указывает на ошибку, допущенную при составлении паспорта на природный заказник "Клинцовский" в 2009 году.
В материалах дела имеются сведения ООО "ГеолНерудПроект", ООО "Брянск СтройИзыскания", ООО "ГеоСфера", ООО "Региональное автономное объединение "ГеоКадастрИнформ", совпадающие в части вывода, о том, что географические координаты, указанные в паспорте на природный заказник "Клинцовский", утвержденный постановлением администрации Брянской области от 16 декабря 2009г. N 1350 не определяют территорию Клинцовского района, а располагаются в Трубчевском районе. После внесения изменений географические координаты определяются в Клинцовском районе.
В подтверждение изложенных выводов, в материалы дела представлены наглядные карты с изображением месторасположения природного заказника "Клинцовский", относительно географических координат, указанных в его паспорте в редакции постановления администрации Брянской области N1350 от 16 декабря 2009г. и постановления Правительства Брянской области N465-П от 26 августа 2013г.
Таким образом, суд приходит к выводу о законности издания оспариваемого постановления Правительства Брянской области от 26 августа 2013г. N 465-п, поскольку имелись основания для изложения географических координат в новой редакции, следовательно, доводы заявителей в этой части несостоятельны.
В судебном заседании установлено, что земельные участки с кадастровыми номерами: 32:13:0250102:1, 32:13:0250102:2, 32:13:0250102:3, принадлежат на праве собственности ЗАО "Клинцовский силикатный завод" (свидетельства о государственной регистрации от 11 октября 2007г. 32 АГ N 238851; от 06 ноября 2007г. 32 АГ N 252378; от 11 октября 2007г. 32 АГ N 238850), земельные участки с кадастровыми номерами 32:13:0250102:97, 32:13:0250102:98, 32:13:0250102:99 принадлежат на праве собственности ООО "Сельскохозяйственная организация "Земля", входили в 1994г. и в настоящее время расположены на территории природного заказника. Также, установлено, что постановлениями администрации Брянской области от 20 октября 2008г. N 965; от 25 декабря 2009г. N 1457 земельные участки, принадлежащее ЗАО "Клинцовский силикатный завод", переведены в категорию земель промышленности и иного специального назначения для расширения действующего мелового карьера и для разработки месторождения и добычи мела. ЗАО "Клинцовский силикатный завод" оформлены соответствующие лицензии на добычу силикатного песка для производства кирпича силикатного; на добычу мела для производства кирпича силикатного, извести строительной и удобрения мелового мелкогранулированного; на геологическое изучение, разведку и добычу силикатного песка на участке недр "Смолевичское" Клинцовского района Брянской области (лицензии: от 13 декабря 2006г. сроком действия до 1 января 2017г.; от 31 декабря 2008г. сроком до 1 января 2020г.; от 1 марта 2013г. сроком до 1 марта 2018г.), указанная деятельность в настоящее время осуществляется заявителем.
Из пояснений представителей ООО "Региональное автономное объединение "ГеоКадастрИнформ" следует, что используя все исходные материалы, а также материалы, полученные в результате выхода на объект, путем наложения координат характерных точек спорных земельных участков и полученных характерных точек границ заказника на планово-картографический материал, можно сделать вывод о том, что в состав природного заказника входили по состоянию на 1994г., 2009г. и 2013г. по настоящее время земельные участки с кадастровыми номерами:32:13:0250102:1, 32:13:0250102:2, 32:13:0250102:3, 32:13:0250102:97, 32:13:0250102:98, 32:13:0250102:99, принадлежащие заявителям.
Согласно статье 95 Земельного кодекса Российской Федерации к землям особо охраняемых природных территорий относятся земли государственных природных заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников, памятников природы, национальных парков, природных парков, дендрологических парков, ботанических садов(часть1). Земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности (часть2). На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается (часть3). Объявление земель государственным природным заказником допускается как с изъятием, в том числе путем выкупа, так и без такого изъятия земельных участков у их собственников, землепользователей, землевладельцев(часть9).
Оценивая довод заявителей в части незаконного изъятия их земель в состав территории природного заказника "Клинцовский" суд учитывает указанные положения федеральных норм. Согласно имеющимся в материалах дела доказательствах, опровергается позиция заявителей о том, что изменение границ и площади природного заказника осуществлено без предварительного перевода земель, в том числе и принадлежащих заявителям, из имеющихся категорий в категорию особо охраняемых природных территорий. В ходе разбирательства по делу судом не установлено факта изъятия земель природно-заповедного фонда, требующего проведения государственной экологической экспертизы, согласно действующего федерального законодательства. Вопрос о создании государственного природного заказника "Клинцовский" согласован с органами местного самоуправления и правообладателями земельных участков, в материалы дела представлено ходатайство администрации Клинцовского района Брянской области от 24 декабря 1993г. о создании комплексного охотничьего заказника, что подтверждается преамбулой оспариваемого постановления администрации Брянской области N44 от 2 февраля 1994г.
