Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Зубковой Т.И.
судей областного суда Алейниковой С.А., Сокова А.В.
с участием прокурора Пахомовой Н.А.,
при секретаре Колесниченко Г.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Зубковой Т.И. 18 февраля 2014 года дело по апелляционной жалобе Правительства Брянской области на решение Дятьковского городского суда Брянской области от 12 ноября 2013 года по делу по искуБрянской природоохранной прокуратуры к Правительству Брянской области о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛА:
На территории Большежуковского сельского поселения Дятьковского района Брянской области имеется скотомогильник с захоронением биологических отходов площадью 600 м.кв, который расположен в 1000 м от п. Дружба, в 800 м от автомобильной дороги п.Дружба - д.Неверь, в 1000 м от водоема.
Брянский природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением к Правительству Брянской области о понуждении к совершению действий, просил обязать Правительство Брянской области принять меры к постановке бесхозяйного скотомогильника на учет в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество не позднее чем в двухмесячный срок со дня вступления судебного решения в законную силу.
Решением суда заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе представитель Правительства Брянской области ФИО9 просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом процессуальных и материальных норм права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В возражениях на жалобу старший помощник Брянского природоохранного прокурора ФИО10. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции представитель Правительства Брянской области ФИО11, представитель ГБУ Брянской области "Центр ветеринарии "Пригородный" доводы апелляционной жалобы поддержали, просили ее удовлетворить.
Прокурор, участвующий в рассмотрении дела в суде апелляционной инстанции, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Зубковой Т.И., выслушав объяснение лиц, участвующих в судебном разбирательстве, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, возражений на нее, апелляционная судебная коллегия приходит к следующему.
Как усматривается из материалов дела,на территории Большежуковского сельского поселения Дятьковского района Брянской области имеется скотомогильник с захоронением биологических отходов. Скотомогильник расположен в 1000 м от п. Дружба, в 800 м от автомобильной дороги п. Дружба - д.Неверь, в 1000 м от водоема, 500 м. от пастбища, 800 м. от фермы. Площадь скотомогильника составляет 600 м.кв.
Согласно сведений ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Брянской области, сельской администрации муниципального образования Большежуковское сельское поселение, ФГУП Российской академии сельскохозяйственных наук "Дятьково", администрации Дятьковского района данный скотомогильник является бесхозяйным.
Бесхозяйный скотомогильник не соответствует ветеринарно-санитарным требованиям; в силу того, что он никому не принадлежит, угрожает созданию чрезвычайных экологических ситуаций, чреватых опасными последствиями для здоровья граждан и окружающей среды. В ходе проверок было установлено, что указанный скотомогильник
В силу статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Из приведенных положений законодательства следует, что правовое регулирование Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ не может быть распространено на оборудование и содержание скотомогильников администрациями муниципальных образований, не может быть также отнесено оборудование и содержание скотомогильников при установленных судом обстоятельствах к вопросам местного значения в рамках участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального образования, организации и осуществления мероприятий по защите населения и территории муниципального образования от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно статьям 5 и 6 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и части 2 статьи 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов организации на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных. Для осуществления данных полномочий согласно подпункту "ц" пункта 2 статьи 26.11 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ в собственности субъекта Российской Федерации могут находиться скотомогильники (биотермические ямы).
В соответствии с пунктом 2.1.16 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2284, приватизация скотомогильников, находящихся в федеральной собственности, запрещена. Таким образом, вопросы создания скотомогильника (биотермической ямы) законом возлагаются на собственников указанного имущества, которыми могут являться Российская Федерация и субъект Российской Федерации.
Возможности нахождения скотомогильников и биотермических ям в собственности органов местного самоуправления Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" не предусматривает.
Судом установлено, что имеющееся на территории Большежуковского сельского поселения место захоронения биологических отходов на балансе администрации муниципального образования не состоит.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении заявленных требований, поскольку ответственность за постановку на учет, устройство, санитарное оборудование скотомогильника, как имущества, необходимого для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, возлагается на Правительство Брянской области.
Статья 12 ГК РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе пресечение действий, нарушающих право или создающие угрозу его нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре, а также иными способами, предусмотренными законом. В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор наделен правом по обращению в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
При таких обстоятельствах решение суда законно и обоснованно, нарушений норм процессуального и материального права при рассмотрении дела апелляционной коллегией не установлено, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст. 328,329 ГПК РФ, апелляционная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Дятьковского городского суда Брянской области от 12 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Т.И. Зубкова
Судьи областного суда С.А. Алейникова
А.В. Соков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.