Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Парамоновой Т.И.,
судей областного суда Сидоренковой Е.В.,
Фроловой И.М.,
при секретаре Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 25 марта 2014 года по докладу судьи Фроловой И.М. дело по апелляционному представлению военного прокурора Брянского гарнизона Михеева Д.И. на решение Советского районного суда г.Брянска от 16 декабря 2013 года по иску Военного прокурора Брянского гарнизона в интересах В. к Военному комиссариату Брянской области об оспаривании действий, взыскании расходов на погребение,
УСТАНОВИЛА:
Военный прокурор Брянского гарнизона обратился в суд с указанным иском в интересах В., ссылаясь на то, что В. обратилась в отдел военного комиссариата Брянской области по городам Дятьково, Фокино и Дятьковскому району о выплате затраченных ею денежных средств на изготовление памятника её матери - А., которая являлась несовершеннолетним узником на основании удостоверения серии N от ДД.ММ.ГГГГ умершей ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ В. начальником отдела военного комиссариата Брянской области по городам Дятьково, Фокино и Дятьковскому району было отказано в её требованиях, мотивирую тем, что в перечень мер социальной поддержки, представляемых инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, установленных ст. ст. 14, 15 ФЗ "О ветеранах" государственные гарантии по увековечению памяти не включены.
В обоснование иска истец ссылался на положения Указа Президента РФ от 15.10.1992 N 1235, п. 1 Указа Президента РФ от 03.03.2007 N 270, ст. 24 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ), п. 8 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122 и п. 5 ст. 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Постановление Правительства РФ от 06.05.1994 N 460 редакции от 22.02.2012).
По изложенным в иске основаниям, истец просил суд признать незаконными действия отдела военного комиссариата Брянской области по городам Дятьково, Фокино и Дятьковскому району в части отказа В. в выплате затраченных ею денежных средств на изготовление памятника и оградки её матери А., которая являлась несовершеннолетним узником. Обязать военный комиссариат Брянской области выплатить затраченные В. денежные средства на изготовление памятника и оградки её матери - несовершеннолетнему узнику А.
Решением Советского районного суда г.Брянска от 16 декабря 2013 года исковые требования Военного прокурора Брянского гарнизона в интересах В. к Военному комиссариату Брянской области об оспаривании действий, взыскании расходов на погребение, оставлены без удовлетворения.
В апелляционном представлении военный прокурор Брянского гарнизона Михеев Д.И. просит об отмене решения суда, не соглашаясь с выводом суда, согласно которому ст.24 Федерального закона "О ветеранах" на бывших несовершеннолетних узников фашизма не распространяется.
Заслушав доклад по делу судьи Фроловой И.М., объяснения представителей военной прокуратуры Брянского гарнизона Г.., военного комиссариата Брянской области Д.., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что А. ДД.ММ.ГГГГ рождения, проживавшая в г. Фокино Брянской области, состояла на учете в Управлении ПФР в Дятьковском муниципальном районе и городском округе города Фокино Брянской области как бывший несовершеннолетний узник концлагерей - инвалид. Выплаты пенсии и ежемесячной доплаты по указанному основанию были прекращены в связи со смертью получателя ДД.ММ.ГГГГ.
В. обратилась в отдел военного комиссариата Брянской области по городам Дятьково, Фокино и Дятьковскому району о выплате затраченных ею денежных средств на изготовление памятника её матери - А., которая являлась несовершеннолетним узником на основании удостоверения серии N от ДД.ММ.ГГГГ, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ В. начальником отдела военного комиссариата Брянской области по городам Дятьково, Фокино и Дятьковскому району было отказано в ее требованиях, в связи с тем, что в перечень мер социальной поддержки, представляемых инвалидам и участникам Великой Отечественной войны, установленных ст. ст. 14, 15 ФЗ "О ветеранах" государственные гарантии по увековечению памяти не включены.
Суд постановил вышеуказанное решение, так как пришел к выводу, что в настоящее время объем льгот по материально-бытовому обеспечению бывших несовершеннолетних узников фашизма в соответствии с Указом Президента РФ от 15.10.1992 N 1235 и в дальнейшем в соответствии с п. 8 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ определен ст.ст.14, 15 Федерального закона N 5-ФЗ "О ветеранах"; положения ст. 24 Федерального закона "О ветеранах" и п. 1 ст. 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" указаний на их распространение на бывших несовершеннолетних узников фашизма, не содержат, в связи с чем, основания для возмещения членам семьи бывших несовершеннолетних узников фашизма расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробия, отсутствуют.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с приведенными в решении суда выводами, поскольку они основаны на представленных доказательствах и соответствуют нормам права, подлежащим применению в данном случае.
Так, п. 1 Указа Президента РФ от 15.10.1992 "О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны" предусматривает предоставление проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны соответствующих групп; остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма - аналогичные льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
Этим же Указом установлено, что определение порядка выдачи удостоверений о праве на эти льготы и подготовка разъяснений по применению Указа возложены на Министерство социальной защиты населения РФ совместно с заинтересованными центральными органами исполнительной власти.
