Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Банного И.И.
судей областного суда Горбачевской Ю.В., Дульской А.С.
при секретаре Милица Н.В.
с участием прокурора ФИО7
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Банного И.И. 04 марта 2014 года дело по апелляционной жалобе представителя Брянской городской администрации ведущего специалиста управления - ФИО8 на решение Советского районного суда гор. Брянска от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску прокурора Советского района гор. Брянска в защиту интересов ФИО1 к Брянской городской администрации о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛА:
И.о. прокурора Советского района гор. Брянска в интересах ФИО1 обратился в суд с указанным иском, ссылаясь, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является инвалидом второй группы, страдает заболеванием, включенным в перечень тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378. Совместное проживание с ФИО1 в одной квартире невозможно. На основании распоряжения Советской районной администрации гор. Брянска N от 11 февраля 2009 г. ФИО1 включен в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилья в связи с наличием хронического заболевания по общей очереди с 02 февраля 2009 г. По состоянию на 1 апреля 2013 г. номер очереди по списку внеочередного предоставления жилья - 17. Полагает, что по состоянию здоровья ФИО1 имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Прокурор просил суд признать бездействие Брянской городской администрации, в части непредоставления жилого помещения ФИО1, незаконным и обязать Брянскую городскую администрацию предоставить ФИО1 во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
В судебном заседании представитель прокуратуры Советского района гор. Брянска старший помощник прокурора ФИО9 исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить.
Представитель ответчика - Брянской городской администрации, а также представитель третьего лица - УФК по "адрес" в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания были извещены надлежаще, причина не явки суду не известна, в связи с чем, суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие указанных лиц.
Решением Советского районного суда гор. Брянска от 05 декабря 2013 года исковые требования прокурора Советского района гор.Брянска удовлетворены, на Брянскую городскую администрацию возложена обязанность во внеочередном порядке предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение в пределах муниципального образования г. Брянск общей площадью не менее нормы предоставления жилья по договору социального найма.
В апелляционной жалобе ФИО8, представитель Брянской городской администрации, просит об отмене решения суда от 05 декабря 2013 г. и принятии по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований. Полагает, что судом неправильно применены нормы материального права, не учтены положения ст. 49 ЖК РФ и ст. 19 ФЗ от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", в соответствии с которыми орган местного самоуправления не входит в систему органов государственной власти, тогда как обязанность по обеспечению граждан жилыми помещениями являются государственными полномочиями. Органы местного самоуправления в соответствии с ч.ч. 3,4 ст. 52 ЖК РФ наделены лишь полномочиями по принятию на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.
15 января 2014 года на апелляционную жалобу представителя Брянской городской администрации - ФИО8 поступили письменные возражения от представителя прокуратуры Советского района гор.Брянска - ФИО13
ФИО1, надлежаще извещенный судом о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, доказательств уважительных причин своего отсутствия не представил, об отложении слушания по делу не ходатайствовал. На основании ст.327 ГПК РФ судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося в судебное заседание ФИО1
Заслушав доклад судьи областного суда Банного И.И., объяснения представителя Брянской городской администрации - ФИО10, заключение прокурора ФИО7, полагавшей решение районного суда законным, а апелляционную жалобу - подлежащей отклонению, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.
Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является инвалидом второй группы по общему заболеванию.
Согласно выписке из распоряжения Советской районной администрации гор. Брянска N N от 11 февраля 2009 г., ФИО1, проживающий по адресу: "адрес", признан малоимущим и принят на жилищный учет для получения жилого помещения по договору социального найма по общей очереди и очереди внеочередного получения жилой площади с 02 февраля 2009 г., в связи с наличием заболевания, при котором совместное проживание с ним в одной квартире не возможно.
На основании справки N от 15 июля 2013 г. врачебной комиссии Брянской городской поликлиники N ФИО1 имеет право на льготное получение жилья, согласно Постановлению Правительства РФ от 16 июня 2006 г. N 378, пункта 11 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Согласно справке Советской районной администрации гор. Брянска от 24 июля 2013 года N по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ номер общей очереди ФИО1 - 1844, в списке внеочередного предоставления жилья - 17.
