Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Парамоновой Т.И.,
судей областного суда Сидоренковой Е.В.,
Фроловой И.М.,
при секретаре Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 01 апреля 2014 года по докладу судьи Фроловой И.М. дело по апелляционной жалобе А. на решение Советского районного суда г.Брянска от 15 января 2014 года по иску А. к Брянской городской администрации, Комитету по делам молодежи, семьи, материнства и детства Брянской городской администрации о включении в список нуждающихся в жилых помещениях по договору найма специализированных жилых помещений и предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения,
УСТАНОВИЛА:
Истец обратилась в суд к Советской районной администрации гор. Брянска о включении в список нуждающихся в жилых помещениях по договору найма специализированных жилых помещений и предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, ссылаясь на то обстоятельство, что она относится к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. До настоящего времени за ней не закреплено никакого жилого помещения по договору социального найма, она также не является собственником какого-либо помещений.
ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Советскую районную администрацию гор. Брянска с заявлением о принятии ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Распоряжением Советской районной администрации гор. Брянска от ДД.ММ.ГГГГ N ей было отказано в принятии на жилищный учет, ссылаясь на п.1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ и п. "а" ст. 6 Закона Брянской области от 09.06.2006 года N 37-3 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма на территории Брянской области", а также на то обстоятельство, что к моменту подачи заявления о постановке на жилищный учет по списку внеочередного предоставления жилья ей исполнилось 23 года. Истец с данным отказом не согласна.
Определением Советского районного суда гор. Брянска от 07.06.2013 года в качестве соответчиков по настоящему делу привлечены Брянская городская администрация, Комитет по делам молодежи, семьи, материнства и детства Брянской городской администрации.
Определением Советского районного суда гор. Брянска от 11.12.2013 года производство по делу по иску А. к Советской районной администрации гор. Брянска о включении в список нуждающихся в жилых помещениях по договору найма специализированных жилых помещений и предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, прекращено в связи с отказом от исковых требований.
Истица просила обязать Брянскую городскую администрацию включить ее в список нуждающихся в жилых помещениях по договору найма специализированных жилых помещений, как лица, ранее относившихся к лицам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и обязать предоставить ей жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения на территории гор. Брянска.
Решением Советского районного суда г.Брянска от 15 января 2014 года в удовлетворении исковых требований А. к Брянской городской администрации, Комитету по делам молодежи, семьи, материнства и детства Брянской городской администрации о включении в список нуждающихся в жилых помещениях по договору найма специализированных жилых помещений и предоставлении жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения отказано.
В апелляционной жалобе А. просит отменить решение суда, выражая свое несогласие с выводом суда, о том, что обязательным условием реализации права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого фонда является факт постановки на жилищный учет до достижения 23 лет. Также указывает, что судом не дано оценки причинам, приведшим к тому, что она не была постановлена на жилищный учет до 23 лет. Суд разрешил дело по существу до получения ответа на судебный запрос из администрации Климовского района.
Заслушав доклад по делу судьи Фроловой И.М., объяснения представителя Комитета по делам молодежи, семьи, материнства и детства Брянской городской администрации В., проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что истица относилась к категории граждан детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Предельного возраста постановки на учет по предоставлению благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения (23 года) А. достигла ДД.ММ.ГГГГ.
Как пояснила истица в судебном заседании, ранее на учете в качестве нуждающейся в жилом помещении не состояла, поскольку о ее праве она не знала, уполномоченные органы в известность о наличие у нее права не поставили.
С заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении обратилась в администрацию Советского района гор. Брянска только ДД.ММ.ГГГГ
С заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении истец обратилась в Комитет по делам молодежи, семьи, материнства и детства Брянской городской администрации только после обращения в суд с настоящим иском.
Распоряжением Советской районной администрации гор. Брянска от ДД.ММ.ГГГГ N ей было отказано в принятии на жилищный учет, ссылаясь на п.1 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ и п. "а" ст. 6 Закона Брянской области от 09.06.2006 года N 37-3 "О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма на территории Брянской области", а также на то обстоятельство, что к моменту подачи заявления о постановке на жилищный учет по списку внеочередного предоставления жилья ей исполнилось 23 года.
Выпиской из протокола N заседания комиссии по вопросам предоставления жилых помещений детям - сиротам, детям оставшимся без попечения родителей, и лиц из их числа от ДД.ММ.ГГГГ Комитета по делам молодежи, семьи, материнства и детства Брянской городской администрации, истцу также отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа, нуждающихся в жилых помещениях по договорам найма специализированных жилых помещений в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и ст. 1 Закона Брянской области от 29.12.2012 года N 107-3 "Об отдельных вопросах обеспечения дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа в Брянской области".
Суд постановил вышеуказанное решение, так как пришел к выводу, что на момент обращения с заявлением о постановке на учет истец утратила статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с достижением возраста 23 лет, который и должен рассматриваться по аналогии с пресекательным сроком, по истечении которого утрачивается материальное право.
Судебная коллегия в полной мере соглашается с приведенными в решении суда выводами, поскольку они основаны на представленных доказательствах и соответствуют нормам права, подлежащим применению в данном случае.
В соответствии со ст. 8 ФЗ от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно преамбуле указанного закона дополнительные гарантии по социальной поддержке, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору найма, распространяются на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
Предоставление вне очереди жилого помещения по договору найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. Действительно, по достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные ФЗ от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Доводы апелляционной жалобы со ссылкой на Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013 г., согласно которому отсутствие лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им жилого помещения, поэтому суду следует выяснять причины, в силу которых истец своевременно не встал (не был поставлен) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, а случае признания таких причин уважительными, требование об обеспечении жилым помещением подлежит удовлетворению, несостоятельны.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
А. не представлено, а судом не добыто доказательств уважительности причин, в силу которых истец своевременно не встала (не была поставлена) на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении.
Согласно ответу на судебный запрос, поступившему из администрации Климовского района Брянской области, учетного дела А., ДД.ММ.ГГГГ рождения, в органе опеки и попечительства администрации Климовского района не имеется, так как А. не состояла на жилищном учете в Климовском муниципальном районе по состоянию на 01.01.2013 года. По вопросу включения в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в Климовском муниципальном районе А. в орган опеки и попечительства администрации Климовского района не обращалась.
Довод жалобы о том, что на основании п. 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ за истцом сохранилось право на предоставление жилого помещения вне зависимости от того, что она до достижения 23-летнего возраста не обращалась с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, не обоснован, поскольку данной нормой не установлено право на обеспечение жилыми помещениями за лицами, не вставшими на соответствующий учет до 23-летнего возраста.
Изучение материалов дела указывает на то, что все приведенные А. при обращении в суд доводы являлись предметом исследования суда и им дана оценка, которую судебная коллегия находит правильной, так как она сделана в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями действующего законодательства.
С учетом изложенных обстоятельств постановленное по делу решение следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены, о чем ставится вопрос в апелляционной жалобе, судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г.Брянска от 15 января 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий Т.И.Парамонова
Судьи облсуда Е.В.Сидоренкова
И.М.Фролова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.