Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Парамоновой Т.И.,
судей областного суда Тулегенова А.Н., Сидоренковой Е.В.,
при секретаре Скориновой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Парамоновой Т.И. "25" февраля 2014 года дело по апелляционной жалобе заместителя ФИО2 "адрес" ФИО6 на решение Советского районного суда г. Брянска от 18 ноября 2013 года по делу по исковому заявлению ФИО1 к Правительству Брянской области, Департаменту здравоохранения ФИО2 "адрес", Департаменту финансов ФИО2 "адрес" о возложении обязанностей по обеспечению лекарственным препаратом,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 P.M. обратилась в суд с иском, ссылаясь на то, что она является инвалидом второй группы по онкологическому заболеванию. По медицинским показаниям в 2013 году ей рекомендовано лечение лекарственным препаратом "Сутент". Ответчик предоставлял ей лекарственный препарат по май 2013 года, после чего, в выдаче лекарства ей было отказано, по причине отсутствия в бюджете дополнительного финансирования на указанные цели. Поскольку данный лекарственный препарат является для нее жизненно важным и перерыв в его приеме не допустим, так как является прямой угрозой для здоровья и жизни, просила суд обязать Департамент здравоохранения Брянской области выдать ей препарат "Сутент".
Уточнив требования, Мельникова P.M., предъявив иск к Правительству ФИО2 "адрес", Департаменту здравоохранения ФИО2 "адрес" и Департаменту финансов ФИО2 "адрес", просила суд обязать ответчиков принять меры по организации мероприятий, направленных на приобретение лекарственного средства, обязать выделить денежные средства на приобретение лекарственного препарата "Сутент" и обеспечить ее указанным препаратом.
18 ноября 2013 года Советский районный суд г. Брянска постановил решение, которым исковые требования ФИО1 удовлетворил.
Суд решил:
Обязать Департамент финансов ФИО2 "адрес" выделить денежные средства за счет средств областного бюджета на приобретение лекарственного препарата "Сутент" ("Сунитиниб") для ФИО1 в соответствии с заявками Департамента здравоохранения ФИО2 "адрес".
Обязать Правительство ФИО2 "адрес" принять меры по организации мероприятий, направленных на приобретение лекарственного препарата "Сутент" ("Сунитиниб") для ФИО1
Обязать Департамент здравоохранения ФИО2 "адрес" обеспечить ФИО1 препаратом "Сутент" ("Сунитиниб") в соответствии с медицинскими показаниями.
В апелляционной жалобе заместитель ФИО2 "адрес" ФИО6 просит об отмене решения Советского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, считает его вынесенным с неправильным применением норм материального права. Указывает, что возлагая обязанность по выделению средств на приобретение лекарственного препарата для ФИО1 на Департамент финансов ФИО2 "адрес", не указал, какими нормативными правовыми актами руководствовался при возложении обязанности, чем нарушил положения ст. 198 ГПК РФ. Считает, что возложение на департамент финансов ФИО2 "адрес" обязанности по выделению средств не соответствует законодательству и нарушает порядок исполнения бюджета по расходам предусмотренный Бюджетным Кодексом РФ.
До начала рассмотрения дела в суд апелляционной инстанции поступило ходатайство представителя Департамента здравоохранения ФИО2 "адрес" ФИО7 о рассмотрении дела без участия представителя Департамента здравоохранения ФИО2 "адрес".
Определением судебной коллегии по гражданским делам Брянского областного суда от 25 февраля 2014 года ходатайство представителя Департамента здравоохранения ФИО2 "адрес" ФИО7 удовлетворено, определено рассмотреть дело без участия представителя Департамента здравоохранения Брянской области.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Департамента финансов Брянской области ФИО8 доводы апелляционной жалобы поддержал по изложенным в ней основаниям, просил решение суда первой инстанции отменить.
Иные лица, участвующие в деле, не явившиеся в судебное заседание суда апелляционной инстанции, надлежаще извещены судом о месте и времени судебного заседания, доказательств наличия уважительных причин своего отсутствия - не представили, об отложении слушания по делу - не ходатайствовали, поэтому судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело без их участия.
Заслушав доклад по делу судьи областного суда Парамоновой Т.И., выслушав представителя Департамента финансов ФИО2 "адрес" ФИО8, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда постановленным в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Как установлено в суде первой инстанции и подтверждается материалами дела, истец ФИО1 страдает онкологическим заболеванием, с 2004 года состоит на учете в ГБУЗ " ФИО2 "адрес" онкологический диспансер", является инвалидом второй группы по общему заболеванию, что подтверждается справкой МСЭ-2012 N от ДД.ММ.ГГГГ года. В связи с прогрессированием заболевания по медицинским показаниям ФИО1 назначено лечение лекарственным препаратом "Сунитиниб" ("Сутент").
Согласно справки ФГБУ "Российский онкологический научный центр им. Н.Н.Блохина" от ДД.ММ.ГГГГ истцу рекомендован прием препарата 50 мг в день на 4 недели, 2 курса.
В связи с тем, что лекарственный препарат "Сунитиниб" ("Сутент") дорогостоящий, истец обращалась в Правительство ФИО2 "адрес" и Департамент здравоохранения ФИО2 "адрес" с просьбой приобрести для неё указанный препарат, который предоставлялся ей по май 2013 году, однако в дальнейшем ей было отказано в этом по причине отсутствия средств в бюджете дополнительного финансирования на указанные цели.
