Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Банного И.И.
судей областного суда Горбачевской Ю.В., Тулегенова А.Н.
при секретаре Милица Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Банного И.И. 25 февраля 2014 года дело по апелляционной жалобе представителя Брянской городской администрации главного специалиста управления - ФИО7 на решение Советского районного суда г. Брянска от 16 октября 2013 года по делу по иску прокурора Советского района г. Брянска в интересах ФИО1 к Брянской городской администрации о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Советского района г. Брянска в интересах ФИО1 обратился в суд с указанным иском, ссылаясь, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., страдает заболеванием, включенным в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378, совместное проживание со ФИО1 в одной квартире невозможно.
На основании распоряжения Советской районной администрации г. Брянска N N от 15 декабря 2009 г. мать ФИО1 - ФИО8 ( ФИО9) включена в списки льготной очереди "общей" и "внеочередного" предоставления жилья в связи с заболеванием сына ФИО1
Истец считает, что по состоянию здоровья ФИО1 имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, а также на дополнительную жилую площадь в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2004 года N817.
В связи с изложенным, прокурор просил суд обязать Брянскую городскую администрацию предоставить семье ФИО8 ( ФИО9) во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение с учетом права несовершеннолетнего ФИО1 на дополнительную площадь.
В ходе рассмотрения гражданского дела представитель прокуратуры Советского района г. Брянска уточнил исковые требования и просил признать незаконным бездействие Брянской городской администрации в части непредоставления жилого помещения ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ проживающего по адресу: "адрес", обязать Брянскую городскую администрацию предоставить ФИО1 во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение.
Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации Советского района г. Брянска, Правительства Брянской области, Финансового управления администрации г. Брянска в судебное заседание не явились, о дне и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, причина не явки суду не известна. Заявлений, ходатайств в адрес суда не поступало.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.167 ГПК РФ в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании старший помощник прокурора Советского района г. Брянска ФИО10, законный представитель истца ФИО1 - ФИО8 ( ФИО9) уточненные исковые требования поддержали в полном объеме и просили суд их удовлетворить.
Представитель ответчика Брянской городской администрации - ФИО7 иск не признала, возражала против удовлетворения заявленных требований.
Решением Советского районного суда от 16 октября 2013 г. исковые требования прокурора Советского района г. Брянска в защиту интересов ФИО1 удовлетворены, на Брянскую городскую администрацию возложена обязанность предоставить ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ г.р., проживающему по адресу: "адрес", "адрес" "адрес", вне очереди отдельное благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, отвечающее требованиям установленных социальных норм, в пределах муниципального образования " "адрес"".
В апелляционной жалобе представитель Брянской городской администрации главный специалист управления - ФИО7 просит об отмене решения суда от 16 октября 2013 г., принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Полагает, что судом неправильно применены нормы материального права, не учтены положения ст. 49 ЖК РФ и ст.16 и ст. 19 ФЗ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", в соответствии с которыми орган местного самоуправления не входит в систему органов государственной власти, тогда как обязанность по обеспечению граждан жилыми помещениями являются государственными полномочиями. Обеспечение жильем таких категорий граждан, к которым относится истец, не является расходным обязательством органа местного самоуправления, органы местного самоуправления в соответствии с ч. 3,4 ст. 52 ЖК РФ наделены лишь правом постановки этих граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Представителем прокуратуры Советского района г. Брянска ФИО10 на апелляционную жалобу принесены возражения, в которых она просит постановленное решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Брянской городской администрации, и иные лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные судом о месте и времени судебного заседания, доказательств уважительных причин своего отсутствия не представили, об отложении слушания по делу не ходатайствовали, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело без их участия.
Заслушав доклад судьи областного суда Банного И.И., возражения на доводы апелляционной жалобы ФИО8, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.
Разрешая настоящий спор, суд пришел к правильному выводу о наличии у несовершеннолетнего ФИО1 права на получение жилого помещения по договору социального найма вне очереди.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Судом установлено, что согласно выписке из распоряжения Советской районной администрации г. Брянска N N от 15 декабря 2009 г. ФИО9, зарегистрированная по адресу: "адрес", "адрес" "адрес", признана малоимущей и принята на жилищный учет для получения жилого помещения по договору социального найма по общей и внеочередной (наличие заболевания у сына) очередям с 04 декабря 2009 года, с составом семьи 4 человека, в т.ч., ФИО11 - мать; ФИО12 - отец; ФИО1 - несовершеннолетний сын.
Согласно выписке из распоряжения Советской районной администрации г. Брянска N N от 18 июня 2013 г. очередь по списку внеочередного предоставления жилья с ФИО9 переведена на ее сына - ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., имеющего заболевание включенное в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378, с составом семьи один человек. Общая очередь ФИО9 с ДД.ММ.ГГГГ, с составом семьи 4 человека, оставлена без изменения.
На основании справки N от 04 июня 2013 года, выданной ВК ГБУЗ "Брянская городская детская поликлиника N2" (л.д.48), у несовершеннолетнего ФИО1 установлено заболевание 640, при котором совместное проживание в одной квартире невозможно, согласно п. 4 Перечня N 378, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г.
Как установлено в судебном заседании, до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма несовершеннолетнему ФИО1, как лицу, страдающему тяжелым хроническим заболеванием, не предоставлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью второй данной статьи случаев.
В ч.2 ст.57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
В силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, определения от 15 февраля 2005 года N 17-О, от 5 марта 2009 года N 376-О-П).
В целях реализации положений статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, частью 2 статьи 49 ЖК РФ предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 указанного Кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления. Таким образом, данное законоположение, направленное на реализацию положений статей 1 (часть 1), 7 (часть 1), 17, 18, 19 (части 1 и 2), 40 (часть 3) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации, не может рассматриваться как нарушающее права заявителя, указанные в жалобе.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, о том, что обеспечение жильем таких категорий граждан, как ФИО1, не является обязательством органа местного самоуправления, судебная коллегия считает несостоятельными по следующим основаниям.
Предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения (Определение Конституционного Суда РФ от 12.04.2011 г. N 551-О-О "По жалобе гражданина Кудряшова Юрия Александровича на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 части 1 статьи 14, частей 2 и 3 статьи 49, пункта 4 части 1 статьи 51, части 2 статьи 52, пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
В отношении категории лиц, к которой относится ФИО1, вышеуказанное специальное регулирование отсутствует, в связи с чем, жилое помещение ему должно быть предоставлено органом местного самоуправления из муниципального жилищного фонда.
Кроме того, в соответствии с ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N131-ФЗ, действующим жилищным законодательством вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относятся к компетенции органов местного самоуправления.
Пунктом 2.1. Положения о порядке заключения договора социального найма жилого помещения на территории г. Брянска, утвержденного постановлением Брянской городской администрации от 18 июля 2005 г.N 2461-п (с изм.), закреплено, что Брянская городская администрация производит распределение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, принимает соответствующие постановления и направляет их в администрации районов в г. Брянске.
Согласно п.1.6 указанного Положения, постановление Брянской городской администрации о распределении жилого помещения и распоряжение администрации района в г. Брянске о персональном распределении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, являются единственным основанием для заключения договора социального найма.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что при разрешении спора суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, они подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым дана надлежащая оценка. Доводы апелляционной жалобы выводов решения не опровергают, направлены на иную оценку доказательств и иное толкование норм материального права, которое коллегия полагает неверными, основанием к отмене решения такие доводы быть не могут. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. Оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 16 октября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Брянской городской администрации главного специалиста управления - ФИО7 - без удовлетворения.
Председательствующий И.И. Банный
Судьи областного суда Ю.В. Горбачевская
А.Н. Тулегенов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.