Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:
Председательствующего Нестеровой М.В.
судей Переверзиной Е.Б., Хрулевой Т.Е.
при секретаре Яровой Ю.В.
с участием прокурора Алферьевой М.В.
рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика общества с ограниченной ответственностью "РОСТ" на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым удовлетворены исковые требования Выборгского городского прокурора Ленинградской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью "РОСТ" об обязании ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов.
Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Нестеровой М.В., заключение прокурора прокуратуры Ленинградской области Алферьевой М.В., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Выборгский городской прокурор Ленинградской области обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "РОСТ" об обязании провести мероприятия по очистке земель лесного фонда, находящихся у ООО "РОСТ" на праве аренды, путем вывоза бытовых отходов объемом около 15 куб. м, незаконно размещенных на территории земель лесного фонда в "адрес" государственного казенного учреждения "Управление лесами Ленинградской области" (далее - ЛОГКУ "Ленобллес"), специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с отходами, на санкционированный полигон твердых бытовых отходов (далее - ТБО).
В обоснование своих требований прокурор указал, что в результате проведенной прокуратурой проверки было установлено, что на территории лесного фонда, а именно в "адрес" размещена несанкционированная свалка отходов потребления объемом 15 куб. м. Указанный лесной участок находится в аренде у ООО "РОСТ" на основании договора аренды лесного участка с целью заготовки древесины от ДД.ММ.ГГГГ N, заключенного между указанной организацией и Комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области.
По мнению прокурора, обязанность по осуществлению санитарно- оздоровительных мероприятий в лесах, в том числе, очистке лесов от захламления, загрязнения или иного воздействия, возложена на арендаторов лесных участков. Ненадлежащее выполнение ООО "РОСТ" указанной обязанности приводит к значительному ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки на территории лесного фонда, негативно влияет на состояние природной среды, создает реальную угрозу эпидемиологического заболевания населения, чем нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Ссылаясь на положения, ст. 51 ФЗ "Об охране окружающей среды", ст.ст. 13, 42 Земельного кодекса РФ, ст. 55 Лесного кодекса РФ, п.7.8 ГОСТ 30772-2001 "Ресурсоснабжение. Обращение с отходами, термины и определения", введенного в действие 01.07.2002 Постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 N607-CT, ч.9 ст. 14 Областного закона от 04.03.2010 N7-03 "Об обращении с отходами в Ленинградской области", п.п.3.1, 3.2 СанПин 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 05.08.1988 N4690-99, п. 28 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29 июня 2007 года N 414, прокурор просил удовлетворить заявленные требования (л.д. 2-6).
Представитель истца помощник Выборгского городского прокурора Ленинградской области Шаркова О.А. в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования поддержала.
Представитель ответчика ООО "РОСТ" - Чекменева И.В. иск не признала.
Представитель третьего лица Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности Ленинградской области Якубяк В.И. в судебном заседании поддержал требования прокурора.
Представитель третьего лица Северо-Западного лесничества - филиала ЛОГКУ "Ленобллес" главный специалист лесного отдела Донник Б.В. в судебном заседании возражал против удовлетворения требований прокурора.
ДД.ММ.ГГГГ Выборгским городским судом постановлено решение, которым исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме.
ООО "РОСТ", в лице его руководителя обязано в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу провести мероприятия по очистке земель лесного фонда, находящегося у ООО "РОСТ" на праве аренды, от захламления путем вывоза ТБО, незаконно размещенных на территории земель лесного фонда в "адрес" специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с ТБО, на санкционированный полигон ТБО.
С ООО "РОСТ" в бюджет муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" рублей (л.д. 143-152).
Определением Выборгского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ в указанном выше решении суда исправлены следующие описки: в мотивировочной части в абзаце 3 на листе решения 6 исключена фраза "(предоставленный ответчиком суду не в полном объеме)"; в резолютивной части в абзаце 2 на листе решения 9 исключена фраза "в лице его руководителя" (л.д. 158-159).
Представитель ответчика ООО "РОСТ" - Чекменева И.В., не согласившись с законностью и обоснованностью решения суда, подала на него жалобу, в которой просит решение Выборгского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и несоответствие выводов суда, обстоятельствам дела.
В обоснование представленной жалобы указано, что собственник отходов не установлен, свалка расположена на землях муниципального образования "Город Выборг" Выборгского района Ленинградской области, которое обязано в силу положений ст. 15 и ст. 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ организовывать мероприятия по охране окружающей среды, организации утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. По мнению подателя жалобы, состав и сущность договора аренды лесного участка не может быть основанием для обязания арендатора осуществлять сбор и вывоз отходов. Кроме того, подобные мероприятия не предусмотрены Лесной декларацией и утвержденным Проектом освоения лесов.
Представитель ответчика ООО "РОСТ" в суд апелляционной инстанции не явился, надлежаще извещен о времени и месте рассмотрения жалобы, заявлений об отложении рассмотрения не представил, доказательств уважительности причин не явки в суд апелляционной инстанции не представил.
С учетом изложенных обстоятельств имеются основания для рассмотрения жалобы в отсутствие ее подателя.
