Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Банного И.И.
судей областного суда Горбачевской Ю.В., Дульской А.С.
при секретаре Милица Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Банного И.И. 04 марта 2014 года дело по апелляционной жалобе представителя Брянской городской администрации ведущего специалиста правового управления - ФИО6, апелляционной жалобе председателя Комитета по делам молодежи, семьи, материнства и детства Брянской городской администрации - ФИО8, на решение Советского районного суда гор.Брянска от 27 ноября 2013 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к Комитету по делам молодежи, семьи, материнства и детства Брянской городской администрации, Брянской городской администрации о признании невозможности проживания в закрепленном жилье, признании незаконными действий по отказу во включении в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений и понуждении к совершению действий по включению в список детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что он является выпускником Жуковской школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, где воспитывался с ДД.ММ.ГГГГ
В настоящее время истец проживает в закрепленной за ним квартире расположенной по адресу: "адрес" вместе с матерью, лишенной родительских прав решением Советского районного суда г. Брянска от 13 июля 2004 года. Общая площадь указанной квартиры менее учетной нормы площади жилого помещения, иного жилья истец не имеет.
ФИО1 является студентом Брянского государственного университета имени И.Г. Петровского и находится на полном государственном обеспечении. С 2006 г. неоднократно обращался в различные органы власти, органы местного самоуправления по вопросу улучшения жилищных условий, однако на жилищный учет поставлен не был. О своем праве на обеспечение жилым помещением, как лицо, относящееся к категории детей, оставшихся без попечения родителей, истец узнал за пределами 23 летнего возраста, так как органами опеки и попечительства своевременно не было разъяснено указанное право.
В связи с изложенным ФИО1 просил суд признать невозможность его проживания в закрепленном жилье, признать незаконными действия Брянской городской администрации по отказу во включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений, обязать Брянскую городскую администрацию включить его в указанный список.
В ходе рассмотрения гражданского дела ФИО1, в порядке ст.39 ГПК РФ, уточнил исковые требования и просил суд, в связи с тем, что он относится к категории лиц из числа детей оставшихся без попечения родителей, признать за ним право на получение жилого помещения, включить его в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях по договору найма специализированных жилых помещений и обязать Брянскую городскую администрацию предоставить ему вне очереди благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в пределах г. Брянска, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установленным в муниципальном образовании г. Брянск.
В процессе рассмотрения гражданского дела в качестве соответчика привлечена Брянская городская администрация и в качестве третьего лица Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области.
В судебном заседании ФИО1 исковые требования с учетом их уточнения поддержал и просил их удовлетворить.
Представители ответчика и соответчика, Комитета по делам молодежи, семьи, материнства и детства Брянской городской администрации и Брянской администрации исковые требования не признали, ссылаясь на то, что Комитет как уполномоченный орган исполнительной власти по осуществлению отдельных государственных полномочий по организации деятельности по опеке и попечительству над несовершеннолетними, ведет учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, ранее состоявших на жилищном учете в районных администрациях г. Брянска. ФИО1 в сводном списке лиц числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа не состоит, поскольку ранее не состоял на жилищном учете в районной администрации.
18 мая 2013 г. решением комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лиц из их числа, ФИО1 было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений, поскольку его обращение было за пределами 23 летнего возраста.
Третье лицо - Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области в судебное заседание не явилось, о месте и времени рассмотрения дела извещалось надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела заявлено не было.
Дело рассмотрено в соответствии со ст.167 ГПК РФ в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
Решением Советского районного суда г. Брянска от 27 ноября 2013 г. исковые требования ФИО1 удовлетворены частично.
Суд признал за ФИО1 право на получение жилого помещения, как относящегося к категории лиц из числа детей оставшихся без попечения родителей.
Суд обязал Комитет по делам молодежи, семьи, материнства и детства Брянской городской администрации включить ФИО1 в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Суд обязал Брянскую городскую администрацию предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в пределах г. Брянска, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма установленным в муниципальном образовании г. Брянск.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 отказано.
