Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего - Пашковского Д.И.,
судей - Малякина А.В., Данцевой Т.Н.,
при секретаре - Шалаевой Д.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Данцевой Т.Н.
гражданское дело по заявлению Спирина "данные изъяты" к Отделу Военного комиссариата Красноярского края по Октябрьскому и Железнодорожному районам г. Красноярска о признании действий незаконными, возложении обязанности устранить допущенные нарушения
по апелляционной жалобе Спирина А.А.
на решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 24 сентября 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении заявления Спирина "данные изъяты" о возложении обязанности на Отдел Военного комиссариата Красноярского края по Октябрьскому и Железнодорожному районам г. Красноярска заменить военный билет, отказать в полном объеме".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Спирин А.А. обратился в суд с заявлением (с учетом производившихся уточнений) о признании незаконным ответа начальника Отдела Военного комиссариата (далее - ОВК) Красноярского края по Октябрьскому и Железнодорожному районам г. Красноярска от 21 мая 2013 года, возложении обязанности устранить нарушение - заменить военный билет "данные изъяты" от 23 июля 2002 года, исключив из него сведения об освобождении его (заявителя) от воинской обязанности по группе 1 ст. 15 "а" Постановления Правительства РФ "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" от 20 апреля 1995 года "данные изъяты"
В обоснование своих требований сослался на то, что решением Военного комиссариата Железнодорожного района г. Красноярска от 12 мая 2000 года он освобожден от исполнения воинской обязанности ввиду наличия у него психического заболевания и нахождения на амбулаторном учете в БУЗО "Красноярский краевой психоневрологический диспансер". 23 июля 2002 года ему выдан военный билет с внесением соответствующей записи. Однако в 2001 году он (Спирин А.А.) был снят с психиатрического учета, заключением врачебной комиссии от 13 декабря 2005 года выставленный ему диагноз - признан ошибочным. В связи с этим 10 мая 2013 года он представил в ОВК Красноярского края по Октябрьскому и Железнодорожному районам г. Красноярска заявление о проведении его переосвидетельствования, постановке на воинский учет и замене военного билета. Однако в удовлетворении его просьбы необоснованно отказано. Указание в военном билете на наличие у него психического заболевания препятствует его трудоустройству, получению кредита, медицинских документов.
Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.
Не согласившись с названным судебным актом, Спирин А.А. представил апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос об его отмене, указывая на те же доводы, что и в изначально поданном заявлении.
Участники процесса (за исключением представителя заявителя и Военного комиссариата Красноярского края), надлежащим образом извещенные о времени и месте слушания дела (уведомления о вручении заказной корреспонденции на л.д. 118, 120-121), не явились, причины неявки не сообщили. От главного врача КГБУЗ "Красноярский краевой психоневрологический диспансер N 1" поступило ходатайство о проведении судебного заседания без представителя данной медицинской организации. С учетом положений ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя Спирина А.А. - Кихтенко В.В., поддержавшего доводы жалобы, представителя Военного комиссариата Красноярского края - Чихачнва Г.И., полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия не находит оснований для отмены оспариваемого судебного акта.
Как усматривается из представленных материалов и установлено в ходе рассмотрения дела, Спирин А.А. на основании решения призывной комиссии Военного комиссариата Железнодорожного района г. Красноярска от 12 мая 2000 года, подготовленного по итогам проведенного медицинского освидетельствования гражданина, признан негодным к военной службе в порядке п. "а" ст. 15 Расписания болезней (Приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 20 апреля 1995 года N 390) - ввиду наличия психического заболевания (шизофрения). Данная информация получила отражение и в оформленном 23 июля 2002 года на имя заявителя военном билете "данные изъяты", где также сделана отметка о снятии последнего с воинского учета.
