Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Парамоновой Т.И.,
судей областного суда Сидоренковой Е.В.,
Фроловой И.М.,
при секретаре Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 08 апреля 2014 года по докладу судьи Фроловой И.М. дело по апелляционной жалобе А. на решение Советского районного суда г.Брянска от 28 января 2014 года по иску А. к Военному комиссариату Брянской области о перерасчете пенсии,
УСТАНОВИЛА:
А. обратилась в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что 01 декабря 1995 года она была уволена в отставку из рядов Вооруженных Сил по п. 3 ст. 48 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (в связи с достижением предельного возраста на военной службе), приказом командира в/ч N N от ДД.ММ.ГГГГ она была исключена из списков личного состава части и направлена в распоряжение Советского РВК г. Брянска. Сразу после увольнения она переехала в г. Брянск и была принята на учет в Советский РВК ДД.ММ.ГГГГ. К моменту увольнения в запас она имела календарную выслугу в Вооруженных Силах РФ 31 год, а в льготном исчислении 47 лет 7 месяцев, из них более 17 лет (с 1978 по 1995гг.) службы в районах Крайнего Севера (на островах Северного Ледовитого океана - на острове Новая Земля). Ей была начислена пенсия в размере 588 руб. без учета районного коэффициента. В июне месяце 2012 года она узнала о существовании Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям", в соответствии с которым размер ее пенсии подлежит пересмотру с учетом районного коэффициента для лиц, проработавших в районах Крайнего Севера не менее 15 лет, независимо от места проживания и времени обращения за пенсией. После этого она обратилась в Военный комиссариат Брянской области с заявлением о перерасчете ее пенсии с учетом районного коэффициента 2,0 с 01 декабря 1995 года. 04 октября 2012 года по почте ею был получен ответ, в котором сообщается, что "Военным комиссариатом Брянской области с 01 декабря 1995 года Вам впервые была назначена пенсия за выслугу лет, т.е. в местности, где районный коэффициент не установлен". 23 апреля 2013 года она обратилась в Военную прокуратуру Брянского гарнизона по вопросу исчисления и выплаты пенсии. Ею был получен ответ от 22 мая 2013 года, что в действиях должностных лиц Военного комиссариата Брянской области при исчислении и выплате пенсии нарушений не выявлено.
На основании изложенного просила суд обязать ответчика произвести перерасчет ее пенсии с учетом районного коэффициента к заработной плате работников непроизводственных отраслей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (2,0) с 01 декабря 1995 года и выплачивать ее пожизненно; произвести расчёт недополученной ею пенсии с 01 декабря 1995 года по настоящее время, используя районный коэффициент 2,0 с учетом индексации; обязать ответчика возместить недополученную ею разницу в денежной сумме между положенной по закону пенсией с 01 декабря 1995 года по настоящее время (с учетом районного коэффициента к заработной плате работников непроизводственных отраслей в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях 2,0) с учетом индексации.
Решением Советского районного суда г.Брянска от 28 января 2014 года в удовлетворении иска А. отказано.
В апелляционной жалобе А. просит об отмене решения суда, указывая, что заявления от 06.05.2003 года о перерасчете пенсии она не писала; перерасчет ей пенсии предусмотрен ст.31 Закона РФ от 19.02.1991г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях"; действующим законодательством не предусмотрен порядок пересмотра (уменьшения) районного коэффициента, ошибочно назначенного при определении размера пенсии военнослужащего.
Заслушав доклад по делу судьи Фроловой И.М., объяснения А., в ее интересах В., возражения представителя военного комиссариата Брянской области Г., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом, А. на основании приказа командира войсковой части N от 28 ноября 1995 года уволена в отставку в соответствии с п. 3 ст. 48 Закона "О воинской обязанности и военной службе" (в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе) с 01 декабря 1995 года и направлена для постановки на воинский учет в Советский РВК г. Брянска.
На момент увольнения выслуга лет А. составила: общая - 48, календарная - 31 (расчет на пенсию за выслугу лет из пенсионного дела N); период службы в районах Крайнего Севера - 16 лет 11 мес. 01 день (расчет от ДД.ММ.ГГГГ).
