Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Зубковой Т.И.,
судей областного суда Алейниковой С.А.,Сокова А.В.,
с участием прокурора Пахомовой Н.А.,
при секретаре Колесниченко Г.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании "18" февраля 2014 года по докладу судьи Сокова А.В. дело по апелляционной жалобе Правительства Брянской области на решение Трубчевского районного суда Брянской области от 08 ноября 2013 года по гражданскому делу по иску прокурора Трубчевского района Брянской области к Правительству Брянской области о понуждению к совершению действий,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Трубчевского района Брянской области обратился в суд с иском к Администрации Брянской области, в котором просил о возложении обязанности по принятию мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества - скотомогильников, расположенных:
- на территории Городецкого сельского поселения Трубчевского района Брянской области: скотомогильник, расположенный на открытой местности на расстоянии "данные изъяты" метров от д.Городцы, в "данные изъяты" метрах от не эксплуатирующегося здания бывшего СХПК "Городцы", в "данные изъяты" метрах от пастбищ, в "данные изъяты" метрах от водоема, в "данные изъяты" метрах от дороги д.Городцы - с.Гнилево, площадью "данные изъяты" кв.м;
- на территории Усохского сельского поселения: скотомогильник, расположенный на открытой местности на расстоянии "данные изъяты" метров от д.Слобода, в "данные изъяты" метрах от фермы ООО "Трубчевский агрохолдинг", в "данные изъяты" метрах от пастбища, в "данные изъяты" метрах от водоема, в "данные изъяты" метрах от дороги г.Трубчевск - д.Радутино, площадью "данные изъяты" кв.м.;
- на территории Телецкого сельского поселения: скотомогильник, расположенный на открытой местности на расстоянии "данные изъяты" метров от д.Красное, в "данные изъяты" метрах от не эксплуатирующейся фермы бывшего производственного кооператива "Учебно-производственное хозяйство Трубчевского аграрного колледжа", в "данные изъяты" метрах от пастбищ, в "данные изъяты" метрах от водоемов, в "данные изъяты" метрах от дороги д.Красное - г.Трубчевск, площадью "данные изъяты" кв.м; скотомогильник, расположенный в лесном массиве на расстоянии "данные изъяты" метров от д.Филиповичи, в "данные изъяты" метрах от не эксплуатирующийся фермы МУП "Трубчевская МТС-Агро", в "данные изъяты" метрах от пастбища, в "данные изъяты" метрах от водоема, в "данные изъяты" метрах от дороги с.Филиповичи - г.Трубчевск, площадью "данные изъяты" кв.м.;
- на территории Селецкого сельского поселения: скотомогильник, расположенный на открытой местности на расстоянии "данные изъяты" метров от д.Глыбочка, в "данные изъяты" метрах от не эксплуатирующийся фермы бывшего МУП "Глыбочка", в "данные изъяты" метрах от пастбищ, в "данные изъяты" метрах от водоемов, "данные изъяты" метрах от дороги д.Глыбочка - д.Витемля, площадью "данные изъяты" кв.м; скотомогильник, расположенный в лесном массиве на расстоянии "данные изъяты" метров от с.Сагутьево, в "данные изъяты" метрах от не эксплуатирующейся фермы бывшего колхоза имени Карла Маркса, в "данные изъяты" метрах от пастбищ, в "данные изъяты" метрах от водоема, в "данные изъяты" метрах от дороги с.Сагутьево - г.Трубчевск, площадью "данные изъяты" кв.м.;
- на территории Семячковского сельского поселения: скотомогильник, расположенный на открытой местности на расстоянии "данные изъяты" метров от д.Бобовня, в "данные изъяты" метрах от не эксплуатирующийся фермы бывшего МУП "Бобовня", в "данные изъяты" метрах от пастбищ, в "данные изъяты" метрах от водоема, в "данные изъяты" метрах от дороги д.Бобовня - г.Трубчевск, площадью "данные изъяты" кв.2; скотомогильник, расположенный в лесном массиве на расстоянии "данные изъяты" метров от д.Ужа, в "данные изъяты" метрах от не эксплуатирующийся фермы бывшего МУП "Восток", в "данные изъяты" метрах от пастбищ, в "данные изъяты" метрах от водоема, в "данные изъяты" метрах от дороги д.Ужа - с.Семячки, площадью "данные изъяты" кв.м; скотомогильник, расположенный в лесном массиве на расстоянии "данные изъяты" метров от д.Шеменово, в "данные изъяты" метрах от не эксплуатирующийся фермы бывшего ООО СПК "Колос", в "данные изъяты" метрах от пастбищ, в "данные изъяты" метрах от водоема, в "данные изъяты" метрах от дороги д.Шеменово - д.Голевск, площадью "данные изъяты" кв.м;