В заключении прокурор Алферьева М.В. просила решение Выборгского городского суда Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители третьих лиц Комитета государственного контроля природопользования и экологической безопасности "адрес", Северо-Западного лесничества - филиала ЛОГКУ "Ленобллес" в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, возражений по апелляционной жалобе не представили.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора, полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда приходит к следующему.
Из материалов дела следует и судом первой инстанции установлено, что ООО "РОСТ" является арендатором лесного участка общей площадью "данные изъяты" га, расположенного по адресу: "адрес" в целях заготовки древесины, на основании заключенного с Комитетом по природным ресурсам и охране окружающей среды Ленинградской области договора аренды лесного участка N от ДД.ММ.ГГГГ. Срок действия договора - 40 лет.
По условиям договора аренды ответчик обязался использовать лесной участок в соответствии с лесным законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ, выполнять требования Санитарных правил в лесах РФ.
Согласно акту обследования территории Выборгского участкового лесничества Северо-Западного лесничества филиала ЛОГКУ "Ленобллес" N от ДД.ММ.ГГГГ на лесном участке в "адрес" выявлено несанкционированное скопление отходов производства и потребления объемом 15 куб. м. Определить принадлежность отходов какому-либо собственнику не представилось возможным. Лесничим Выборгского участкового лесничества составлены также Акт о нарушении лесного законодательства N от ДД.ММ.ГГГГ и справка об ущербе.
Материалами дела подтверждается, что указанный лесной участок предоставлен в аренду ООО "РОСТ", том числе в соответствии с проектом освоения лесов, прошедшим государственную экспертизу, утвержденную распоряжением Комитета по природным ресурсам Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ N.
Согласно ст. 51 ФЗ от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", части 1 ст. 22 ФЗ от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов на почву запрещается.
В соответствии с п. п. 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных Минздравом СССР 5 августа 1988 года N 4690-88, обезвреживание твердых и жидких бытовых отходов производится на специально отведенных участках или специальных сооружениях по обезвреживанию и переработке. Запрещается вывозить отходы на другие, не предназначенные для этого места, а также закапывать на сельскохозяйственных полях. Твердые бытовые отходы следует вывозить на полигоны (усовершенствованные свалки), поля компостирования, перерабатывающие и сжигательные заводы.
При этом положения ст. 13 Земельного кодекса РФ обязывают собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; ликвидации последствий загрязнения земель.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В соответствии с ч. 2 ст. 55 Лесного кодекса РФ, подпунктом "г" пункта 2 и пунктом 4 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 г. N 414, на лесных участках, предоставленных в аренду, санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются арендаторами этих участков на основании проекта освоения лесов.
Согласно положениям п. 28 указанных Правил, санитарно-оздоровительными мероприятиями являются вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
В соответствии со ст. 616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать переданное в аренду имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом иными правовыми актами или договором аренды.
Обязанность арендатора по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий на арендуемом лесном участке установлена как законом (часть 2 статьи 616 ГК РФ, часть 2 статьи 55 Лесного кодекса РФ), так и иными правовыми актами (пункт 4 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.06. 2007 г. N 414).
Содержащееся в названных нормах указание на то, что санитарно-оздоровительные мероприятия осуществляются на основании Проекта освоения лесов, не изменяют установленной этими нормами обязанности, а лишь указывают на необходимость включения санитарно-оздоровительных мероприятий в Проект освоения лесов. В силу императивности перечисленных норм, проект не может противоречить им и ставить обязанность арендатора по проведению санитарно-оздоровительных мероприятий под условие о наличии прямого указания в Проекте освоения лесов на проведение арендатором очистки лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия.
Таким образом, исходя из системного толкования вышеуказанных положений закона, поскольку зафиксированная несанкционированная свалка расположена на территории, арендуемой ответчиком, она подлежит ликвидации в рамках санитарно-оздоровительных мероприятий очистки леса проводимых ООО "РОСТ".
При этом в данном случае определяются не меры гражданско-правовой ответственности арендатора за причинение вреда, непременным условием которой является наличие вины, а выполнение им установленной законом обязанности по содержанию арендованного лесного участка.
Изложенное также подтверждается положениями ст. 14 Закона Ленинградской области от 04 марта 2010 года N 7-оз "Об обращении с отходами в Ленинградской области", которой установлены требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований Ленинградской области.
Так, согласно ст. 14 указанного Закона органы местного самоуправления городских, сельских поселений и городского округа обязаны предпринимать меры по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель в границах земельных участков, находящихся в собственности соответствующих муниципальных образований и не переданных в собственность, владение, пользование (аренду) иным лицам. В иных случаях обязанности по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель возлагаются на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков. Собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков, расположенных в границах соответствующих муниципальных образований, обязаны: нести бремя содержания земельного участка и бремя ответственности за нарушение требований в области обращения с отходами; предпринимать меры по защите земель от загрязнения, захламления отходами производства и потребления, по недопущению организации свалок отходов, а также по ликвидации последствий загрязнения и захламления земель в границах соответствующих земельных участков; обеспечивать своевременный сбор и вывоз отходов с земельных участков в места, предназначенные для сбора, временного хранения, размещения отходов (в том числе путем заключения договоров на сбор и вывоз отходов со специализированными организациями). В случае обнаружения на земельном участке брошенных (иным образом оставленных в целях отказа от права собственности на них) отходов, собственник которых не установлен, лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, может обратить указанные отходы в свою собственность либо принимает меры к перемещению указанных отходов в санкционированные места размещения.
