Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего: Гареевой Е.Б.,
судей: Быстровой М.Г., Мирончика И.С.,
при секретаре: Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Мирончика И.С. гражданское дело по исковому заявлению Шкарина АС. к Администрации г. Шарыпово Красноярского края о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
по апелляционной жалобе представителя Шкарина А.С. - Давиденко О.И.,
на решение Шарыповского городского суда Красноярского края от 24 декабря 2013 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Шкарина АС. к Администрации города Шарыпово Красноярского края о предоставлении по договору социального найма жилого помещения, равнозначного ранее занимаемому жилому помещению, в черте города Шарыпово, отвечающего санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 51,5 кв.м., в том числе жилой площадью не менее 27,7 кв.м., с количеством двух комнат, - отказать".
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шкарин А.С. обратился в суд с иском к Администрации г. Шарыпово о предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Требования мотивированы тем, что с 13.04.2000 г. он вместе с супругой и сыном проживал и состоит на регистрационном учете в двухкомнатной квартире, жилой площадью "данные изъяты", находившейся по адресу: "адрес" принадлежащей на праве собственности его матери Шкариной Н.И. Дом, в которым они проживали, заключением межведомственной комиссии был признан не пригодным для проживания, и весной 2006 года жильцы дома выселены в связи с его аварийным состоянием. На момент сноса дома, право пользования у него в установленном законом порядке прекращено не было, равно, как не было оно прекращено и после сноса жилого дома. Несмотря на обращения к ответчику с просьбой о предоставлении другого равноценного помещения по договору социального найма, жилье до настоящего времени ему не предоставлено, своего жилья он не имеет. Законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение. При таких обстоятельствах, администрация г. Шарыпово должна была переселить его в другое жилое помещение, как лицо с не прекращенным правом пользования жилым помещением. В связи с чем, Шкарин А.С. просит обязать ответчика предоставить ему по договору социального найма жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому, в виде квартиры, состоящей не более чем из двух комнат, в черте города, отвечающее санитарным и техническим требованиям, со степенью благоустройства применительно к условиям данного населенного пункта, общей площадью не менее "данные изъяты"., а также взыскать судебные издержки в размере 21500 руб. за оформление доверенности на представителя у нотариуса, за справку Росреестра, за услуги представителя.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель Шкарина А.С. - Давиденко О.И. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что судом неправильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, в связи с чем, просит удовлетворить исковые требования. На момент выселения право пользования у истца не было прекращено. Собственнику помещения предложения о заключении соглашения о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену не поступало, несмотря на то, что собственник жилого помещения имел право выбора на предоставление другого жилого помещения, либо его выкуп. Данного права собственник по воле ответчика был лишен.
По смыслу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства. Поэтому неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве иных процессуальных правах.
Судебная коллегия, руководствуясь ст. ст. 167, 327 ГПК РФ, признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон, своевременно и надлежащим образом извещенных о рассмотрении данного дела; не предоставивших в суд доказательств уважительности неявки.
Проверив материалы дела и решение суда, обсудив доводы апелляционной жалобы, в пределах заявленных требований, судебная коллегия не находит правовых оснований для отмены принятого судом решения.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции, дав надлежащую оценку представленным сторонами доказательствам, доводам и возражениям сторон, применив нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, пришел к обоснованному выводу о том, что вышеназванные исковые требования Шкарина А.С. удовлетворению не подлежат, поскольку отсутствуют правовые основания для предоставления истцу жилого помещения по договору социального найма, так как истец с заявлением о принятии его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в орган местного самоуправления не обращался, каких-либо документов, подтверждающих право состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении по договору социального найма в администрацию г. Шарыпово не представлял. Кроме того, истец не являлся членом семьи собственника спорного жилого помещения, поскольку собственник ШНИ. в квартире по адресу: "адрес" не проживала.
Выводы об этом в решении суда подробно мотивированы, соответствуют обстоятельствам дела, из которых видно, что в соответствии с договором купли-продажи от 29 сентября 1997 года Шкарина Н.И. приобрела в собственность двухкомнатную квартиру, жилой площадью "данные изъяты" находящуюся по адресу: "адрес"
Содержанием выписки из домовой книги подтверждается, что по вышеуказанному адресу с 26.09.2000 года состоит на регистрационном учете Шкарин А.С; в период времени с 07.07.2000 года по 06.05.2011 года по этому адресу были зарегистрированы ШСА. - жена истца, ШМА. - сын истца.