Военным комиссариатом Брянском области 11 января 1996 года А. с 01 декабря 1995 года впервые была назначена пенсия за выслугу лет в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
06 мая 2003 года А. обратилась в Военный комиссариат Брянской области с заявлением о перерасчете пенсии с учетом районного коэффициента.
С 01 января 2003 года А. был произведен перерасчет пенсии, с данного периода пенсия выплачивается с учетом предельного размера коэффициента 1,5.
Суд постановил вышеуказанное решение, так как на момент увольнения А. с военной службы и ее первичного обращения за назначением пенсии в Военный комиссариат Брянской области, действовавшая редакция статьи 48 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" не позволяла назначать военному пенсионеру пенсию и определять ее размер с учетом районного коэффициента, если он к моменту обращения за назначением пенсии не проживал в местности, отнесенной к районам Крайнего Севера или приравненных районам Крайнего Севера местностям, в которой к заработной плате рабочих и служащих устанавливался районный коэффициент.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с приведенными в решении суда выводами, поскольку они основаны на представленных доказательствах и соответствуют нормам права, подлежащим применению в данном случае.В силу требований ст. 1 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 (в редакции, действовавшей с 01 февраля 1993 года по 06 декабря 1995 года), условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются: а) на проживающих в Российской Федерации: лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах Российской Федерации и Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, формированиях правительственной связи, войсках гражданской обороны, органах безопасности и органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и семьи этих лиц; лиц офицерского состава, прапорщиков и мичманов, проходивших военную службу в Вооруженных Силах, войсках и органах Комитета государственной безопасности, внутренних и железнодорожных войсках, других воинских формированиях бывшего Союза ССР, и семьи этих лиц; лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, и семьи этих лиц; лиц, указанных в статье 4 настоящего Закона, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел в других государствах, и семьи этих лиц - при условии, если договорами (соглашениями) о социальном обеспечении, заключенными Российской Федерацией либо бывшим Союзом ССР с этими государствами, предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения по законодательству государства, на территории которого они проживают; б) на лиц, проходивших военную службу в качестве офицеров, прапорщиков и мичманов или военную службу по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин в Вооруженных Силах, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, формированиях правительственной связи, войсках гражданской обороны, органах безопасности и органах внешней разведки, других воинских формированиях Российской Федерации и бывшего Союза ССР, созданных в соответствии с законодательством, в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств, и семьи этих лиц, которые проживают в государствах - бывших республиках СССР, не являющихся участниками Содружества Независимых Государств, если законодательством указанных государств не предусмотрено осуществление их пенсионного обеспечения на основаниях, установленных для лиц, проходивших военную службу, и их семей.
В соответствии со ст. 48 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 (в редакции, действовавшей с 01 февраля 1993 года по 06 декабря 1995 года) пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членов их семей, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям и повышения, кроме предусмотренных статьей 45 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Согласно ч. 1 ст. 8 Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходивших военную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) и пенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 3-ФЗ "О внесении дополнения в статью 48 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" статья 48 названного Закона Российской Федерации была дополнена частью третьей.
В соответствии с действующей редакцией части 3 ст. 48 Закона Российской Федерации от 12.02.1993 года N 4468-1 пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, прослуживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников коэффициент не установлен или установлен в меньшем размере, чем по последнему месту службы этих лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом (включая надбавки к пенсиям, предусмотренные статьями 17 и 24 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона), исчисляются с применением коэффициента, установленного к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников по последнему месту службы указанных лиц в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от времени обращения за назначением пенсии. При этом предельный размер коэффициента, с учетом которого исчисляются указанные пенсии, составляет 1,5.
Утверждения А. в апелляционной жалобе о том, что она не писала заявления с просьбой произвести перерасчет пенсии от 06.05.2003 года, опровергаются материалами дела (л.д.59).
Доводы апелляционной жалобы А. о том, что перерасчет пенсии предусмотрен ст.31 Закона РФ от 19.02.1991г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", являлись предметом исследования суда первой инстанции, нашли свое отражение в решении и обоснованно были признаны судом несостоятельными. Таким образом, доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, направлены на переоценку выводов суда, что не является основанием для отмены либо изменения решения.
Судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам и требованиям закона.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Брянска от 28 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий Т.И.Парамонова
Судьи облсуда Е.В.Сидоренкова
И.М.Фролова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.