В апелляционной жалобе представитель Брянской городской администрации ведущий специалист правового управления - ФИО6 просит отменить решение суда, полагает, что оно вынесено с нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права, указывая, что по достижению возраста 23 лет, установленного законом пресекательного срока (возраста), дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, социальные льготы на них не распространяются, а по достижении возраста 23 лет лицо утрачивает право на дополнительные гарантии, в том числе право на внеочередное предоставление жилого помещения, считает, что суд не может увеличивать пропущенный срок для реализации права на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, установленный законом.
В апелляционной жалобе председатель Комитета по делам молодежи, семьи, материнства и детства Брянской городской администрации - ФИО8 просит отменить решение суда, полагает, что оно вынесено с нарушением и неправильным применением норм материального и процессуального права, ссылаясь, что дополнительными гарантиями по социальной поддержке пользуются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа в возрасте до 23 лет, следовательно, истец утратил право социальной поддержки лиц указанной категории. Более того ФИО1 Комитетом по делам молодежи, семьи, материнства и детства Брянской городской администрации 13 марта 2009 г. была выдана справка, подтверждающая то, что он относится к вышеуказанной категории лиц и пользуется льготами, предусмотренными законодательством. Эти справки выдавались с целью постановки на жилищный учет в районных администрациях г.Брянска, в личной беседе специалистами отдела опеки и попечительства Комитета ФИО1 было разъяснено его право о постановке на учет, из чего следует, что истец до достижения им возраста 23 лет знал о необходимости постановки на жилищный учет и собирал необходимые документы.
Заслушав доклад судьи областного суда Банного И.И., объяснения представителя Брянской городской администрации ФИО9, представителя Комитета по делам молодежи, семьи, материнства и детства Брянской городской администрации ФИО10, возражения на доводы жалоб ФИО1, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, до 23 лет относился к числу лиц из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку решением Советского районного суда г. Брянска от 13 июля 2004 г. его мать ФИО11 была лишена родительских прав, сведения об отце истца отсутствуют. Также, указанным решением суда за ФИО1 закреплено жилье по адресу: "адрес".
В настоящее время истец зарегистрирован и проживает в указанном жилом помещении, вместе с ним зарегистрированы и проживают три человека. Согласно свидетельству о государственной регистрации права, собственником квартиры является ФИО11 (мать истца) на основании договора на передачу квартиры в собственность от ДД.ММ.ГГГГ, общая площадь жилого помещения составляет 30.1 кв.м.
Постановлением Брянской городской администрации N 1824-П от 25 мая 2005 г. учетная норма площади жилого помещения на территории г. Брянска установлена в размере 14 кв.м. общей площади помещения на 1 человека.
Таким образом, по площади. с учетом проживающих граждан, жилое помещение, расположенное по адресу: "адрес", не соответствует учетной норме площади, установленной на территории г. Брянска.
Согласно сообщению ГУПТИ Брянской области "Брянскоблтехинвентаризация" от 16 августа 2012 г.а N по состоянию на 15 августа 2012 г. за ФИО1 квартир и индивидуальных домовладений в г. Брянске и Брянской области не значится.
В соответствии с ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств, в том числе:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц:
лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 указанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе, не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц.
Судом установлено, что истец обращался в администрацию Брянской области с вопросом об улучшении жилищных условий, однако из ответа администрации от 18 января 2006 г. следует, что ФИО1 не был разъяснен порядок обращения постановки на жилищный учет, а также указано, что данный вопрос может быть рассмотрен администрацией Советского района г. Брянска после определения органом государственной власти субъекта РФ порядка учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, согласно ст. 13 ЖК РФ.