Лесная декларация, на которую ссылается ответчик, предоставляет ООО "РОСТ" право осуществлять изъятие лесных ресурсов (лесов для заготовки древесины) на арендованном участке и не освобождает от обязанности осуществления санитарно-оздоровительных мероприятий на арендуемом лесном участке с момента передачи его по договору аренды.
В то же время администрация МО "Город Выборг" Выборгского района Ленинградской области не наделена отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, лесов в порядке, установленном законодательством РФ в отношении данного земельного участка лесного фонда.
При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил требования прокурора, возложив обязанность по ликвидации свалки, размещенной в "адрес", на ООО "РОСТ".
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.
Однако в нарушение указанных требований суд первой инстанции принял решение по заявленным прокурором требованиям без учета изменения предмета иска, что влечет необходимость изменения решения суда с обязанием ООО "РОСТ" провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от захламления.
Согласно п. 30 ст. 12 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в ред. Федерального закона от 25.06.2012 N 93-ФЗ), в соответствии с настоящим Федеральным законом лицензированию подлежат следующие виды деятельности: деятельность по обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
При этом класс опасности отходов для окружающей природной среды подтверждается в соответствии с федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденном приказом МПР России от 02.12.2002 N 786.
Таким образом, деятельность по сбору и вывозу отходов V класса опасности или отходов, для которых класс опасности не установлен, лицензированию не подлежит.
Доказательствами по делу не подтверждается отнесение отходов, незаконно размещенных на лесном участке, расположенном в выделе 36 квартала 40 Выборгского участкового лесничества к I - IV классов опасности и их виду, что исключает возможность возложения на ООО "РОСТ" обязанности по их сбору и вывозу именно специализированным транспортом и организацией, имеющей лицензию на право обращения с отходами, что так же что влечет необходимость изменения решения суда в указанной части.
Кроме того, судебная коллегия полагает необходимым отметить, что при взыскании с ответчика в бюджет муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области расходов по оплате государственной пошлины, суд первой инстанции неверно указал сумму, подлежащую взысканию. Верно применив положения подп. 3 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ, поскольку прокурором иск был заявлен в интересах неопределенного круга лиц, суд определил размер государственной пошлины, подлежащей присуждению с ООО "РОСТ", в 2000 рублей. Вместе с тем, в соответствии с указанной нормой права при подаче искового заявления имущественного характера, не подлежащего оценке, а также искового заявления неимущественного характера размер государственной пошлины
для физических лиц составляет 200 рублей.
Таким образом, решение суда в части размера взысканной государственной пошлины подлежит изменению.
Учитывая изложенное судебная коллегия признает необходимым решение суда как принятое с нарушением норм материального и процессуального права изменить, и руководствуюсь, в том числе требованиями п. 2 ст. 206 ГПК РФ, принять по делу новое решение, об обязании ООО "РОСТ" провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от захламления в течение тридцати дней со дня вынесения данного определения.
Не указание судом в резолютивной части решения морфологического состава отходов, при наличии совокупности доказательств, подтверждающих фактическое размещение на указанной территории отходов, не являются основаниями к изменению или отмене решения суда.
При этом прокурором избран предусмотренный законом способ защиты прав и интересов неопределенного круга лиц, в том числе и ст. 12 ГК РФ, в пределах полномочий предоставленных прокурору ст. 45 ГПК РФ и Федеральным законом "О прокуратуре РФ", в независимости от наличия или отсутствия в действиях ответчика, в том числе и признаков административного правонарушения.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что при принятии решения в остальной части судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства, произведена полная и всесторонняя оценка исследованным в судебном заседании доказательствам по правилам ст. 67 ГПК РФ, применены нормы материального права, подлежащие применению к возникшим спорным правоотношениям, и постановлено законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями гражданского процессуального законодательства.
Доводы жалобы не содержат правовых оснований к изменению или отмене решения суда, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования и оценки суда, а так же к выражению несогласия с оценкой судом представленных по делу доказательств, и не могут быть удовлетворены.
Оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены или изменения в остальном решения суда не имеется, решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Выборгского городского суда Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ в части удовлетворения требований к обществу с ограниченной ответственностью "РОСТ" и размера судебных расходов, изменить.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "РОСТ" в доход бюджета муниципального образования "Выборгский район" Ленинградской области расходы по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" рублей.
Обязать общество с ограниченной ответственностью "РОСТ" провести мероприятия по очистке земель лесного фонда от захламления путем организации сбора и вывоза отходов, незаконно размещенных на лесном участке, расположенном в "адрес" на санкционированный полигон твердых бытовых отходов, в течение тридцати дней со дня вынесения данного определения.
В остальной части решение Выборгского городского суда Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "РОСТ" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Судья Гомзяков А.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.