Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Бежевцовой Н.В.,
судей Бирючковой О.А., Коваленко О.В.,
при секретаре Курышевой П.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании 2 апреля 2014 года в городе Магадане в помещении Магаданского областного суда гражданское дело по иску прокурора города Магадана в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению дополнительного образования "Детско-юношеский центр" об обязании провести обязательное энергетическое обследование и получить энергетические паспорта на нежилые помещения
по апелляционной жалобе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детско-юношеский центр" на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 23 декабря 2013 года.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Бирючковой О.А., объяснения представителя муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детско-юношеский центр" - Белоусовой Е.В., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения помощника прокурора Магаданской области Зариповой Е.В. относительно доводов жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Прокурор города Магадана обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к муниципальному казенному образовательному учреждению дополнительного образования детей "Детско-юношеский центр" (постановлением мэрии города Магадана от 14 января 2014 года N 60 переименовано в муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детско-юношеский центр", далее - МБУДО "Детско-юношеский центр", Учреждение) об обязании провести обязательное энергетическое обследование и получить энергетические паспорта на нежилые помещения.
В обоснование указывал, что прокуратурой города Магадана проведена проверка исполнения законодательства при реализации областной целевой программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в Магаданской области на 2010-2013 годы и целевые показатели до 2020 года" и муниципальной программы "Энергосбережение и повышение энергетической эффективности в муниципальном образовании "Город Магадан" на 2010-2017 годы", утвержденной постановлением мэрии города Магадана от 26 ноября 2010 года N 3654.
Ссылаясь на положения частей 1, 5, 6 статьи 15, частей 1, 2 статьи 16 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" указывал, что проведение энергетического обследования является обязательным для организаций с участием государства или муниципального образования. Первое энергетическое обследование должно быть организовано и проведено в период со дня вступления в силу вышеуказанного Федерального закона до 31 декабря 2012 года.
Проверкой установлено, что ответчик по своей организационно-правовой форме является муниципальным казенным образовательным учреждением. Функции и полномочия учредителя осуществляет Управление социальной поддержки семьи и молодежи мэрии города Магадана.
На праве оперативного управления за МБУДО "Детско-юношеский центр" закреплены следующие нежилые помещения, находящиеся в городе Магадане по улицам: "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес".
Энергетическое обследование Учреждением не проведено, энергетический паспорт отсутствует.
Просил суд возложить на ответчика обязанность провести обязательное энергетическое обследование в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и получить энергетические паспорта на вышеуказанные нежилые помещения в срок до 28 февраля 2014 года.
Определением судьи Магаданского городского суда от 11 ноября 2013 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление социальной поддержки семьи и молодежи мэрии города Магадана.
Решением Магаданского городского суда от 23 декабря 2013 года исковые требования прокурора города Магадана удовлетворены.
На МБУДО "Детско-юношеский центр" возложена обязанность в срок не позднее пяти месяцев с даты вступления в законную силу судебного решения провести обязательное энергетическое обследование в соответствии с Федеральным законом от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергоснабжении и о повышении энергетической эффективности и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" нежилых помещений, закрепленных за ним на праве оперативного управления, расположенные в городе Магадане по адресам:
- "адрес";
- "адрес";
- "адрес";
- "адрес";
- "адрес";
- "адрес";
- "адрес";
- "адрес",
и получить энергетические паспорта на указанные нежилые помещения.
С ответчика в доход бюджета муниципального образования "Город Магадан" взыскана государственная пошлина в размере 4000 рублей.
Не согласившись с решением суда, МБУДО "Детско-юношеский центр" в апелляционной жалобе просит его отменить ввиду неправильного применения норм материального права и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований.
Обращает внимание на то, что в 2012 году МБУДО "Детско-юношеский центр" было проведено энергетическое обследование клуба " " ... "", которое находится в отдельно стоящем здании по адресу: "адрес".
Учитывая, что перечисленные в иске нежилые помещения расположены в многоквартирных домах, то в силу положений части 6 статьи 15 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ энергетическое обследование должно производиться в целом по зданию лицами, ответственными за содержание многоквартирных домов, в данном случае - управляющей организацией, а не отдельно государственной (муниципальной) организацией и собственниками помещений.
Ссылаясь на раздел 1 Методических рекомендаций по проведению энергетического обследования многоквартирных домов, участвующих в региональных адресных программах по капитальному ремонту многоквартирных домов, финансируемых с участием средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунатьного хозяйства, полагает, что энергетическое обследование дома должно проводиться только после его капитального ремонта, если региональной адресной программой предусмотрено такое обследование.
Третье лицо, на заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика - Управление социальной поддержки семьи и молодежи мэрии города Магадана, извещенное о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явилось, ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. На основании частей 3, 5 статьи 167, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица.
В соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя ответчика и прокурора, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда приходит к следующему.
Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона от 23 ноября 2009 года N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в редакции от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ, далее - Федеральный закон N 261-ФЗ) под энергетическим обследованием понимается сбор и обработка информации об использовании энергетических ресурсов в целях получения достоверной информации об объеме используемых энергетических ресурсов, о показателях энергетической эффективности, выявления возможностей энергосбережения и повышения энергетической эффективности с отражением полученных результатов в энергетическом паспорте.
Энергетическое обследование может проводиться в отношении продукции, технологического процесса, а также юридического лица, индивидуального предпринимателя (часть 1 статьи 15 Федерального закона N 261-ФЗ).
Основными целями энергетического обследования являются получение объективных данных об объеме используемых энергетических ресурсов, определение показателей энергетической эффективности, определение потенциала энергосбережения и повышения энергетической эффективности, разработка перечня типовых, общедоступных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и проведение их стоимостной оценки (часть 2 статьи 15 Федерального закона N 261-ФЗ).
Энергетическое обследование проводится в добровольном порядке, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом оно должно быть проведено в обязательном порядке (часть 5 статьи 15 Федерального закона N 261-ФЗ).
Проведение энергетического обследования является обязательным для организации с участием государства или муниципального образования (пункт 2 части 1 статьи 16 Федерального закона N 261-ФЗ).
Лица, указанные в части 1 данной статьи, обязаны организовать и провести первое энергетическое обследование в период со дня вступления в силу Федерального закона до 31 декабря 2012 года, последующие энергетические обследования - не реже чем один раз каждые пять лет (часть 2 статьи 16 Федерального закона N 261-ФЗ).
По результатам энергетического обследования проводившее его лицо составляет энергетический паспорт и передает его лицу, заказавшему проведение энергетического обследования (часть 6 статьи 15 Федерального закона N 261-ФЗ).
Как установлено судом и следует из материалов дела, МБУДО "Детско-юношеский центр" является юридическим лицом, которое оказывает муниципальную услугу по дополнительному образованию и работе клубных формирований в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления, а также имеет обособленное имущество на праве оперативного управления (л.д.8).
Проверкой прокуратуры города Магадана установлено, что энергетическое обследование МБУДО "Детско-юношеский центр" не проводилось, энергетический паспорт отсутствует.
Указанный факт представителем ответчика не оспаривался.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор пояснила, что в иске заявлены требования о возложении на МБУДО "Детско-юношеский центр" как на юридическое лицо обязанности провести обязательное энергетическое обследование в соответствии с Федеральным законом N 261-ФЗ, а также о возложении на МБУДО "Детско-юношеский центр" обязанности провести в соответствии с этим же Законом обязательное энергетическое обследование перечисленных в исковом заявлении нежилых помещений и получить на них энергетический паспорт в срок до 28 февраля 2014 года.
Суд первой инстанции пришел к законному выводу об обоснованности требования прокурора о возложении на МБУДО "Детско-юношеский центр" обязанности провести энергетическое обследование, поскольку такая обязанность возложена на данное юридическое лицо приведенными выше положениями Федерального закона N 261-ФЗ.
Вместе с тем судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о необходимости удовлетворения требования о возложении на ответчика обязанности провести обязательное энергетическое обследование указанных в иске нежилых помещений и получить на них энергетический паспорт в связи со следующим.
Согласно приложению N 1 к договору N ... от 4 марта 1998 года о закреплении муниципального имущества, пояснениям представителя ответчика, клубы и офисное помещение, названные в иске прокурора города Магадана, расположены в многоквартирных домах.
Возлагая на МБУДО "Детско-юношеский центр" обязанность провести обязательное энергетическое обследование нежилых помещений, находящихся в городе Магадане по улицам: "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес", и получить на них энергетический паспорт, суд первой инстанции не учел, что нормы Федерального закона не предусматривают возможности энергетического обследования отдельных помещений в многоквартирном доме, соответственно, решение суда в части возложения на ответчика обязанности провести энергетическое обследование названных нежилых помещений не основано на нормах права.
При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены оспариваемого решения суда в указанной части и принятии в данной части нового решения об отказе в удовлетворении требований.
Решение суда в части возложения на МБУДО "Детско-юношеский центр", как на юридическое лицо, обязанности провести обязательное энергетическое обследование в соответствии с Федеральным законом N 261-ФЗ, по мнению судебной коллегии, подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Магаданского городского суда Магаданской области от 23 декабря 2013 года в части возложения на муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детско-юношеский центр" обязанностей провести обязательное энергетическое обследование нежилых помещений, расположенных по адресам: "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес"; "адрес", и получить энергетический паспорт на указанные нежилые помещения - отменить, приняв в этой части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В остальной части решение Магаданского городского суда Магаданской области от 23 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования "Детско-юношеский центр" - без удовлетворения.
Председательствующий Н.В. Бежевцова
Судьи О.А. Бирючкова
О.В. Коваленко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.