Также, в основу незаконности оспариваемых правовых норм заявители ссылались на изменение границ и площади природного заказника "Клинцовский" по отношению к постановлениям 1994г., 2009г. и 20013г. В положении природного заказника, утвержденного в 1994г. определены границы, которые также обозначены на карте территории, являющейся приложением. Обследованием, проведенным ООО "Региональное автономное объединение "ГеоКадастрИнформ" установлено, что эти границы отличаются исключением в 2009г. по сравнению с 1994г. населенных пунктов Смолевичи, Кошелевка, Песчанка, Субовичи, при этом площадь и конфигурация заказника в 2013г. по сравнению с 2009г. не меняется, а линия границы заказника зависит от того, каким образом на карте изображены ориентиры: плавной линией или с учетом всех изгибов (река Унеча, административная граница и т.д.).
Доводы представителя ЗАО "Клинцовский силикатный завод" о том, что "нормативной правовой основой функционирования природного заказника не является постановление администрации Брянской области от 02.02.1994 N 44 "Об организации комплексного государственного охотничьего заказника "Клинцовский" областного значения"; год организации - 1994г.; профиль - комплексный" суд находит несостоятельными, поскольку в судебном заседании представленными материалами установлено, что в период с 2006 по 2008г.г. ФГБУ "Государственный природный биосферный заповедник "Брянский лес" являлся исполнителем Государственного контракта N1/2006-о от 19 апреля 2006г. "Оформление паспортов особо охраняемых территорий Брянской области" и проводил инвентаризацию всех природных территорий Брянской области. В результате, на основании постановления администрации Брянской области от 02 февраля 1994г. N 44 "Об организации комплексного государственного охотничьего заказника "Клинцовский" областного значения" подготовлены паспорт и положение природного заказника, утвержденные, в последующем постановлением администрации Брянской области от 16 декабря 2009г. N1350.
Представители заявителей в обоснование заявленных требований также указывали, что в нарушение действующего законодательства в отношении природного заказника областного значения "Клинцовский" отсутствуют сведения в государственном кадастре недвижимости. Однако, из анализа федеральных норм в отношении особо охраняемых природных территорий следует, что само по себе отсутствие в государственном кадастре недвижимости сведений о природоохранной территории не означает, что она не была установлена.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что природный заказник "Клинцовский" является природными объектом, имеющим особое зоологическое, ботаническое, гидрологическое, рекреационное и иное ценное значение. С учетом требований Федерального закона от 10 января 2002г. N7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и Федерального закона от 14 марта 1995г. N33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории, что и было сделано органами государственной власти субъекта.
Сохранение и охрана памятников природы осуществляется в целях реализации права граждан на благоприятную окружающую среду, установленного статьей 42 Конституции Российской Федерации.
Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального состояния. Установление границ и режима особой охраны направлено на обеспечение сохранности таких территорий и не зависит от наличия в их границах хозяйствующих субъектов и земельных участков в собственности.
Таким образом, на основании собранных по делу доказательств, у суда не имеется законных оснований для отмены отдельных положений оспариваемых нормативных правовых актов, законно устанавливающих на территории субъекта особо охраняемую природную территорию - государственный природный заказник областного значения "Клинцовский".
Согласно статье 251 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном законом порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В силу части 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Исходя из системного анализа норм федерального законодательства, регулирующего правовой режим особо охраняемых природных территорий, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственная организация "Земля" и закрытого акционерного общества "Клинцовский силикатный завод" о признании недействующими отдельных положений постановления администрации Брянской области от 16 декабря 2009г. N1350 "Об утверждении положений и паспортов особо охраняемых природных территорий в г. Брянске, Брасовском, Брянском, Выгоничском, Дятьковском, Жуковском, Злынковском, Карачевском, Климовском, Клетнянском, Клинцовском, Комаричском, Навлинском, Почепском, Севском, Стародубском, Трубчевском, Унечском, Суземском районах"" в редакции постановления Правительства Брянской области от 26 августа 2013г. N465-П "О внесении изменений в постановление администрации области от 16 декабря 2009г. N1350" - отказать.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Брянский областной суд.
Судья Е. В. Стоян
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.