Согласно справке Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Брянской городской администрации от 25 декабря 2008 года N правоустанавливающие документы на земельные участки в гор. Брянске на имя ФИО1 не оформлялись.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества от 27 декабря 2008 года N N, ФИО1 принадлежит на праве общей долевой собственности 1/5 доля в праве на квартиру по адресу: "адрес".
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", инвалиды принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Как установлено в судебном заседании, до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма ФИО1, как лицу, страдающему тяжелым хроническим заболеванием, не предоставлено.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью второй данной статьи случаев.
В ч.2 ст.57 ЖК РФ указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.
В силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет.
Данные полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, определения от 15 февраля 2005 года N 17-О, от 5 марта 2009 года N 376-О-П).
В целях реализации положений статьи 40 (часть 3) Конституции Российской Федерации, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами, частью 2 статьи 49 ЖК РФ предусмотрено, что малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в установленном Кодексом порядке предоставляются жилые помещения муниципального жилищного фонда.
Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ условие о предоставлении упомянутой категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 указанного Кодекса), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления. Таким образом, данное законоположение, направленное на реализацию положений статей 1 (часть 1), 7 (часть 1), 17, 18, 19 (части 1 и 2), 40 (часть 3) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации, не может рассматриваться как нарушающее права заявителя, указанные в жалобе.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, о том, что обеспечение жильем таких категорий граждан, как ФИО1, не является обязательством органа местного самоуправления, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается, судебная коллегия считает несостоятельными по следующим основаниям.
Предоставление жилого помещения по договору социального найма из государственного жилищного фонда (жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации) возможно лишь при наличии специального регулирования, устанавливающего право соответствующей категории граждан на обеспечение жильем из указанного жилищного фонда, при условии признания таких граждан нуждающимися в жилых помещениях и вне зависимости от их имущественного положения (Определение Конституционного Суда РФ от 12.04.2011 г. N 551-О-О "По жалобе гражданина Кудряшова Юрия Александровича на нарушение его конституционных прав положениями пунктов 2 и 3 части 1 статьи 14, частей 2 и 3 статьи 49, пункта 4 части 1 статьи 51, части 2 статьи 52, пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
В отношении категории лиц, к которой относится ФИО1, вышеуказанное специальное регулирование отсутствует, в связи с чем, жилое помещение ему должно быть предоставлено органом местного самоуправления из муниципального жилищного фонда.
Кроме того, в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" N131-ФЗ, действующим жилищным законодательством вопросы обеспечения граждан жилыми помещениями относятся к компетенции органов местного самоуправления.
Пунктом 2.1. Положения о порядке заключения договора социального найма жилого помещения на территории г. Брянска, утвержденного постановлением Брянской городской администрации от 18 июля 2005 г.N 2461-п (с изм.), закреплено, что Брянская городская администрация производит распределение жилых помещений, предоставляемых по договорам социального найма, принимает соответствующие постановления и направляет их в администрации районов в г. Брянске.
Согласно п.1.6 указанного Положения, постановление Брянской городской администрации о распределении жилого помещения и распоряжение администрации района в г. Брянске о персональном распределении жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма, являются единственным основанием для заключения договора социального найма.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу, что при разрешении спора суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, они подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым дана надлежащая оценка. Доводы апелляционной жалобы выводов решения не опровергают, направлены на иную оценку доказательств и иное толкование норм материального права, которое коллегия полагает неверными, основанием к отмене решения такие доводы быть не могут. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. Оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда гор. Брянска от 05 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Брянской городской администрации - ведущего специалиста правового управления ФИО8 - без удовлетворения.
Председательствующий И.И. Банный
Судьи областного суда Ю.В. Горбачевская
А.С.Дульская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.