На момент принятия Указа действовало Положение о льготах для инвалидов Отечественной войны и семей погибших военнослужащих, утвержденное Постановлением Совмина СССР от 23.02.1981 N 209, которое предусматривало в случае смерти инвалида Отечественной войны выплату членам его семьи пособия на погребение; указанное положение не предусматривало выплату компенсаций в виде возмещения расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробных памятников.
12.01.1995 был принят Федеральный закон N 5-ФЗ "О ветеранах", которым в ст. 13 установлена система мер социальной поддержки ветеранов, включающая в себя: 1) пенсионное обеспечение, выплату пособий в соответствии с законодательством Российской Федерации; 2) получение ежемесячной денежной выплаты; 3) получение и содержание жилых помещений; 4) оплату коммунальных услуг; 5) медицинское, протезно-ортопедическое обслуживание (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
Меры социальной поддержки инвалидов войны установлены ст. 14 Федерального закона N 5-ФЗ "О ветеранах", меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны - ст. 15 данного закона. Положения указанных норм закона не предусматривают меры социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны в виде возмещения расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробных памятников.
В соответствии с п. 5 Разъяснений "О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны", утвержденных Постановлением Минтруда РФ от 07.07.1999 N 20 (ред. от 25.06.2009) при решении вопросов, связанных с предоставлением льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, следует иметь в виду, что в Указе Президента РФ от 15.10.1992 N 1235 не определен объем предоставляемых льгот бывшим несовершеннолетним узникам фашизма, а только указана категория граждан, к которой они приравнены по материально-бытовым льготам, - инвалиды и участники Великой Отечественной войны; поскольку с выходом Федерального закона "О ветеранах" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 3, ст. 168) для инвалидов и участников Великой Отечественной войны предусмотрены льготы соответственно статьями 14 и 15 названного Закона, то и бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются аналогичные льготы.
Положениями п. 8 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что проживающим на территории Российской Федерации бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанным инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны; остальным бывшим несовершеннолетним узникам фашизма предоставляются ежемесячные денежные выплаты, меры социальной поддержки и льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих.
В соответствии со ст. 24 Федерального закона N 5-ФЗ "О ветеранах" (в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ) погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей); для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба; погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Федеральным законом N 64-ФЗ от 30.05.2001 положения ст. 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" дополнены частью 5, устанавливающей, что погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников; расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
Таким образом, в настоящее время объем льгот по материально-бытовому обеспечению бывших несовершеннолетних узников фашизма в соответствии с Указом Президента РФ от 15.10.1992 N 1235 и в дальнейшем в соответствии с п. 8 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ определен ст. ст. 14, 15 Федерального закона N 5-ФЗ "О ветеранах"; положения ст. 24 Федерального закона N 5-ФЗ "О ветеранах" и п. 5 ст. 11 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" указаний на их распространение на бывших несовершеннолетних узников фашизма, не имеют, в связи с чем основания для возмещения членам семьи бывших несовершеннолетних узников фашизма расходов, связанных с изготовлением и установкой надгробия, отсутствуют.
В апелляционном представлении указывается на неправильное применение судом норм материального права, поскольку действующее законодательство, по мнению истца, устанавливает равное правовое положение бывших несовершеннолетних узников фашизма и той категории ветеранов, к которой они приравнены - инвалидов или участников Великой Отечественной войны.
Указанные доводы основаны на неправильном толковании действующего законодательства. Так лица, относящиеся к категории ветеранов Великой Отечественной войны, указаны в ст. 2 Федерального закона N 5-ФЗ "О ветеранах", а к категории инвалидов Великой Отечественной войны - в ст. 4 закона, в которых бывшие несовершеннолетние узники фашизма не поименованы; положения главы 2 указанного Закона устанавливают различный объем мер социальной поддержки в зависимости от категории ветеранов; положения Указа Президента РФ от 15.10.1992 N 1235 и в дальнейшем п. 8 ст. 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ лишь распространяют на бывших несовершеннолетних узников фашизма льготы по материально-бытовому обеспечению, установленные для инвалидов Великой Отечественной войны или для участников Великой Отечественной войны, в виде ежемесячных денежных выплат, мер социальной поддержки и льгот, предусмотренных ст. ст. 14 и 15 Федерального закона N 5-ФЗ "О ветеранах".
С учетом вышеизложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд, руководствуясь нормами действующего законодательства РФ, правильно определил юридически значимые обстоятельства; данные обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам; доводы апелляционного представления не содержат правовых оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены судебного решения.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Брянска от 16 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционное представление без удовлетворения.
Председательствующий Т.И.Парамонова
Судьи облсуда Е.В.Сидоренкова
И.М.Фролова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.