В соответствии со ст. 41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 года N 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения", регулирующего вопросы обеспечения населения лекарственными средствами, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации поручено своевременно обеспечивать оплату лекарственных средств и изделий медицинского назначения, отпускаемых в установленном порядке населению по рецептам врачей бесплатно при амбулаторном лечении по Перечню групп населения и категорий заболеваний, утвержденному данным Постановлением.
Онкологическое заболевание, имеющееся у ФИО1, входит в перечень заболеваний, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 890, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
В соответствии с Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 07 декабря 2011 года N 2199-р "Об утверждении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2012 год" и от 30 июля 2012 года N 1378-р "Об установлении перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов на 2013 год" препарат "Сунитиниб", назначенный для лечения ФИО1 включен в указанный перечень на 2012 и 2013 годы.
В соответствии с Перечнем дорогостоящих лекарственных препаратов, необходимых для лечения пациентов проживающих на территории ФИО2 "адрес", предоставленных Департаментом здравоохранения Брянской области Губернатору Брянской области в связи с необходимостью дополнительного финансирования, препарат "Сутент" ("Сунитиниб") необходим для обеспечения непрерывного курса лечения ФИО1 (л.д.41).
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 21 октября 2011 года N 856, от 22 октября 2012 года N 1074 утверждены Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на 2012 год, 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, согласно которым органы государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (включая территориальные программы обязательного медицинского страхования).
В соответствии с положениями указанных Программ, лекарственные препараты в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, включая обеспечение граждан лекарственными препаратами, назначенными для больных онкологическими заболеваниями, с учетом лекарственных препаратов, предусмотренных перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, предоставляются за счет бюджетных ассигнований субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст. 13 Закона Брянской области N 21-3 от 11.04.2003 года "О лекарственном обеспечении населения Брянской области" лекарственное обеспечение населения Брянской области организуют органы государственной власти области, органы местного самоуправления, территориальный фонд обязательного медицинского страхования, лечебно-профилактические и фармацевтические организации, страховые медицинские организации.
Уставом Брянской области (в редакции Законов Брянской области от 10.06.2013 года N 37-3, от 31.07.2013 года N 53-3) закреплено, что Правительство Брянской области обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава Брянской области, законов области, иных нормативных правовых актов области, разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития Брянской области, участвует в проведении единой государственной политики в сфере финансов, науки, образования, здравоохранения ... осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина.
Указом губернатора Брянской области от 28.01.2013 г. N 52 "О переименовании финансового управления Брянской области" утверждено Положение о Департаменте финансов Брянской области, согласно которому Департамент финансов Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и долговой политики на территории региона и координирующим деятельность в этой сфере иных исполнительных органов государственной власти Брянской области, организует исполнение бюджета.
В соответствии с Положением "О Департаменте здравоохранения Брянской области", утвержденным Указом Губернатора Брянской области от 29.01.2013 N 76, к задачам Департамента здравоохранения отнесено, в том числе, участие в проведении единой государственной политики в области охраны здоровья населения, создание условий для повышения эффективности деятельности организаций системы здравоохранения на территории Брянской области на основе организации и контроля обеспечения населения и учреждений здравоохранения Брянской области лекарственными средствами, медицинской техникой, изделиями медицинского и иного назначения.
Учитывая изложенное, судебная коллегия, считает, что суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований и, с учетом компетенции каждого из ответчиков, распределил между ними обязанности по обеспечению истца лекарственным препаратом "Сунитиниб" ("Сутент"), поскольку необеспечение ФИО1, являющейся инвалидом второй группы, жизненно важным лекарственным препаратом нарушает её права на получение бесплатной медицинской помощи, гарантированные Конституцией РФ и ставит под угрозу её жизнь и здоровье.
Возлагая на департамент финансов Брянской области обязанность по выделению денежных средств на приобретение лекарственного препарата "Сутент" ("Сунитиниб") для ФИО1, по мнению судебной коллегии, суд первой инстанции правильно исходил из того, что источником финансового обеспечения приобретения данного лекарственного препарата являются средства областного бюджета, который должен формироваться и расходоваться таким образом, чтобы обеспечить всех нуждающихся в медицинской помощи.
Ссылка представителя департамента финансов Брянской области в суде апелляционной инстанции на то, что в решении суда не указана конкретная сумма, необходимая для приобретения лекарства для истца, основанием к отмене решения суда являться не может, поскольку данные требования в суде первой инстанции и апелляционной жалобе не заявлялся. Дело рассмотрено судом в соответствии с правилами ст. 196 ГПК РФ в рамках исковых требований. Кроме того, судебная коллегия исходя из требований ст. ст. 322, 327.1 ГПК РФ рассматривает дело в рамках доводов апелляционной жалобы, в которой не могут содержаться требования, не заявленные при рассмотрении дела в суде первой инстанции.
С учетом изложенного судебная коллегия считает, что суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно, процессуальных нарушений, влекущих за собой отмену решения, судом не допущено.
Оснований для отмены решения суда по доводам, изложенным в жалобе, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 18 ноября 2013 года оставить без изменений, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий: Т.И. Парамонова
Судьи областного суда: А.Н. Тулегенова
Е.В. Сидоренкова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.