Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Банного И.И.
судей областного суда Горбачевской Ю.В., Дульской А.С.
при секретаре Милица Н.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Банного И.И. 25 марта 2014 года дело по апелляционной жалобе временно исполняющего обязанности директора Департамента строительства и архитектуры Брянской области ФИО7 на решение Советского районного суда гор. Брянска от 9 января 2014 года по гражданскому делу по иску ФИО1 к Департаменту строительства и архитектуры Брянской области о понуждении предоставить социальную выплату на приобретение жилья,
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что в период с 26 апреля 1986 г. по 14 марта 1987 г. она проживала в "адрес" "адрес", который относится к зоне проживания с правом на отселение. Добровольно выехав в "адрес", с 1994 г. состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. На основании распоряжения Унечской городской администрации от 10 декабря 2012 г. N ФИО1 включена в состав подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы.
Письмом Департамента строительства и архитектуры Брянской области от 15 июля 2013 г. N N она была уведомлена об отказе в предоставлении ей социальной выплаты на приобретение жилья со ссылкой на ст.10 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (Закон РФ от 15 мая 1991 г. N1244-1), т.к. имеет удостоверение добровольно выехавшего из зоны отселения Беларуси.
Полагая данный отказ незаконным и нарушающим ее жилищные права, ФИО1 просила суд включить ее в сводный список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы и обязать Департамент строительства и архитектуры Брянской области выдать ей государственный жилищный сертификат (уточненные в порядке ст.39 ГПК РФ требования).
В судебном заседании ФИО1 исковые требования поддержала, просила суд их удовлетворить.
Представитель ответчика - Департамента строительства и архитектуры Брянской области ФИО6 иск не признала, указав на обоснованность отказа истцу в выдаче государственного жилищного сертификата как лицу, выехавшему из зоны проживания с правом на отселение с территории Белоруссии.
Представитель третьего лица - Унечской городской администрации в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания был извещен надлежаще, в материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с чем суд в соответствии со ст.167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие представителя третьего лица.
Решением Советского районного суда гор. Брянска от 9 января 2014 г. исковые требования ФИО1 удовлетворены. Суд обязал Департамент строительства и архитектуры Брянской области включить ФИО1 в сводный список участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы по Брянской области и выдать ей государственный жилищный сертификат на состав семьи два человека в соответствии с Правилами выдачи и реализации государственных жилищных сертификатов в порядке очередности постановки на жилищный учет в соответствии с действующим законодательством.
В апелляционной жалобе временно исполняющий обязанности директора Департамента строительства и архитектуры Брянской области ФИО7 просит об отмене решения суда, как постановленного при неправильном применении норм материального права. Считает, что действие Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 не распространяется на граждан, добровольно выехавших с территории Белоруссии (из Республики Беларусь), поскольку в соответствии со ст.10 названного Закона к зоне проживания с правом на отселение относится только часть территории Российской Федерации.
В заседание судебной коллегии стороны, представитель третьего лица - Унечской городской администрации, надлежаще извещенные судом о месте и времени судебного заседания, не явились, доказательств уважительных причин своего отсутствия не представили, об отложении слушания по делу не ходатайствовали. На основании ст.327 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие.
Заслушав доклад судьи областного суда Банного И.И., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене решения суда не находит.
В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 21 марта 2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N1050, является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Право на получение такой социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, имеют граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со статьями 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (п.п. "е" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011- 2015 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153).
Согласно п.11 ч.1 ст.13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N1244-1, к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
В силу ст.22 и п.7 ст.17 названного Закона вышеуказанной категории лиц гарантируются меры социальной поддержки, в том числе в виде обеспечения нуждающихся в улучшении жилищных условий жилой площадью в размерах и порядке, установленных Правительством Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 имеет удостоверение сер. АК N от 18 февраля 2013 г., выданное Департаментом строительства и архитектуры Брянской области, подтверждающее ее право как лица, добровольно выехавшего из зоны проживания с правом на отселение - "адрес", где она проживала в период с 26 апреля 1986 г. по 14 марта 1987 г., на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Законом РФ от 15 мая 1991 г. N1244-1.
На жилищном учете в Унечской городской администрации ФИО1 состоит со 2 ноября 1994 г., однако до настоящего времени истец жильем не обеспечена, проживает вместе с сыном ФИО8 в жилом помещении по адресу: "адрес", занимаемом на основании договора коммерческого найма. По данным Управления Росреестра по Брянской области ни ФИО1, ни ее сын квартир и индивидуальных домовладений в собственности не имеют.
Удовлетворяя исковые требования ФИО1, суд первой инстанции правомерно руководствовался вышеприведенными положениями действующего законодательства, предусматривающими право лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, в том числе истца, на участие в подпрограмме "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы.
Ссылаясь в обоснование доводов апелляционной жалобы на ст.10 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N1244-1, которая устанавливает правовой статус территорий Российской Федерации, относящихся к зоне проживания с правом на отселение, ответчик по существу оспаривает право ФИО9, переселившейся с территории Белоруссии на территорию Российской Федерации, и пострадавшей от аварии на Чернобыльской АЭС, получать меры социальной поддержки, предусмотренные названным Законом.
Вместе с тем, согласно ст.49 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N1244-1 гражданам, пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС, и участникам ликвидации ее последствий, переселившимся с территорий Украины, Республики Беларусь и других государств на территорию Российской Федерации для постоянного проживания, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом.
Данное право ФИО9 подтверждается соответствующим удостоверением, выданным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которое никем не оспорено и не признано недействительным.
Довод апелляционной жалобы о различных критериях отнесения территориальных зон к зонам радиоактивного загрязнения по законодательству Российской Федерации и законодательству Республики Беларусь не является юридически значимым обстоятельством для разрешения настоящего спора.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что при разрешении спора суд правильно определил юридически значимые обстоятельства, они подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым дана надлежащая оценка. Доводы апелляционной жалобы выводов решения не опровергают, направлены на иную оценку доказательств и иное толкование норм материального права, которое коллегия полагает неверными, основанием к отмене решения такие доводы быть не могут. Нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было. Оснований к отмене решения суда судебной коллегией не усматривается.
Руководствуясь ст.ст.328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда гор. Брянска от 9 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу временно исполняющего обязанности директора Департамента строительства и архитектуры Брянской области ФИО7 - без удовлетворения.
Председательствующий И.И. Банный
Судьи областного суда Ю.В. Горбачевская
А.С.Дульская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.