В дальнейшем Спирин А.А., полагая, что имеет место положительная динамика в лечении обнаруженного у него заболевания (в частности, он в 2001 году уже снят с психиатрического учета в КГБУЗ "Красноярский краевой психоневрологический диспансер"), желая иметь возможность в полной мере реализовать свои гражданские права, 10 мая 2013 года направил в ОВК Красноярского края по Октябрьскому и Железнодорожному районам г. Красноярска заявление о предоставлении ему перечня документов, необходимых для организации прохождения им переосвидетельствования с последующей постановкой на воинский учет и заменой военного билета. К таковому он приобщил копии медицинских справок и водительского удостоверения (л.д. 11-14). Однако в удовлетворении его просьбы отказано в связи с отсутствием, в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 года N 123, оснований для направления на медицинское освидетельствование. Данная информация была доведена до сведения Спирина А.А. посредством направления в его адрес письма от 21 мая 2013 года N 2/3180 за подписью начальника указанного ОВК (л.д. 15).
Отказывая в удовлетворении предъявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в настоящем случае у военного комиссариата не имеется обязанности по направлению заявителя для прохождения повторного медицинского освидетельствования. Судебная коллегия находит данный вывод суда правильным, а доводы апелляционной жалобы об обратном - подлежащими отклонению ввиду следующего.
Так, в соответствии со ст. 5.1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ граждане в связи с исполнением воинской обязанности проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами. Порядок организации и проведения такого освидетельствования определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, а его финансовое обеспечение осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктом 17 Положения о военной врачебной комиссии, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25 февраля 2003 года N 123 (действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений), предусмотрено, что врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
Граждане, признанные не годными к военной службе, в случае, если в результате их обследования в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения ранее установленный им диагноз изменен или они признаны здоровыми, могут быть освидетельствованы повторно (п. 39 Положения).
Таким образом, как следует из системного толкования приведенных норм права, направление на проведение повторного медицинского освидетельствования граждан, признанных не годными к военной службе, проводится с целью учета таких граждан в определенных законом случаях и является правом, а не обязанностью военных комиссариатов.
Ущемления права Спирина А.А. на военную службу в рассматриваемом случае не допущено. На дату его обращения с заявлением о проведении повторного медицинского освидетельствования (май 2013 года) ему уже исполнился 31 год, в связи с чем в соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" он не подлежал призыву на военную службу. Кроме того, как установлено судом и не оспаривается подателем апелляционной жалобы, обращение с названным заявлением связано не с намерением Спирина А.А. исполнить воинскую обязанность, поступить на военную службу по контракту или в мобилизационный людской резерв, как это предусмотрено ст.ст. 5, 5.1 упомянутого Закона, а преследовало иную цель - в частности, оформление документов для трудоустройства.
При таком положении у суда не имелось правовых оснований для признания оспариваемого ответа начальника ОВК Красноярского края по Октябрьскому и Железнодорожному району г. Красноярска незаконным, возложении обязанности произвести замену военного билета.
При рассмотрении дела нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Выводы суда обстоятельно мотивированы, подтверждаются совокупностью исследованных судом доказательств, которым дана надлежащая оценка с точки зрения относимости, допустимости и достоверности (ст. 67 ГПК РФ).
Вместе с тем суда апелляционной инстанции полагает, что из мотивировочной части оспариваемого решения подлежит исключению указание на пропуск Спириным А.А. трехмесячного срока для предъявления в суд заявления об оспаривании решения должностного лица.
В силу ст. 256 ГПК РФ отправной точкой для исчисления данного срока является день, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности, привлечении к ответственности. Как видно из материалов дела, заявителем обжалуется ответ начальника ОВК Красноярского края по Октябрьскому и Железнодорожному районам г. Красноярска от 21 мая 2013 года, отказавшего в направлении на переосвидетельствование и замене военного билета. Заявление о признании данного акта незаконным было направлено Спириным А.А. в суд по почте 3 июня 2013 года, поступило адресату 11 июня 2013 года, что подтверждается почтовым штемпелем, проставленным на конверте, и отметкой о регистрации (л.д. 5, 17), то есть в пределах установленного законом трехмесячного срока. Суждение же суда первой инстанции, что при исчислении срока надлежит учитывать день прохождения заявителем медицинского освидетельствования и принятия призывной комиссией решения об освобождении его воинской обязанности ввиду наличия психического заболевания, является неверным, поскольку данная дата не имеет определяющего значения в рассматриваемом случае.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 24 сентября 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Спирина "данные изъяты" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.