В 2009 г. ФИО1 обращался в Комитет по делам молодежи семьи, материнства и детства Брянской городской администрации, где ему пояснили, что он относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и, что он пользуется льготами, предусмотренными законодательством, что подтверждается справкой N от 13 марта 2009 г. Сведения о разъяснении ему права на получение жилья, порядок постановки на учет как лица относящегося к категории детей оставшихся без попечения родителей, в справке отсутствуют.
Также, в 2010 г. ФИО1 обращался по вопросу внеочередного предоставления жилья к главному федеральному инспектору в Брянской области ФИО12, однако из ответа главы Брянской городской администрации от 5 марта 2010 г. N, вопрос о предоставлении разъяснен не ФИО1, а его сестре ФИО13
При рассмотрении гражданского дела судом первой инстанции, истец пояснил, что органами опеки и попечительства ему не было разъяснено его право на обеспеченность жилым помещением. О Законе Брянской области N 107 он узнал за пределами 23 летнего возраста и не от должностных лиц Комитета по делам молодежи, семьи, материнства и детства. После обращения в Комитет с соответствующим заявлением, ему было отказано во включении в сводный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений, поскольку обращение было после достижения истцом 23 летнего возраста.
Частично удовлетворяя исковые требования ФИО1 суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что так как истец неоднократно обращался в различные органы власти местного самоуправления с целью постановки на жилищный учет и предоставлении жилья во внеочередном порядке как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, бездействие органов местного самоуправления, органов опеки и попечительства, призванных надлежаще исполнять обязанности по защите прав данной категории лиц, выразившееся в длительном неисполнении положений жилищного законодательства по обеспечению жилищных прав ребенка, оставшегося без попечения родителей, не лишает указанных граждан права требовать защиты своих прав.
Доказательств того, что истцу было разъяснено его право о постановке на учет до достижения им возраста 23 лет, и он знал о необходимости постановки на жилищный учет, ответчик суду не представил.
Согласно части 2 статьи 4 Федерального закона N 15-ФЗ от 29 февраля 2012 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей", распространившего действие положений статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) и Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу данного Федерального закона, в случае, если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу данного Федерального закона.
Данным законом также внесены изменения в главу 10 ЖК РФ.
Судом установлено, что до настоящего времени ФИО1 не обеспечен благоустроенным жилым помещением и, поскольку, его право на получение жилого помещения не было реализовано до вступления в силу Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, то в настоящее время у него возникло право на предоставление благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения.
На основании ст. 4 Закона Брянской области от 29 декабря 2012 года N 107-З "Об отдельных вопросах обеспечения, дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа" предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления с учетом информации уполномоченного исполнительного органа государственной власти Брянской области о лицах, нуждающихся в жилье на соответствующей территории.
Согласно ст. 3 указанного Закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, достигшие возраста 14 лет, подлежат включению в список нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда, что с целью реализации права ФИО1 на получение благоустроенного жилого помещения он подлежит включению в свободный список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, формируемый Комитетом по делам молодежи, семьи, материнства и детства Брянской городской администрации.
На основании изложенного, судебная коллегия находит, что суд обоснованно пришел к выводу о частичном удовлетворении исковых требований ФИО1
Выводы суда соответствуют правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, выраженной в "Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013), согласно которой "Жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации, иным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения, поэтому суды выясняли причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении. В случае признания таких причин уважительными суды удовлетворяли требование истца об обеспечении его вне очереди жилым помещением по договору социального найма".
Судебная коллегия полагает, что апелляционные жалобы не содержат доводов, которые в силу ст.330 ГПК РФ могут повлечь отмену обжалуемого решения суда. Нарушений норм материального и процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 327-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 27 ноября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Брянской городской администрации ведущего специалиста правового управления - ФИО6, апелляционную жалобу председателя Комитета по делам молодежи, семьи, материнства и детства Брянской городской администрации - ФИО8 без удовлетворения.
Председательствующий И.И. Банный
Судьи областного суда Ю.В. Горбачевская
А.С.Дульская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.