- на территории Юровского сельского поселения: скотомогильник, расположенный в лесном массиве на расстоянии "данные изъяты" метров от с.Любожичи, в "данные изъяты" метрах от не эксплуатирующегося здания фермы бывшего ООО "Трубчевский лен", в "данные изъяты" метрах от пастбищ, в "данные изъяты" метрах от водоема, в "данные изъяты" метрах от дороги д.Любожичи - с.Юрово, площадью "данные изъяты" кв.м; скотомогильник, расположенный на открытой местности на расстоянии "данные изъяты" метров от с.Юрово, в "данные изъяты" метрах от не эксплуатирующегося здания фермы бывшего ООО "Трубчевский лен", в "данные изъяты" метрах от пастбищ, в "данные изъяты" метрах от водоема, в "данные изъяты" метрах от дороги с.Юрово - г.Трубчевск, площадью "данные изъяты" кв.м; скотомогильник, расположенный в лесном массиве на расстоянии "данные изъяты" метров от д.Яковск, в "данные изъяты" метрах от не эксплуатирующегося здания фермы бывшего ООО "Трубчевский лен", в "данные изъяты" метрах от пастбищ, в "данные изъяты" метрах от водоема, в "данные изъяты" метрах от федеральной трассы Трубчевск-Брянск, площадью "данные изъяты" кв.м; скотомогильник, расположенный в лесном массиве на расстоянии "данные изъяты" метров от д.Голубча, в "данные изъяты" метрах от не эксплуатирующегося здания фермы бывшего ООО "Трубчевский лен", в "данные изъяты" метрах от пастбищ, в "данные изъяты" метрах от водоема, в "данные изъяты" метрах от дороги д.Голубча-г.Трубчевск, площадью "данные изъяты" кв.м; скотомогильник, расположенный в лесном массиве на расстоянии "данные изъяты" метров от с.Плюсково, в "данные изъяты" метрах от не эксплуатирующегося здания фермы бывшего ООО "Трубчевский лен", в "данные изъяты" метрах от пастбищ, в "данные изъяты" метрах от водоема, в "данные изъяты" метрах от дороги с.Плюсково - с.Юрово, площадью "данные изъяты" кв.м.
В соответствии со ст. 41 ГПК РФ по ходатайству истца судом была произведена замена ненадлежащего ответчика - Администрации Брянской области, на надлежащего - Правительство Брянской области.
В судебном заседании прокурор Картунов В.В. в обоснование исковых требований пояснил, что спорные скотомогильники, расположенные на территории Трубчевского района Брянской области, в настоящее время не действуют, захоронение животных на них не производится. Вместе с тем, указанные скотомогильники содержатся с грубыми нарушениями санитарно-эпидемиологического законодательства и не соответствуют требованиям "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.12.1995 года N 13-7-2/469. Скотомогильники в нарушение действующего законодательства на балансе ни у кого не числятся, право собственности на них ни за кем не зарегистрировано, фактически никто не следит за их техническим состоянием. Права на земельные участки - места захоронения биологических отходов так же ни за кем не зарегистрированы. Скотомогильники являются бесхозяйными объектами недвижимости. Осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Обращение в последующем бесхозяйных скотомогильников в собственность Брянской области позволит содержать их в соответствии с требованиями санитарно-эпидемиологического законодательства. Непринятие мер по постановке скотомогильников на учет как бесхозяйных объектов недвижимости нарушает права и интересы неопределенного круга лиц на безопасную окружающую среду, влечет невозможность принятия исполнительным органом в области мер по обеспечению сохранности объекта недвижимости, по предупреждению чрезвычайных ситуаций.
Представитель Правительства Брянской области Михалев Д.В., действующий по доверенности, исковые требования не признал, пояснив суду, что процессуальное положение Правительства Брянской области в качестве ответчика по данным требованиям не основано на законе. Спорные скотомогильники находятся на учете ГБУ Брянской области "Трубчевская районная ветеринарная станция по борьбе с болезнями животных". Так же указал, что признание права собственности субъекта РФ на имущество посредством признания данного имущества бесхозяйным федеральное законодательство не предусматривает.
Представитель ГБУ "Трубчевской райветстанции" Сазонов В.В. пояснил, что действительно 14 скотомогильников на территории Трубчевского района являются бесхозяйными, не отвечают ветеринарно-санитарным требованиям, что создает угрозу возникновения и распространения инфекций, опасных для человека, ни у кого на балансе не числится, ни за кем не закреплены, что может привести к негативным последствиям для окружающей среды и населения. На каждый скотомогильник, имеется лишь карточка, которая ведется в соответствии с установленными правилами.
Представитель администрации Трубчевского муниципального района Даленчук М.И. суд пояснил, что действительно 14 скотомогильников на территории Трубчевского района являются бесхозяйными, не отвечают ветеринарно-санитарным требованиям, на балансе администрации не числятся, ни за кем не закреплены, что может привести к негативным последствиям для окружающей среды и населения.