Из акта межведомственной комиссии от 08.06.2000 года, назначенной решением администрации г. Шарыпово N от "дата" года, следует, что жилой дом "адрес", в сборно-щитовом исполнении введен в эксплуатацию в 1983 году, техническое состояние дома ветхое, общий процент износа 68 %: сырость, деформация фундамента, стеновых панелей, образование щелей в стенках между панелями, трещины в узлах соединений балок, прогибы и просадка пола, перекос оконных и дверных проемов, разрушение обвязки из бруса, поражение ее гнилью, массовое повреждение трубопровода и сильное поражение труб ржавчиной. Дом подлежит сносу. Заключением городской межведомственной комиссии по результатам осмотра указанного дома и технического паспорта на дом, жилой дом "адрес" признан непригодным для постоянного проживания. Указанный акт утвержден решением Администрации города Шарыпово N 32-158 от 11.01.2001 года.
Ветхий аварийный дом N 1 по ул. Шахтерская п. Дубинино г. Шарыпово был ликвидирован в результате физического износа на территории поселка Дубинино в ноябре 2006 года, что подтверждает справкой администрации поселка Дубинино от 15.11.2013 года.
Из учетного дела, представленного администрацией г. Шарыпово следует, что 28.08.2008 года Шкарина Н.И. обращалась в Агентство по реализации жилищных программ администрации Красноярского края с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях краевого государственного специализированного жилищного фонда для социальной защиты отдельных категорий граждан, ШНИ и членам ее семьи ШАС., ШСА., ШМА
Согласно договору от N года, Шкариной Н.И. передана безвозмездно в собственность двухкомнатная квартира, находящаяся по адресу: "адрес" на основании Закона "О приватизации" и Положения о приватизации жилого фонда г. Шарыпово. Шкарина Н.И. постоянно зарегистрирована по вышеназванному адресу "дата" года, что подтверждается выпиской из домовой книги и справкой, находящихся в учетном деле.
Из письменной информации Агентства по реализации жилищных программ администрации Красноярского края от 31.10.2008 года в адрес главы города Шарыпово следует, что в соответствии с п. 6 Порядка постановки на учет граждан, утвержденного Постановлением Совета администрации Красноярского края от 04.05.2006 года N 113-п "О реализации Закона Красноярского края от 05.07.2005 г. N 15-3648 "О жилых помещениях для социальной защиты отдельных категорий граждан, проживающих в пос. Дубинино города Шарыпово Красноярского края", агентство уведомляет об отказе в постановке на учет граждан, в том числе: Шкариной Н.И., ШАС. ШМА. ШСА. (приказ агентства N N-п от "дата" года), так как указанные граждане не соответствуют условиям программы по Закону от 05.07.2005 г. N 15-3648.
В ответе от 19.11.2009 года N 2374 на обращение от "дата" года, направленном ШАС. проживающему по адресу: "адрес", КУМИ и ЗО Администрации г. Шарыпово разъяснено, что на основании распоряжения Совета администрации края от 23.03.2006 года N 159Р постановку на учет граждан до 31.12.2008 года осуществляло Агентство по реализации жилищных программ администрации Красноярского края. В КУМИ имеется копия приказа об отказе ШНИ. в постановке на учет N N-п от "дата" г., составом семьи 4 человека. В настоящее время за разъяснением о причинах отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении краевого государственного специализированного жилищного фонда для социальной защиты отдельных категорий граждан в соответствии с Законом Красноярского края "О жилых помещениях для социальной защиты отдельных категорий граждан, проживающих в пос. Дубинино г. Шарыпово Красноярского края" от 05.07.2005 года N 15-3648, ему (Шкарину А.С.) необходимо обратиться в отдел реализации краевых программ Министерства строительства и архитектуры Красноярского края. Жилые помещения по вышеуказанному закону предоставляются гражданам на основании решения уполномоченного органа исполнительной власти края.
Суд первой инстанции, проверяя доводы истца, обоснованно пришел к выводу о том, что в настоящее время нет правовых оснований для предоставления Шкарину А.С. жилья по договору социального найма в судебном порядке, поскольку между собственником жилого помещения и администрацией г. Шарыпово не установлено обязательного в соответствии с ч. 8 ст. 32 ЖК РФ условия, то есть не достигнуто какого-либо соглашения о предоставлении другого жилого помещения взамен утраченного, а собственник вправе требовать выплату выкупной стоимости утраченного жилья.
Доводы апелляционной жалобы о нарушении прав несоблюдением процедуры изъятия жилого помещения и предоставлением ему равнозначного по площади ранее занимаемому утраченному жилого помещения, судебная коллегия находит несостоятельными и не основанными на нормах действующего законодательства.
В силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ устанавливает, что обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд производится в случаях признания в установленном Правительством РФ порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.
В соответствии с разъяснением, которое дано в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" и в силу ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой, исходя из принадлежности жилого дома, федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.
В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы ч. ч. 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ.
Решение вопроса о выкупе жилого помещения либо предоставлении взамен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения требует соблюдения предварительной процедуры, как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Бездействие органа местного самоуправления по принятию соответствующих решений, необходимых для соблюдения процедур, перечисленных в части 10 статьи 32 ЖК РФ, является основанием для его обжалования гражданами в порядке, предусмотренном главы 25 ГПК РФ.
Статьей 51 ЖК РФ определены основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, одним из которых является проживание в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
В соответствии со статьей 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, цели социальной политики Российской Федерации предопределяют обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан. В свою очередь, человек, если он в силу объективных причин не способен самостоятельно достичь достойного уровня жизни, вправе рассчитывать на получение поддержки со стороны государства и общества.
Эти конституционные начала взаимоотношений личности, общества и государства в социальной сфере распространяются и на отношения, связанные с осуществлением права на жилище.
Закрепляя в соответствии с этим право каждого на жилище и предполагая, прежде всего, ответственное отношение самих граждан к его осуществлению, Конституция Российской Федерации одновременно возлагает на органы государственной власти и органы местного самоуправления обязанность по созданию условий для осуществления права на жилище, при этом она предусматривает, что малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормам.
Из данных конституционных предписаний, реализуемых во взаимосвязи с конституционными принципами справедливости и уважения достоинства личности (преамбула; статья 2; статья 21, часть 1 Конституции РФ) и с учетом юридически значимых для Российской Федерации норм международного права, вытекает обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно.
Федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 ЖК РФ), что согласуется со статьей 40 (часть 3) Конституции РФ, которая обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.
При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.
В соответствие с п. 1 ст. 7 ЖК РФ, при определении порядка обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения при сносе дома по основаниям, установленным ЖК РФ, следует руководствоваться положениями ст. 32 ЖК РФ.
Если жилые помещения в подлежащем сносу доме принадлежат гражданам на праве собственности, то при изъятии у собственника жилого помещения и решении вопроса о предоставлении ему иного жилья следует руководствоваться положениями статьи 32 ЖК РФ, то есть жилое помещение может быть изъято у его собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену (пункт 8 статьи 32 ЖК РФ).
При применении пункта 8 статьи 32 ЖК РФ необходимо руководствоваться подпунктом "и" п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ", в соответствие с которым предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон. При отсутствии согласия органа местного самоуправления на предоставление гражданину другого жилого помещения на праве собственности взамен изымаемого суд не вправе обязать орган местного самоуправления предоставить гражданину такое жилое помещение.
Исходя из вышеизложенного, отсутствия со стороны ответчика признания иска, судебная коллегия считает, что у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения иска Шкарина А.С. и возложения на администрацию г. Шарыпово обязанности по предоставлению ему по договору социального найма жилого помещения.
Данные выводы в решении суда подробно мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждены исследованными судом доказательствами, надлежащая оценка которым дана судом в решении.
Судебная коллегия соглашается с правильными выводами суда первой инстанции о том, что Шкарин А.С. в силу положений ст. 31 ЖК РФ не является членом семьи ШНИ. собственника спорного жилого помещения. При этом судом обоснованно установлено и подтверждается материалами дела, что ШНИ. ШАС. было отказано в постановке на учет для получения жилья из-за несоответствия условий программы по действующему на 2008 год законодательству Красноярского края.
Более того, доводы апелляционной жалобы о нарушении прав собственника спорного жилого помещения, не могут рассматриваться в рамках данных заявленных исковых требований Шкарина А.С., поскольку собственник Шкарина Н.И., не лишена возможности на основании действующего законодательства РФ самостоятельно обратиться к указанному ответчику с иском в суд с соответствующими требованиями.
Исходя из вышеизложенного, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку фактически сводятся к переоценке доказательств, которые являлись предметом тщательного исследования и проверки судом первой инстанции и обоснованно им отклонены. Других доводов, опровергающих выводы суда, апелляционная жалоба не содержит. Процессуальных нарушений, влекущих отмену постановленного судом решения, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Шарыповского городского суда Красноярского края от 24 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Шкарина А.С. - Давиденко О.И. оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.