Решением Трубчевского районного суда Брянской области от 08 ноября 2013 года исковые требования удовлетворены. На Правительство Брянской области возложена обязанность обратиться с заявлением в Трубчевский территориальный отдел Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области о принятии на учет бесхозяйного недвижимого имущества - вышеуказанных скотомогильников.
В апелляционной жалобе представитель Правительства Брянской области Михалев Д.В. просил отменить решение, указывая, что решение суда вынесено при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, при неправильном применении норм материального и процессуального права. Указывает, что орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного. Иные органы в соответствии с действующим законодательством данным правом не обладают. Кроме того, судом при вынесении решения не исследованы обстоятельства о собственнике земельного участка под спорным скотомогильником, что влечет нарушение неограниченного круга лиц, а также о том, является ли скотомогильник самовольной постройкой.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель прокуратуры Трубчевского района Брянской области указал на необоснованность жалобы, а решение считал законным и не подлежащим отмене.
Заслушав доклад по делу судьи облсуда Сокова А.В., пояснения прокурора Пахомовой Н.А., проверив материалы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 225 ГК РФ, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Как следует из материалов гражданского дела, на территории Трубчевского района Брянской области находятся 14 скотомогильников по адресам указанным прокурором в исковом заявлении с захоронением биологических отходов, а также других отходов, полученных при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.
Данные скотомогильники не отвечают требованиям "Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов" от 04.12.1995 года N 13-7-2/469, утвержденных постановлением Главного государственного ветеринарным инспектором РФ, а именно: не огорожены, не оканавлены, не обвалованы. О чем свидетельствуют сведения, содержащиеся в ветеренарно-санитарных карточках на скотомогильники и актах проверки и закрытии скотомогильников.
Также судом установлено, подтверждено материалами и не оспаривается ответчиками, что указанные скотомогильники на балансе ни у кого не числятся, право собственности в установленном законом порядке ни за кем не зарегистрировано и фактически никто не следит за их состоянием. Следовательно, скотомогильники являются бесхозяйным недвижимым имуществом.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что скотомогильники, расположенные на территории муниципальных образований Трубчевского района Брянской области, являются бесхозяйными.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что скотомогильники и биометрические ямы относятся к собственности субъекта Российской Федерации, в данном случае Брянской области, в связи с чем ответственность по постановке на учет бесхозяйных скотомогильников, находящихся на территории муниципальных образований Трубчевского района Брянской области возлагается на Правительство Брянской области.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда по следующим основаниям.
В силу ст.72 Конституции РФ, осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. ст. 5, 6 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу п.п. 49 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно пп. "ц" п.2 ст. 26.11 Федерального закона от 06.10.1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
На основании п. 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена.
В соответствии со ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Согласно ст.8 Федерального Закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" закрепляется право граждан на благополучную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Согласно ч. 1 ст. 22 Федерального Закона от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Судебная коллегия находит верным вывод суда о том, что вышеуказанные бесхозяйные объекты недвижимости - 14 скотомогильников реально угрожают созданием чрезвычайных экологических ситуаций, чреватых опасными последствиями для жизни и здоровья людей, природы ввиду того, что они никому не принадлежат и находятся в ненадлежащем состоянии.
Кроме того, судебная коллегия учитывает следующее.
В соответствии со статьей 214 Гражданского кодекса РФ от имени субъектов РФ права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса РФ, а именно: органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Статьями 4 и 27 Закона Брянской области от 20 декабря 2012 года N 92-3 "О правительстве в системе исполнительных органов государственной власти Брянской области" установлено, что высший исполнительный орган государственной власти Брянской области - Правительство Брянской области, которое является правопреемником администрации Брянской области.
При этом в силу статьи 13 названного Закона Правительство Брянской области управляет и распоряжается собственностью Брянской области в соответствии с законами Брянской области.
Согласно статье 4 Закона Брянской области от 29 декабря 1997 года N 41- 3 от имени Брянской области права собственника осуществляют Брянская областная Дума и администрация Брянской области в соответствии с их компетенцией.
Согласно п.3 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, не указанные в Приложениях 1 - 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, передаются в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга на основании предложений их Верховных Советов, Советов народных депутатов.
В Приложении N 1 к данному постановлению, в котором перечислены объекты, относящиеся исключительно к федеральной собственности, скотомогильники, биометрические ямы не указаны.
Не указаны скотомогильники, биометрические ямы и в Приложении N 2, где перечислены объекты, относящиеся к федеральной собственности, которые могут передаваться в государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
В Приложении N 3 перечислены объекты, относящиеся к муниципальной собственности. Скотомогильники и биометрические ямы, как указывалось выше, в муниципальной собственности находиться не могут.
Таким образом, приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием к отмене принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Трубчевского районного суда Брянской области от 08 ноября 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Правительства Брянской области - без удовлетворения.
Председательствующий Т.И. Зубкова
Судьи С.А. Алейникова
А.В. Соков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.